Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

суббота, 4 февраля 2012 г.

В. М. Воронов. Социальная память школьников о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: опыт социологических исследований в Мурманском областном краеведческом музее


Одной из основных задач музея историко-краеведческой направленности является сохранение культурно-исторического наследия и ретрансляция исторической памяти. Речь идёт о формировании определённых культурно-исторических представлений в рамках определённой социальной общности (например, жители города Мурманска). Эти коллективные исторические представления, характерные для конкретной социальной общности в конкретную эпоху, определяются различными исследователями как социальная память, культурная, историческая или культурно-историческая память. В самой используемой терминологии подчёркивается такие характерные особенности как важная социальная роль и не тождественность научным историческим знаниям.
Социальная или историческая память как феномен социальной жизни общества вызывает профессиональный интерес исследователей, начиная со второй половины XX века. В силу объективных причин данная проблематика первоначально разрабатывалась в работах западных учёных, прежде всего, стоит отметить таких исследователей, как П. Хаттон, М. Хальбквас, Ян Асман. Ими разрабатывались общетеоретические вопросы, связанные с феноменом социальной памяти. Введению данного тематического поля в историческую науку способствовали работы представителей французской школы «Анналов», направленные на изучение истории ментальностей.
Следует отметить, что проблемные моменты, связанные с социальной памятью, осмысливались и нее, например, в работе немецкого философа-иррационалиста Ф.Ницше «О пользе и вреде истории для жизни» значительное внимание уделяется проблеме взаимоотношения истории как памяти (данный термин Ницше можно соотнести с принятыми в настоящее время терминами историческая, культурная или социальная память) и истории как науки. Ницше писал об их острой дихотомии. Историческая наука, по мнению немецкого философа, в силу присущего ей стремления к объективности, развенчивает исторические мифы, лежащие в основе исторического предания, и растворяет историческую память этноса огромном массиве исторических знаний о разных эпохах и народах. Определённые основания характеризовать отношения между исторической наукой и социальной памятью как дихотомные, безусловно, есть. Тенденция к «развенчанию героев и подвигов», характерная для отечественной историографии в первой половине 1990-х гг., иллюстрирует данное противоречие. Однако, противоречие между исторической наукой и социальной памятью не стоит и преувеличивать, именно историческая наука в современном обществе через институты образования и культуры делает возможным ретрансляцию щиальной памяти, они и являются конкретными механизмами ретрансляции исторической памяти.
Отечественные историки обратились к проблематике, связанной с социальной памятью, с конца 1990-х гг. Ранее в советской исторической науке, данная проблематика осмысливалась в узком поле воспитательной или идеологической работы, тогда как в литературе 20 века можно встретить классический пример размышлений о социальной памяти в книге Ч. Айтматова «И дольше века длится день». Писателем создаётся устрашающий художественный образ человека-манкурта, полностью тратившего социальную память (о своей семье, роде, племени). Такой человек оказывается идеальным рабом, с легкостью подчиняющимся любым манипуляциям хозяина.
Из современных российских историков-исследователей проблем, связанных с исторической памятью, необходимо отметить Е.М. Савельеву, А.В. Полетаева, Л.П. Репину. Специализированные исследования направлены либо на разработку теоретических проблем, связанных с социальной памятью, ибо на историографический аспект проблемы, либо на анализ социальной памяти в определённую эпоху, вообще, или для конкретной социальной группы в частности.
