Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

вторник, 19 июля 2011 г.

Акция «Переписка читателей»


ПУСТЬ ДЕТИ ПИШУТ ДРУГ ДРУГУ
Статья опубликована в газете Мурманской областной детско-юношеской библиотеки
Библиобус-экспресс. -2009- № 38 (январь).
Автор - Ирина Алексеевна КОРОВИНА, ведущий методист МГОДЮБ.

Если появится когда-нибудь Красная книга нашей родной культуры, то туда обязательно попадет эпистолярное искусство, т.е. умение писать письма. Умение красиво и правильно выражать свои мысли на бумаге никогда и никому не мешало, тем более читателям с творческими способностями. Другой вопрос, что мало людей сейчас заинтересованы в написании писем. Когда-то эпистолярный жанр процветал в России, а нужно ли это умение в век компьютерных технологий? Может, действительно, в наше время эпистолярный жанр не совсем актуален, ведь появилось очень много разных более удобных средств связи: мобильный телефон, электронная почта. Куда как проще позвонить человеку, поговорить, расспросить обо всем и поделиться своими проблемами и радостями. Сотрудники детских библиотек, участвующих в акции «Переписка читателей», сумели заинтересовать своих юных читателей написанием писем и доказать, что писать письма – это здорово и полезно
Современное поколение обширно и повсеместно использует вместо обычных писем электронные, а они изобилуют всяческими смайликами, которые вряд ли можно назвать искусством написания писем. Электронные письма, конечно, более удобны и наиболее распространены, но как хочется иногда получить настоящее «живое» письмо, в котором отражено все, что человек чувствует, переживает и пытается передать тебе свои эмоции. Ведь эпистолярный жанр - это что-то особенное, оригинальное, отражающее личность автора письма.
Вот такие мысли послужили толчком для организации и проведения акции «Переписка читателей». Апробация акции прошла в Мурманской областной детско-юношеской библиотеке в рамках программы начального литературного развития. Для учащихся 4 «Б» класса гимназии №5 был проведен час письма другу «Я расскажу тебе в письме о городе, где я живу…» и было предложено написать незнакомому другу из другого города письмо о Мурманске. Эта идея была поддержана ребятами и педагогом Абрамовской Т.В. И закипела работа: дети прочитали книги о Мурманске, учитель организовала экскурсию по городу и после этого ребята приступили к написанию писем и их оформлению.
Письмо может стать настоящим произведением искусств, оригинально написанным и оформленным. Доказательством этого стали письма ребят, украшенные рисунками, приклеенными картинками и фотографиями. Украшением писем стали и отрывки из самых лучших стихов о Мурманске. Конверты тоже были оригинально оформлены авторами писем. А в конвертик можно положить чего-нибудь интересненькое и оригинальное: засушенный листочек, календарик, открыточку. Что и делали участники акции, вкладывая в конверт картинки, календарики, открытки с достопримечательностями города.
Оказывается, клочок бумаги можно наполнить смыслом, чувствами, порывами души. Через письмо можно определить, как относится к тебе человек, о чем он думает, чем живет... В своих письмах, обращаясь к новому незнакомому другу, дети не только рассказывали о себе, о тех достопримечательностях Мурманска, которые есть только здесь: о северном сиянии, о незамерзающем зимой заливе Гольфстриме, о полярной ночи и белых летних ночах, но и поделились своими мыслями и чувствами, которые они испытывают к родному городу. «Я горжусь своим городом и люблю его», - почти в каждом письме звучало подобное признание в любви. «А самое замечательное в нашем городе – это жители – мурманчане. Они самые добрые и отзывчивые! Всегда приходят на помощь», - написал Боцманов Коля. Закончили свои письма ребята самыми добрыми пожеланиями и приглашением посетить город Мурманск: «Приезжай к нам в Мурманск! Тебя встретят радушно, как умеют встречать только на Севере» (Соловьёв Костя).
