Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

среда, 13 июля 2011 г.

Мурка-мурманчанка


В  нашем городе любят поэзию Николая Колычева.  
Серьёзные взрослые  люди - мурманские литературоведы  признаются:  " Самый-самый-самый!" и размышляют о традициях Есенина и Рубцова, читая его стихи.  


ПИСЬМО С ГРАНИЦЫ

У нас на Севере – весна угрюмая,

Застава дальняя – в снегах по темечко.
Давай-ка я письмо тебе придумаю,
Потом напишется, найдется времечко.
Как остро видится,  как чутко слышится:
Там – птица вскрикнула, там – ветка хрустнула
У нас, на Севере, – тревожней дышится,
Я по-иному здесь Россию чувствую.

Не может солнышко никак подпрыгнуть ввысь,
По полуострову катаясь скользкому.
Истосковался я. Ты мне почаще снись.
У писем долог путь в заставы кольские.
Наш долгий снег разлук слизнёт слеза дождя,
А месяц май приблизит встречу скорую.
И хоть во все глаза гляжу на запад я,
Но сердцем – день и ночь – в другую сторону.

Пусть остается здесь навеки грусть моя,
Пусть что-то доброе во мне останется.
Когда б ты слышала как, нам сочувствуя,
Здесь по ночам вздыхает море Баренца!
А за границею – всё то же вроде бы:
Земля холодная, вода безбрегая…
Всё то же вроде бы…Но здесь же - Родина.
А там, за сопками – страна Норвегия.

*Колычев Н. Есть у каждого Русь изначальная. – Мурманск: Просвет. центр «Доброхот»; Добромысл. – 2005. – С.153. 

Молодое поколение  не оставляют равнодушными  строки, написанные  о любви. 

***
Мне она не раз во сне привидится,
Мне за эту ночь – до смерти каяться.
 Целовать? А вдруг уйдет, обидится?
Говорить? Никак не получается.

И ни жеста не нашел, ни слова я,
Как же мне простить себя, нескладного?
Ведь  она  так близко - нецелованная,
И заря краснеет 
Неоправданно.

*Колычев Н.В. Цветы и люди: Первая книга стихов. – Мурманск: Кн.изд-во, 1987. – C. 19.

 ***

На рябинах стынут капли красные,

Мокнет голубь за оконными стеклами.
У тебя, наверно, руки ласковые,
Даже видно, какие теплые.

А в глазах — искринки еле заметные,
И от них мои глаза — греются.
Да ты вся — неисправимо летняя,
Даже в осень за окном не верится.
 
*Колычев Н. Ты люби меня, люби меня…: Стихи о любви. – Мурманск: Доброхот, 2004 – C.44. 


Малыши всегда  рады  встречам с неунывающими   героями   детских книг  Николая Колычева. В его стихах  знают, как можно  справиться с косолапыми ботинками и  большеглазыми страхами. Пеленают в свой новенький шарф  кота Ваську и не чают души в Мурке-мурмяунчанке. И открывают  большой секрет для маленькой компании: 

Город-МУР-МЯУ! - Мурманск
Самый - МУР-МЯУ! - кошачий
 

 КОСОЛАПЫЕ БОТИНКИ

Я шагаю в садик с папой,
 Топочу, бужу дорогу.
- До чего ж ты косолапый! –
Говорит мне мама строго.

«Что за жизнь! Одни упреки!» -
Чуть не оступаюсь в лужу…
Я пыхчу – носками ноги
Вывернуть хочу наружу.

Но опять они упрямо
Загребают к серединке.
идно, мне купила мама
Косолапые ботинки.

Я найду на них управу,
Сколько можно, в самом деле!...
Поменяю левый с правым,
Чтоб носками врозь глядели.

 *Колычев Н. Косолапые ботинки: Стихи.. – Мурманск, 2000.- С.4.

ОДИН ДОМА

У зеркала мама и с галстуком возится папа, 
 А значит, весь вечер мне снова сидеть одному. 
Игрушки. Раскрытая книжка про Курочку-Рябу: 
И в вазе — конфеты. Назло ни одной не возьму! 

Скачу по квартире. Пинаю по комнате мячик. 
И Ваську-кота пеленаю в свой новенький шарф. 
Мне хочется плакать, но я ни за что не заплачу! 
Ведь мама и папа уходят. Кому утешать? 

Вообще-то я смелый. Но сам не пойму, отчего же
 Один остаешься — и страшным становится дом. 
И кажется чудищем жутким одежда в прихожей: 
И мы на кровати трясемся, обнявшись с котом. 

 А там, под кроватью сидят большеглазые страхи. 
Мне мама сказала: "У страха глаза велики". 
И чувствую я, как спина прилипает к рубахе, 
И страхов прошу, чтоб они уходили к другим. 

Но страшно бояться. И страхам бросаю я вызов!
"Эй, Васька, смелее! Сейчас мы их всех победим!" 
Я дерзко встаю. Я включаю — на всю — телевизор, 
Фонарик беру — и с котом под кровать мы глядим. 

А там — ничегошеньки нету. Там пусто и пыльно. 
И вовсе нас с Васькой пугать не пытался никто. 
И жизнь — хороша! И по телеку крутят мультфильмы. 
И — как по заказу — мультфильм про мышей и котов. 

А я обнимаю его: "Успокойся, бедняжка!" 
Ласкаю, целую, к себе прижимаю, любя. 
И я понимаю теперь, что не может быть страшно, 
Когда кто-то рядом слабей и пугливей тебя.


*Колычев Н.В. Мур-манчанка: [Сборник детских стихов]   /   Ил. Т.А.Шороховой. – Мурманск: Добромысл, 2007. -  С.27


МУРКА - МУРМАНЧАНКА

 От колбасы шкурка, 
Да молока плошка: 
МУР-МУР-МУР-МУР, Мурка - 
Мурманская кошка! 

Звезд голубые крошки 
Сыплются с поднебесья. 
 Мурка глядит в окошко, 
Мурка мурлычет песню: 

МУР-МУР-МУРМЯУнчане, 
Я в вас души не чаю! 
МУР-МУР-МУР-МУРси вам, 
Муркино спасибо! 

Есть у меняу - МЯУ! - 
Мойва. Полна банка! 
МУР-МУР-МУР-МУРМЯУнск! 
Мурка - МУРМЯУнчанка! 

Есть молока плошка, 
Завтра - еще будет: 
Где хорошо кошкам - 
Там хорошо людям. 

Носом в ладонь ткнулась, 
Мордочку в ней прячет: 
"Город-МУР-МЯУ! - Мурманск 
Самый - МУР-МЯУ! - кошачий".


*Колычев Н.В. Мур-манчанка: [Сборник детских стихов]   /   Ил. Т.А.Шороховой. – Мурманск: Добромысл, 2007. -  С.43.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...