Социальная память тесно связанна с идентичностью общности - самоидентификация мы - здесь, основана на самоидентификации мы-во-времени. Например, осознание себя русскими основано на представлении о наличии совместной истории и её определённом восприятии. Коллективная социальная или историческая память по своей сути не равнозначно относится к событийному массиву истории Хранение информации о ряде ключевых культурно-исторических событий и межпоколенческая её передача  и определяет социальную память конкретной группы. К таким событиям для российского общества, безусловно, относится Великая Отечественная война.
Проводятся определённые всероссийские социологические исследования, направленные на анализ восприятия современниками событий Великой Отечественной войны, в частности, имеются данные опросов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Наше исследование было сосредоточенно на анализе социальной памяти школьников о Великой Отечественной войне. Школьники являются целевой музейной аудиторией, а так же социальной группой, которая занимает промежуточное положение между дошкольниками и взрослыми, максимально интегрированными в социум. Процесс же социализации заключается не только в приобретении ряда практических навыков и знаний, но и в приобщении к социальной памяти социума.
В Мурманском областном краеведческом музее нами было проведено несколько социологических исследований.
Объектом первого социологического исследования стали школьники среднего звена (10-13 лет, 5-7 классы), посещающие тематические экскурсии и мероприятия по тематике Великой Отечественной войны.
Предметом исследования является социальная память данной группы школьников о Великой Отечественной войне.
Генеральная совокупность для нашего исследовании - 500 человек. Примерно столько школьников данного возраста прослушали в 2009 г. экскурсии по тематике Великой Отечественной войны, выборка составила 89 респондентов.
Таким образом, учитывая порядок генеральной совокупности и гомогенность целевой группы респондентов, можно констатировать, что использованная на данный момент в исследовании выборка в 89 человек является репрезентативной. Валидность исследования составляет 5%. Опросы проводились в мае, сентябре и октябре 2009 года.
В исследования использовался количественный метод группового анкетирования (метод был выбран исходя из своей относительной простоты, надёжности и наличия временных и материальных возможностей) в виде письменного ответа на вопросы следующей формализованной анкеты:
  Уважаемые посетители!
Просим принять участие в социологическом опросе музея!
(нужное подчеркнуть)
1.Возраст -
2. Пол – мужской__     женский __
3. Вы являетесь коренным жителем г. Мурманска /Мурманской области (живёте с рождения, с раннего детства) – да____            нет          _____
4. Принимали ли участие ваши родственники в боевых действиях в годы Великой Отечественной Войны – да___     нет___       не знаю___
5. Принимали ли участие ваши родственники в боевых действиях в годы Великой Отечественной Войны в Заполярье (на территории Мурманской области) – да___ нет___       не знаю____       
6.Есть ли у Вас (в Вашей семье) фотографии родственников, принимавших участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной Войны - да __ нет __ не знаю ___
7. Принимали ли Вы участие в чествовании памяти участников Великой Отечественной войны (укажите как именно) - да_____ (возложение цветов к памятникам, посещение ветеранов, вахты памяти), другое______________________________________________, нет____   
8. Основными источниками информации о событиях Великой Отечественной войны и Второй мировой войны для вас являются: историческая литература, художественная литература, кино/видео­фильмы и телесериалы, интернет-ресурсы, компьютерные игры, тематические уроки и мероприятия в школе, музейные экскурсии и мероприятия, рассказы родственников (или знакомых,) ветеранов ВОВ,                                              другое __________________________
9.     Укажите, пожалуйста, даты начала и окончания Великой Отечественной войны (число, месяц, год) -
10. Укажите, пожалуйста, даты начала и окончания боевых действий в Заполярье в годы Великой Отечественной войны (число, месяц, год)- 