Когда письма были готовы к отправке, ребята принесли их в библиотеку и разрешили прочитать. Чтение писем доставило громадное удовольствие! Из этих писем получился замечательный сборник эпистолярного творчества под названием «В нашем городе морском». А сами письма были отправлены в Иркутскую ОДБ, библиотекарю, с которой была заключена предварительная договоренность о совместном проведении акции. Бандероль с письмами благополучно добралась до Иркутска. Пришла она накануне Нового 2008 года. И самое главное, что вручил их ребятишкам, ученикам 2 «А» класса гимназии №44 г. Иркутска, Дед Мороз на новогодней елке, где присутствовали и их родители. Как сообщила в своем письме Лидия Никитична Молина, сотрудник Иркутской ОДБ, эффект был необычный: дети радовались и верили, что это Дед Мороз привез письма.
А сколько было радости у юных мурманчан, когда они получили ответы на свои письма, причем письма уже были адресованы конкретным детям. Юные жители Иркутска в своих письмах поведали много интересного о себе, своих семьях, о своем замечательном городе: «На месте нашего города когда-то шумела тайга. Более 345 лет назад, летом 1661 года отряд Якова Ивановича Похабова построил небольшой острог». И, конечно, в каждом письме было написано о Байкале, уникальном озере, которое находится в 60 км от Иркутска, настоящем чуде природы, которым дети очень гордятся: «Но самой большой достопримечательностью нашего города является озеро Байкал. Его называют голубой улыбкой планеты Земля»; «Самая главная наша гордость – это озеро Байкал».
В заключении писем маленькие гостеприимные жители Иркутска приглашали в гости: «Летом мы всей семьёй отдыхаем на Байкале, купаемся, ловим рыбу, ходим в походы. Если будет возможность – обязательно приезжай ко мне в гости, в город Иркутск». Открытки, календарики и картинки с достопримечательностями и видами Иркутска и Байкала, фотографии авторов писем, вырезки из журналов и газет, вложенные в конверты, стали приятным сюрпризом для получателей писем.
В ответ на свои письма авторы просили побольше написать о себе, о Мурманске, о семье: «Я ни разу не был на Кольском полуострове, и поэтому мне хотелось бы побольше узнать о твоем городе, крае и о тебе»; «Я никогда не видела северного сияния. Скажи, пожалуйста, Вика, красиво ли это?» Как сообщила Лидия Никитична, детям при чтении писем из Мурманска многое было непонятно, например, они не знали, что такое Гольфстрим и северное сияние. Но на помощь, как всегда, пришли книги, где ребята нашли ответы на свои вопросы.
После успешной апробации в областных библиотеках Мурманска и Иркутска акция «Переписка читателей», организованная МОДЮБ, нашла поддержку в библиотеках г. Ковдора, Полярные Зори, поселка Молочного.
В Ковдорскую ЦДБ с предложением принять участие в переписке обратились детская библиотека поселка Молочный и ЦДБ города Полярные Зори, на что они получили согласие. Для всех участников акции в этих городах прошли краеведческие часы, где библиотекари рассказывали об истории своего города и представляли книги, в которых ребята имели возможность найти много интересных фактов. Библиотекарями были проведены также занятия, обучающие искусству написания писем. И вот между читателями детских библиотеках этих городов завязалась активная переписка, в ходе которой они нашли себе новых друзей в другом городе и поселке Мурманской области, а также в год 70-летия Мурманской области узнали много нового о своей области и её населённых пунктах. Например, перед тем, как началась переписка, библиотекари Ковдора решили выяснить, а что знают их читатели о поселке Молочном. На вопрос, как они думают, почему поселок Молочный носит такое название, отвечали, что, наверное, там много коров, которые дают молоко, и жители этого поселка все очень любят молоко. Когда же они узнали о достопримечательностях Молочного из писем своих друзей по переписке, то у них появилась мечта побывать там, чтобы посетить ферму, где разводят страусов, и пройтись по висячему мосту.
Реализовать акцию было бы невозможно без сотрудничества с педагогами и родителями. Так, помощь в реализации акции оказали: в Мурманске – Т.В. Абрамовская, в Иркутске – Репина В. П., в Ковдоре - учитель С.А. Демина, в городе Полярные Зори – учитель литературы и русского языка С.В. Савина и классный руководитель О.М. Маныцкова.
