Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

воскресенье, 28 августа 2011 г.

Поэтический вернисаж. Людмила Втюрина.




 Знакомство с Людмилой Зарниевной Втюриной - заведующей отделом  краеведения и национальной литературы Национальной детской бибилотеки Республики Коми им. С. Я. Маршака   состоялось в ноябре 2010 года. В дни юбилейных мероприятий, посвященных  75-летнего  библиотеки.


За пару месяцев до встречи нас заочно познакомила краевед   - наша  коллега  из Национальной библиотеки Республики Коми   Елена Ваховская  - большой друг   маленькой краеведческой берложки. По электронке   с Людмилой Зарниевной мы обменивались  письмами. Любознательный черный нос белого Медведь-краеведа интересничал о фольклоре народа коми и об этнографии коми-ижемцев.


Договорились о встрече в Сыктывкаре. Как оказалось,   Людмила Зарниена приготовила ддя меня большой-пребольшой сюрприз! Я писала, что меня совершенно очаровали  коми-сказки в литературной обработке известного в Республике Коми писателя Петра Столповского. Правда-правда! Сказки - чудо!  Читала  - и   оторваться не могла!


Представьте себе  Людмила Зарниевна  пригласила его  в отдел краеведения НДБ РК   и устроила персонально для Медведя-краеведа   встречу с Петром Столповским. Меведь от неожиданности даже совершенно  растерялся поначалу и спрятал ухи за спину.... Но потом ничего, пришел в себя, повеселел  за чашечкой чая.  И ушки расправились.


Петр Столповский оказался очень интересным собеседником. Мы с ним  за разговорами и не заметили, как пара часов пролетела. Потрясающие воспоминания остались.


Кстати о чае. Совершенно потрясающий краеведческий чай! Я и рецептик скогтила у Людмилы. Она секретничать не стала. Умилилась любви Медведя к краеведчесому чаю и даже пакет  этого необыкновенного чая  с собой "на вынос" дала. Чтобы мы с коллегой из ЦДБ Мурманска в гостинице "Пелысь" (Рябина) почаевничали не абы как, а чисто с краеведческим размахом:).  


 Рецепт необыкновенно вкусного краеведческого чая  от Зарни Люси (так   переводится "Людмила Зарниевна"  на языке коми). Пачка черного чая "Принцесс Нури БУКЕТ".  А к  нему добавляем: лист смородины, цветы и листья таволги, листья вишни, цветы иван-чая.


Мы жили в гостинице "Пелысь" - в двух шагах  от НДБ РК. Поэтому   была возможность   несколько раз    забежать в отдел  краеведения   за неделю нашего пребывания в Сыктывкаре.  Людмила Втюрина  интересный профессионал.  Горой стоит  за то, чтобы не забывались в век ИКТ классические формы библиотечной работы. Много интересного узнала я об этнографии и фольклоре ижемских коми. Конечно,  обменялись мы и краеведческими изданиями.


Добро пожаловать на сайт 
Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я. Маршака.
http://ndbmarshak.komi.com/?page_id=17


Людмила Втюрина  известная  в Сыктывкаре   коми-ижемская поэтесса.


                                                    ВСЛУХ ПРО СЕБЯ:


Я, Втюрина (в девичестве Хозяинова) Людмила Зарниевна, родилась 11 января 1964 года в селе Кельчиюр Ижемского района Республики Коми.
В родном селе закончила восьмилетнюю школу, в селе Краснобор Ижемского района – среднюю (9-10 классы). Затем поступила на дневное отделение библиотечного факультета Пермского государственного института культуры. Училась в группе по специализации детского библиотекаря-библиографа. После окончания института с августа 1985 года живу в г. Сыктывкаре, работаю в Национальной детской библиотеке Республики Коми им. С. Я. Маршака.


Желание сочинять появилось еще в школьные годы. Из предметов школьной программы больше всего нравились язык и литература. Любила писать школьные сочинения, выпускала стенгазету в школе. Стихотворчество посещало меня почему-то как песня, и я напевала свои первые стихи. И сейчас, время от времени, стихотворные строки приходят ко мне в форме песни, оды, романса. Часто это просто четверостишия. Стихи пишу то на коми, то на русском языке. Их пока не переводили с коми языка на русский.