Спасибо за участие в опросе!

Вопросы формализованной анкеты, предложенной респондентам, разделяются на несколько блоков: социальный портрет респондентов, ценностное отношение к Великой Отечественной войне, сравнительная оценка механизмов ретрансляции исторической памяти, проверка знаний о Великой Отечественной войне. Естественно, кроме анализа социальной памяти школьников нам была интересна и роль музея в её ретрансляции.
Результаты исследования представлены на диаграммах (см. презентацию).
Кроме того, методом сплошных тестов в октябре 2009г. были опрошены 4 группы курсантов Мурманского морского колледжа имени Месяцева (1-2 курс, возраст 15-17 лет, 71 респондент). В данной группе в связи со спецификой учебного заведения была достаточно сильная гендерная диспропорция: из 71 респондента только 5 девушек. Опрос проводился методом группового анкетирования, использовалась та же формализованная анкета. В данной группе респондентов среди источников информации о войне на первом месте были фильмы и сериалы (47 ответов), музейные экскурсии оказались на втором месте (42 ответа). Более разнообразным было участие в чествовании участников Великой Отечественной войны: поисковая деятельность, посещение ветеранов 9 мая и т.д. Опять-таки необходимо отметить достаточно слабые знания дат начала и окончания боевых действий в Заполярье (точно на этот вопрос смогли ответить 14 респондентов).
Качественным методом неформализованного фокусированного интервью были опрошены сотрудники Мурманского областного краеведческого музея (5 человек), проводившие экскурсии по тематике Великой Отечественной войны в 1970-е - 2000-е гг. Сотрудники, проводившие экскурсии в течение длительного времени, отмечают снижение уровня знаний школьников о войне (есть школьники, которые не могут назвать дату начала и даже окончания войны), снижение интереса к данной тематике. Называлась также примерная хронологическая граница данных изменений (конец 1980-гг.). Предполагаемые причины различны: ухудшение качества массового среднего образования, снижение роли воспитательного компонента, естественное хронологическое отдаление событий Великой Отечественной войны, постепенный уход поколения ветеранов войны и людей неравнодушных, тех, кто мог ярко рассказать, добиться сопереживания аудитории.
Однако двумя респондентами замечено, что наблюдается определенный прогресс в знаниях школьников младшего и среднего возраста о Великой Отечественной войне с 2005 г. Очевидно, это связано с усилением воспитательной работы в связи с 60-летним юбилеем Победы.
Все респонденты отмечают важность роли учителя в процессе формирования исторической памяти, а также возвращения в образовательные учреждения работы по патриотическому воспитанию школьников.
В оценке эффективности форм музейной работы все респонденты в целом оказались единодушны: 1) интерактивная экскурсия - мероприятие, 2) классическая экскурсия, 3) демонстрация фильмов. Рассказы ветеранов считают достаточно эффективной формой работы, но, к сожалению, уже уходящей в прошлое.
Проанализировав опыт социологических исследований, проведённых в Мурманском областном краеведческом музее в 2009 г., можно сделать следующие выводы.
К сожалению, нужно отметить довольно-таки слабые знания школьников среднего звена о Великой Отечественной войне 1941-1945гг., в том числе незнание дат начала и окончания войны. Возможно, это происходит в связи с ослаблением значения самого события в восприятии школьников, его хронологическим и, что более тревожно, ценностным отдалением от подрастающего поколения.
Можно отметить такую тенденцию, как краткосрочность знаний о войне, быстрое забывание полученных сведений.
Лучше усваивается материал по данной тематике в связи с определёнными датами, юбилеями Победы. Хотя часто праздник 9 мая воспринимается как очередной праздничный день, связанный с возложением цветов, просмотром военных фильмов, - своеобразная традиция, подобная новогодним фейерверкам и подаркам. Таким образом, из объекта социальной памяти Великая Отечественная война превращается в объект чистого исторического знания.
Необходимо отметить, что качественная с элементами интерактивности тематическая экскурсия оказывает достаточно сильное эмоциональное воздействие на целевую аудиторию (по крайней мере, краткосрочное). В этой связи определенный интерес вызывает проведение данного анкетирования в тех же группах респондентов через длительный промежуток времени (5-6 месяцев). В то же время эффективность, связанная не с эмоциональным и зрелищным воздействием, а с усвоением экскурсантами конкретных знаний, как свидетельствуют данные анкетирования, в целом достаточно низкая.
Представляется, что повышение эффективности тематических экскурсий может быть связанно с уменьшением численности детских групп (максимальная численность - не более 15 человек). В целом, музейные тематические мероприятия и экскурсии являются одним из основных способов ретрансляции исторической памяти.
Региональная историческая память у школьников выражена слабее, и эффективность ретрансляции её в рамках музейной деятельности необходимо повышать. Представляется, что она должна накладываться на общую память о Великой Отечественной войне, которую, очевидно, необходимо формировать в младшем школьном возрасте.                              
Основными механизмами ретрансляции исторической памяти в современном обществе являются институты образовании и культуры. Учитывая естественное ослабление семейных межпоколенческих связей в современном обществе, возрастает и роль музейной деятельности.
Источник: Север Европы в годы Второй мировой войны. К 65-летию разгрома немецко-фашистских захватчиков в Заполярье: сб. докл. XXXVI обл. краевед. науч. – практ. конф. – Мурманск : ООО «Милори», 2009. – С. 40 – 44.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...