Большую поддержку получили участники акции и от своих родителей. Очень помогли своим детям родители в Ковдоре. Они вместе с детьми посетили учреждения города для того, чтобы побольше узнать об их истории.
В городе Полярные Зори сотрудники детской библиотеки решили поощрить участников, и дети получили призы за написание и оформление писем.
Так благодаря этой акции дети в век смс-ок и смайликов научились писать письма. Конечно, теперь, подружившись, ребята общаются по Интернету и с помощью электронной почты. Но самое главное достижение заключается в том, именно детская библиотека этих городов стала для них источником знаний о городе и области, источником радости ожидания и получения писем, центром общения со сверстниками. Сотрудники детских библиотек, активные организаторы акции: А.В. Блинкова, Л.К. Рябкова и Н.И. Маслова, делясь впечатлениями о том, как проходила акция, рассказывали, с каким нетерпением ждали письма ребята, чуть не ежедневно прибегая в библиотеку с вопросом, пришло ли письмо, и с тем же вопросом обращались, встречая библиотекарей в городе.
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Февраль 2010 года. Рассказ на курсах повышения квалификации.
Друзья по переписке настолько сдружились, захотели встретиться. И благодаря усилиям библиотекарей, которые нашли силы и возможность организовать такую поездку. Так, осенью 2009 на автобусе, предоставленном ОАО АТЦ, 26 читателей ЦДБ, библиотекари, классный руководитель и один из родителей отправились в г. Ковдор на встречу с друзьями по переписке. Там ребята посетили ЦДБ, краеведческий музей, СОШ №1, где учатся их друзья по переписке. Встреча продолжилась в Ковдорской ЦДБ, где состоялся турнир «Знатоки литературы» и час личного общения с друзьями. Затем состоялись экскурсия по городу, возложение цветов к памятникам Защитникам Заполярья и Воинам-интернационалистам.
5 часов для друзей по переписке пролетели незаметно. Но наступило время расставания. Весной 2010 г. в уже в библиотеке города Полярные Зори ждут с ответным визитом читателей Ковдорской ЦДБ.
Реализовать акцию было бы невозможно без сотрудничества с педагогами и родителями. Так, помощь в реализации акции оказали: в Мурманске – Абрамовская Т. В., в Иркутске – Репина В. П., в Ковдоре - учитель Демина С. А., в городе Полярные Зори – учитель литературы и русского языка Савина С. В. и классный руководитель Маныцкова О. М.
Большую поддержку получили участники акции и от своих родителей. Очень помогли своим детям родители в Ковдоре. Они вместе с детьми посетили учреждения города для того, чтобы побольше узнать о их истории.
Но акция ни за что не состоялась бы, если бы не заинтересованные сотрудники детских библиотек, активные организаторы акции А. В. Блинкова, Л. К. Рябкова и Н. И. Маслова. Только благодаря этим библиотечным специалистам, их активности и заинтересованности читатели библиотек подружились.
Отвечая на вопрос, а нужно ли писать письма в наше время, все участники акции могут с уверенностью сказать: да это просто необходимо!

Слайды презентации И.А.Коровиной.


4 комментария:

  1. Красная книга эпистолярного жанра - звучит! :)
    Акция необычная, главное, что она сблизила ребятишек, да еще и о своем городе узнали больше. А эти оформленные письма каким-либо образом сохранились для истории?

    ОтветитьУдалить
  2. Об этом история умалчивает.
    Уточню у коллег в НМО МОДЮБ осенью.

    Интересная идея - рассказать ровеснику из другого города о своём, в котором он никогда не был. Интерактивное краеведение. С книжкой по мышкой. И с ИКТ в обнимку.
    Эпистолярный жанр как стиль ретро для началки выбирали коллеги. Интересно было бы такие рассказы ребят постарше в компьютерных презентациях посмотреть!

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересная идея. А какая огромная, последовательная работа проведена!..

    ОтветитьУдалить
  4. Мурманская областная детско-юношеская библиотека очень интересно работает по краеведению.
    Нам рассказывали об этом опыте работы на областных курсах повышения квалификации в 2010 году. Были коллеги из разных городов области, из библиотек разных систем и ведомств. Этот опыт всем показался очень ценным, поразил и порадовал.

    ОтветитьУдалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...