Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

понедельник, 1 августа 2011 г.

Хочу остаться на земле...

Октябрина Воронова - первая поэтесса народа саами. Коренного народа Кольского Севера.

"Поэзию лучше недокомментировать, чем перекомментировать",- говорила моя учительница литературы.  На филфаке Мурманского педагогического университета, по  воспоминаниям Полярной Совы, преподаватели  давали   ЦУ: " Не  анализировать поэзию дотла!"

Октябрина Владимировна писала стихи на саамском языке. Переводы  на русский язык делался в четыре руки. Построчный перевод  на русский делала сама поэтесса. А   прозу в поэзию превращало перо  мурманского  поэта  Владимира Смирнова.

 Помните бесконечные споры о том, был ли Шекспир Шекспиром или Михаил  Шолохов - автором "Тихого Дона"?  Есть гипотезы, что Владимир Смирнов был не только переводчиком, но и автором стихов, которые потом издали под именем Октябрины Вороновой.

А мне не верится!
Разве такие стихи мог написать мужчина? Даже  очень талантливый поэт...



***
Что за ночь беспокойная выдалась!
Сын соседки ревет за стеной.
А пурга отгудела и выдохлась
И утихла... Но что же со мной?
Я не сплю.
И скрипит, не надломится
У крыльца вековая сосна.
И березка полярная клонится,
И печалится ель, зелена.
Кто стучится?
Соседка ли, ветер ли?
Скрипнет дверь.
Я засов наложу.
И читаю бессмертного Петефи
И родные слова нахожу.

Это кажется чудною сказкою.
Открываю в дремотной ночи,
Что любовь -
На венгерском, саамском ли –
Одинаково близко звучит
И для тех, кому солнце не меряно,
И для тех, кто сроднился с пургой...
Ненавистный,
неласковый,
ветренный,
Что же ты не пришел,
Дорогой?



***
Как длинна эта ночь,
Как мрачна эта темень.
Свет окна моего
Как пятно на снегу.

Лечь давно бы пора,
Надо спать в это время.
Только я до кровати
Дойти не могу.

Сын домой не пришел.
Где же он,полуночник?
Ведь во мраке
С бедой повстречаться он мог...

Наконец-то звонок.
Открываю - сыночек!
Он счастливый,
Сияет, как вешний цветок.

И на слезы мои
 У него уверенья:
 - Ты прости, -
(А глаза полыхают огнем).

 - Если кто-то один –
Тихо тянется время,
Очень быстро летит оно –
Если вдвоем...


ЧАСЫ
Над работой
Никну, никну
И тяну
Иголку с ниткой.
 За петлей
Ложатся петли.
Тише, время,
Бег замедли.
А часы,
Не зная сбою,
 Тик-да-так...
Как мы с тобою.
Ну куда ты?
Почему ты?..
За минутою –
Минуты
Так и льются,
Словно воды,
Год за годом,
Год за годом.
Дай мне, Время,
Теплый ветер,
Чтоб скорее
Друга встретить,
Чтоб о счастье,
Не печали,
Тик-да-так -
Часы стучали...


*** 
 Пятьдесят. 
Уже полвека.
Как подумаю - беда.
Что осталось человеку?-
Было,
было,
было,
Да-

На работе не ленилась, 
Весела и не горда, 
От людей не хоронилась, -
Было,
было,
было,
Да.

В очаге огонь держала,
Чтоб еда была всегда.
Скот пасла, Детей рожала, -
Было,
было,
было,
Да.

Взять ружье и встать на лыжи –
Все могла я без труда.
Ты со мной казался выше, -
Было,
было,
было,
Да.
А из стада возвращаясь,
Лишь ко мне спешил всегда,
Дом наш взглядом освещая...
Было,
было,
было,
Да.

Как дожди, отморосили
И пропали без следа
Наша юность,
Наша сила.
Было,
было,         '
было,
Да.

Нет! - рыданье не годится.
Пусть все прошлое - былье.
И под старость мне гордиться:
Все, что было, -
Всё моё!

***
Хочу остаться на земле
Хотя бы искоркой в золе,
Хотя б в скупом рассвете дня,
Чтоб дети помнили меня.

Хочу остаться жить, любя,
 В упрямом сердце у тебя,
В певучих голосах тайги,
 В журчании живой реки.

Хочу остаться без оков
В прохладе легких облаков,
В чуть слышном шелесте травы.
 В дороге, что избрали вы.

Хоть малым лучиком во мгле
 - Хочу
остаться
на земле!




 




 

3 комментария:

  1. "Наконец-то звонок.
    Открываю - сыночек!
    Он счастливый,
    Сияет, как вешний цветок."
    Мое солнце такое приходит, когда в шахматы выигрывает

    ОтветитьУдалить
  2. Здорово.
    И не очень поздно пока ещё возвращается сыночек, наверное?
    Вопрос времени...
    Предки морально готовы к грядущему?
    "Первым делом, превым делом самолёты.
    Ну, а девушки? А девушки - потом!"

    ОтветитьУдалить
  3. Стихи замечательные! Заставляют задуматься...
    "Было,было,было,Да"....

    ОтветитьУдалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...