Впервые мои стихи были опубликованы в ижемской районной газете «Новый Север» 18 декабря 2001 года. Затем их печатали в газетах «Красное знамя», «Коми му», «Йöлöга», в журналах «Арт» и «Войвыв кодзув». Вошли в книги «Сыктывкар», «У камелька», «Был у меня хороший друг», «Собрание разлук», «Культура ижемских коми». В 2006 году в «Коми книжном издательстве» вышел небольшой сборник стихов на коми языке «Шоныд дiяс» («Тёплые острова»), вошедший в литературно-художественное издание «Шуд войт» («Капелька счастья»).
С 1999 по 2004 г.г. сотрудничала с ГТРК «Коми гор» и Сыктывкарским педколледжем № 2, писала сценарии и озвучивала роли в республиканской радиопередаче «Дзолюк» («Малышок»). Это театрализованные постановки, радиоспектакли, сказки на коми языке для детей младшего школьного возраста. По моим сценариям вышло в эфир 80 радиопередач «Дзолюк» («Малышок») и 2 телепередачи «Кекöнач» («Ладушки»).


Перевела на русский язык книгу С. В. Пылаевой «Нерсьысь баля» («Дразнящийся ягненок») и несколько её сказок из сборника «Эзысь пöрт» («Серебряный котелок»), эти материалы используются в работе с читателями, но нигде не опубликованы.




СВЕТ ЛИЕРАТУРНОЙ СТРОКИ


Родной земли тепло


Небо вечереет надо мною.
Окунусь в прохладную весну.
Словно родниковою водою,
ею я лицо ополосну.


Не лечу, как утром, а ступаю,
чувствуя родной земли тепло.
День прошёл. Заботы отступают.
В теле - легкость. На душе - светло.


Чудными оттенками играет
за домами синими закат:
так же угли в печке догорают,
завораживая чем-то взгляд.


В бытие моем витает счастье.
Ведь живу я, не считая дни,
не богатством, сытостью и властью,
а творениями для моей земли.




(Стихотворение «Родной земли тепло»
было напечатано на страницах газеты «Красное знамя»)


Быть земной


Памяти Елены Булыгиной


Мы на кухне кофе пили.
Я роптала на судьбу,
философствовала, ныла:
- Жить так больше не могу!


За бездонными очками
прятались озёра глаз.
Собеседница молчала,
уголками губ смеясь.


Но была усмешка доброй,
предлагая вновь и вновь
стать мне чуточку не гордой,
верить в счастье, быть земной.


Ветер-гуляка


Ветер-гуляка грубо
гладит мое лицо.
Ищет губами губы,
расстегивает пальто.
Зябко в его объятьях.
Но отчего в груди
терпкой волною страсти
желание вновь любить?!
Но в той любви сомненье
зашелестит во мне,
словно листок осенний
в летней еще листве...


[Стихотворение «Ветер-гуляка» опубликовано в литературном альманахе
«Был у меня хороший друг» (Сыктывкар, 2004) на стр. 420]


Наступит завтра


                                Дочери Екатерине


Пусть всё не так! Ты не печалься.
Наступит завтра. Всё пройдет.
Воспоминаниям предайся,
ну, например, про Новый Год.


Тогда сверкает зимний город
гирляндами. Кругом светло.
Веселье плещется у горок,
там детский смех и баловство.


Манят таинственные маски
и мандаринов аромат.
Пускает пузыри в шампанском
на дне бокала шоколад.


А ёлки пахнут зимним лесом!
Огни вечерние пьянят.
О чем-то милом и чудесном
сосульки тоненько звенят...


Сегодня же не отдавайся
душевной боли и тоске.
Поплачь чуть-чуть. И постарайся
плохое все забыть во сне.




Дорога домой


Дальнею звездой поманит
тёмно-синий шёлк небес,
и немного легче станет
в миг, когда все надоест.
В белом лёгком снежном пухе
ветви сказочных берез.
Слышен поезд где-то глухо.
Коврик на крыльце замёрз.
Неуютно псу в конурке,
не залает, не спугнёт
кошку в полинялой шкурке.
Вспыхнет в сердце уголёк.
И, подмигивая, скажет
фонарей желанный свет:
- Будет в жизни все поглаже,
ну а прошлого уж нет.


