Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

воскресенье, 11 декабря 2011 г.

Майна, вира, стоп и SOS. Байка А.Л. Кауфмана


      На каждой морской посудине, не важно, большая она или малая, была должность первого помощника капитана. Не старшего помощника — им всегда назначался штурман, человек со штурман­ским дипломом и большим опытом работы, — а именно первого помощника, то есть помощника капитана по самой главной части — по политической — помполита. Года до тридцать пятого помполитов не было, были только стукачи, потом появились помполиты, а стукачи остались. Помполитам даже пистолеты носить полагалось, только помполитам и капитанам. Помполитами на флоте были всё бывшие партийные работники. Иногда их на укрепление кадров бросали из райкомов, иногда за провинности ссылали, а-то они и сами на флот шли за длинным рублем или в поисках новых ощущений.

Главная работа помполита — политическое здоровье команды. Он в рейсе проводит политбеседы, читает лекции по истории партии, следит, чтобы кто чего не ляпнул, а если кто чего-нибудь скажет, то докладывает, куда нужно. На подвахты обязательно выходит первым.
В море на большинстве судов дисциплина была нормальная, аварии случались редко, но вот в порту другое дело, досуг моряков был не очень организован, ходили на Жилстрой и там пили водку, иногда напивались в «блин»: язык не говорит, ноги не ходят.
Вот однажды на траулере, где был новый помполит из гражданских, произошел такой случай. Отход судна назначен сегодня вечером, а команда еще не в полном составе. Капитан сказал помполиту:
— Это по Вашей части, обеспечьте судно плавсоставом.
Помполит засуетился, послал на Жилстрой нескольких матросов, они приволокли двух кочегаров и юнгу, у тех язык не вяжется, ноги не шевелятся, на борт корабля им по узкому трапу не подняться нипочем. Решили тогда их поднять лебедкой. Вызвали на помощь тралмейстера, специалиста по подъему грузов. Кочегары и юнга молчат, им все равно, что с ними будет, задумчиво спинами опираются на стену посолзавода. Потом тралмейстер загрузил в сетку трала груз из живых пьяных людей и говорит помполиту:
-Готово, можно поднимать.
Помполит, как заправский моряк, кричит лебедчику:
-Вира!
Тот поднял груз, а помполит невпопад:
-Майна.
Стрела опустилась, груз до борта еще не доехал, и наши кочегары с юнгой опустились за борт в воду. А вода холодная, плюс семь градусов. Кочегары сразу протрезвели, кричат благим матом, матерятся, юнга молчит – захлебнулся. Помполит шибко струхнул, весь трясется, кричит:
-Вира!
Побежали за вторым штурманом (он на судне выполняет роль доктора), вызвали «скорую», но она не потребовалась, штурман искусственным дыханием привел юнгу в норму. Кочегары от страха и холодной ванны стали трезвыми и даже сподобились отходную вахту стоять.
Этот способ доставки пьяных на судно с тех пор так и стали называть по фамилии помполита Рысов – «метод помполита Рысова».
Теперь этот способ не используется, дисциплина на промысловых судах другая.


Источник:

Хрусталева А.С. На полубаке : рассказы. - Мурманск, 2000. - С. 107 - 108.



Рисунок Н.Н. Блинова (сына).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...