Мама ждёт


Я увидела картинку:
две сестрёнки - спинка к спинке -
на салазках сидят,
друг на друга не глядят.
Папа их в круговорот
ветра снежного везёт.
Обернуться забывает.
Вьюга пуще завывает.
Спинка к спинке - так теплее.
Шапки, шубки все белее.
Папа убыстряет шаг.
Санки весело скрипят.
Ведь за вьюжной шторкой где-то
и картошку, и котлеты
мама жарит. Мама ждёт.
К ней их папа привезёт.


Коллегам под Новый Год


Как удивительно неповторимы
ваши улыбки, мадонны подобные.
Милые женщины, будьте любимы
в год наступающий, в ночь новогоднюю!


Шёпотом снежным город наш полон.
В сумерках синих шепчут снежинки:
«Не торопитесь в праздничный гомон,
не уносите в Дом свои льдинки.
Льдинки безверия, гордости, страха,
зависти, боли, гнева, сомнений.
Льдинки волнения, слабости, краха,
и невезений, и унижений».


Добрыми чарами вас околдуют
вьюга волшебная, ветер морозный.
И с холодком Дед Мороз поцелует,
но не заметите это, возможно, вы.
А настроение будет прекрасным!
Царственно-вечным - весь мир разноликий.
Есть еще смысл в этой жизни ненастной...
В ваших сердцах все растаяли льдинки?


Пусть в вашем Доме, большом или малом,
встретят вас ёлочка, сладости, свечи.
Есть еще радость в жизни усталой!
Год приходящий...Таинственный вечер...


[Стихотворение «Коллегам под Новый Год»
было напечатано на страницах газеты «Красное знамя»]




Прощание с Домом


И странницу меня, поверившую в чудо
освобождения от липких пут,
упрёков и обидных слов не друга,
сегодня бывший Дом хотел вернуть.


Он звал цветком, засохшим от разлуки,
уютом милых сердцу уголков
квартирки маленькой, где властвовала ругань,
где не было весёлых вечеров.


Манил он не застеленной постелью,
для воробьёв кормушкой за окном,
знакомым чайником на кухне и форелью
в кастрюльке. И...не вытертым столом.


Не замутили чары Дома разум,
и я ушла, захлопнув тихо дверь.
Пристанище себе найду не сразу,
но к прошлому уж не вернусь теперь.




Осенью живу


Дом спит.
Наедине с собою
превращаюсь в белые стихи.
Улавливает слух шорох шин.
Шум города, не ставшего родным,
сливается с мелодией не летнего дождя,
знакомой с детских лет.


Я не люблю.
Но я живу тобою, осень,
моя подружка,
ведь мы с тобою так похожи
одиночеством, слезливостью
и ярким золотом последних отблесков
неласкового солнца.


Предчувствую радость.
Листвой шуршащей на моих дорогах
вдохновенье.
Ах, осень, как хочется влюбиться!
Затем забыть,
не объяснившись в чувствах.


[Стихотворение «Осенью живу» было напечатано в газете «Красное знамя»]




Родина приснится
                                          Село Кельчиюр, тебе посвящаю


Ромашка, щавель, подорожник,
а среди них бежит тропинка.
По ней иду я осторожно.
Ах, родина моя!
Глубинка.
Травы дотронувшись ветвями,
притихли у дороги ивы.
Над речкой Ижмой, за домами
взлетели чайки шаловливо.
Где солнца пятнышки коснулись,
там одуванчики местами.
Вот лютики уже проснулись,
поблескивают лепестками.
Как хочется, раскинув руки,
в небесной дали раствориться...
Пусть чистым родником в разлуке
вновь моя родина приснится!


Стихи не пишу


Совесть заела,
стихи не пишу,
хотя то и дело
их произношу.


Перо затупилось,
закрыт мой блокнот.
Пылинкой забилась
душа в уголок.


И вновь виновато
в свой день я спешу,
и в облачке ватном
я строчки ищу.


А что наболело,
сказать не спешу.
Совесть заела,
стихи не пишу.




Клоун


Клоун, сшитый дочкой в детстве
из лоскутьев разноцветья,
над моим столом висит
и со мною говорит
лишь о добром и красивом
искренне, тепло и сильно.
Он меня развеселит,
чтобы легче было жить.




Верю в любовь


А я верю в любовь.
В ту, в которую входишь,
словно в храм, цепенея
от макушки до пят.
В ту, которой без слов
говоришь всё, что хочешь,
и при встрече, пьянея,
ловишь ласковый взгляд.


А я верю в любовь.
В ту, в которой закаты
и туманы над садом,
уплывающим в сон,
ароматы лугов,
грозовые раскаты
рука об руку, рядом.
Стук сердец в унисон.


А я верю в любовь.
В ту, которая щедро
осыпает цветами
каменистый утёс.
Уезжаете вновь
в край морозного ветра.
Ну и я вместе с Вами
блёстками тёплых слёз.




Стекло


Стекло
озеро
дождика
с моего зонта...


Стекло -
между
моим
лицом и
твоим лицом.
Стекло -
между
моей душой и
твоей душой.
Стекло -
между
моей судьбой и
твоей судьбой.


[Стихотворение «Стекло» опубликовано в литературном альманахе «Сыктывкар», 2004 на стр. 59, а также в сборнике «У камелька».-Вып.8. - Сыктывкар,2009 г.]




Дома ждут


Сайку с изюмом,
булку с присыпкой,
сушку и рыбку
в сумке
несу я.


Дома
ждут детки,
ждет кот мохнатый.
Муж
бородатый.
Ужинать есть с кем.


[Стихотворение «Дома ждут» опубликовано в литературном альманахе «Сыктывкар», 2004 на стр.58-59.]




Вещий сон


Я в Вечность унесу печаль…
Печаль о том, что не случится.
Не по дороге нам, а жаль,
и встречи могут лишь присниться.
Он приходил в мой странный сон -
небесный странник долгожданный.
Был нежным светом озарён
родной, единственный, желанный.
Ах, как я счастлива была!
Того, кого всю жизнь искала,
в ту ночь душою обрела.
А днём…в тебе его узнала.
Мы познакомились с тобой,
и поняла я, сон мой в руку.
Но взгляд, до боли неземной,
сулил мне горечь и разлуку.
Я в Вечность унесу печаль…
Печаль о том, что не случится.
Не по дороге нам, а жаль,
и встречи могут лишь присниться.


Будь со мной


Вешним светом,
тёплой тишиной,
жарким летом,
грустью неземной,
чувств незримых
трепетной струной,
рук любимых
ласковой волной,
долгим стоном
из медовых уст,
нежным звоном
колокольных пут,
разноцветным
ясноликим днём,
обогретым
солнечным лучом –
ну, живи же
ты во мне, родной!
Сядь поближе
и побудь со мной…


[Стихотворение «Будь со мной» было напечатано в сборнике «У камелька».-Вып. 9. - Сыктывкар,2010 г.]


Март


Небо, мраморное с ночи.
Месяц март, а снег идёт.
Двор, свернувшийся клубочком,
дремлет, как пушистый кот.


Тополь – словно привиденье
в белоснежной кутерьме.
Куст калины с удивленьем
машет ветками зиме.






Наступает день


Лебяжьим пухом выпадет снежок
на замощённую слюдою-льдом дорогу.
Болонка белая, как шёлковый клубок,
из-за сугроба бросится под ноги.


Когда так нежно наступает день,
лицо моё снежинками целуя,
уходит прочь вчерашней грусти тень,
и снова я пою, творю, ликуя.




Из цикла «К Поэту»


А между нами недомолвок тень.
Я по тоннелю двигаюсь, вдоль стен,
свечу в ладонях бережно храня.
Такую б не увидеть Вам меня!


Сулит нам встречу каждый божий день.
Ваш долог путь ко мне, благословен,
и даже дольше века, может быть.
Лишь единицы могут так любить.


Ваш голос, руки тёплые и взгляд
способны всю Вселенную объять.
Живёте на Земле Вы и… в Раю.
Не потому ли Вас боготворю?


Едва раскрывшихся соцветий лепестки
впитают капельки моей тоски.
К ним, не смыкая повлажневших глаз,
прижмусь губами, вспоминая Вас.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...