Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

пятница, 3 февраля 2012 г.

Василий Воронов. Опыт исследования социальной памяти школьников о Великой Отечественной войне: проблема утраты социально-исторических смыслов.

Презентация



       Социальная память связывается с социально-историческими смыслами, которые во многом определяют смысл жизни отдельного человека. 
Рассматривая проблему связи индивидуального смысла жизни и коллективных социально-исторических смыслов, определимся с ключевыми понятиями: жизнь и смысл жизни. Жизнь можно рассматривать в двух измерениях: и как чисто биологическое явление, и как нечто метафизическое. С биологической точки зрения, жизнь можно определить как «активную форму существования материи», или как «то, что отличает живое от неживого». Рассматривая жизнь с этой позиции, можно говорить о том, что ее объективный смысл заключается в самосохранении и воспроизводстве. Метафизическое, сверхприродное измерение жизнь человека приобретает в силу того, что человек как существо, обладающее самосознанием, осознаёт собственное существование и его неизбежную конечность.
Вопрос о смысле жизни актуален для человека как самосознающего существа. Неизбежная актуальность этого вопроса определяется фактом осознания собственной конечности. Именно смерть, по выражению Ж.П. Сартра, является тем, что может «отнять у жизни всякое значение». Мы, как существа, обладающие самосознанием… не можем «жить просто для того, чтобы жить». Между тем в действительности люди могут «уходить», закрываться от такой рефлексии. Уход совершается путём погружения в конкретные повседневные практики. В философской мысли такой уход определяется как попытка отодвинуть, внутренне замолчать проблему смысла жизни. Но любая предельная экзистенциальная ситуация может заставить индивида, полностью погружённого в текущую социальную действительность, кардинально переосмыслить этот вопрос. Таким образом, смысл жизни необходимо понимать как «то, ради чего стоит жить», как привносимую субъектом индивидуальную мировоззренческую установку, позволяющую преодолеть и осознание смертности, и связанные с ним представления о бессмысленности существования.
Естественно, что перед нами встаёт вопрос о связи такого индивидуального смысла жизни и социокультурной среды, в которой существует субъект. Здесь необходимо обратить внимание на то, что существование человека всегда носит качественно определённый характер. Качественная определённость жизни индивида проявляется в горизонте повседневных жизненных практик. Следует заметить, что традиционно проблему смысла жизни ставят, имея в виду жизнь как некий целостный феномен, или как некую целостную данность. В то время как в контексте повседневности жизнь необходимо рассматривать в качестве совокупности единичных действий и претерпеваний человека, которые объединяются в те или иные жизненные практики. Индивид, придавая смыслы различным жизненным практикам, т.е. отвечая на вопрос «зачем» или «ради чего я это делаю», тем самым привносит те или иные смыслы в собственную жизнь. Привносимые смыслы во многом определяются наличествующими социокультурными общностями и коллективными идентичностями. Таким образом, человеческая жизнь, рассматриваемая в пространстве повседневности, приобретает смысловую содержательность в конкретных социокультурных параметрах: члена семьи, жителя населённого пункта, представителя этноса, гражданина государства и др. Соответственно, необходимо говорить не о неком общем смысле жизни, а о различных жизненных смыслах, которые во многом определяются коллективными социокультурными общностями.
Для прояснения высказанной мысли целесообразно использовать мыслеобраз «укореннёность» М. Хайдеггера, который раскрывается им в статье «Отрешённость». Здесь речь идёт об укоренённости культурно-исторической или социально-исторической. Сам Хайдеггер использует в этой статье понятие Родина, в которой должны находиться «корни» человека, подобно тому, как корни растения должны находиться в почве. Следует заметить, что понятие родина используется философом в значении, близком к значению понятия «родной край». На наш взгляд, можно говорить об укоренённости человека в ряде социально-исторических общностей, из которых в качестве ключевых возможно выделить три: семья, региональная историческая общность (например, для нас - Кольский Север, или Мурманская область), национально-государственная общность. Соответственно, социальные смыслы, связанные с этими общностями, преимущественно и определяют жизненные смыслы индивида. Придание таким коллективным смыслам личностной значимости, предполагает переход от индивидуального к социальному самосознанию.
Формирование и поддержание коллективных идентичностей, равно как и социальных смыслов, связанных с этими идентичностями, является одной из основных функций исторического знания. Возможным коллективное самосознание делает именно совокупность знаний и представлений об общем прошлом. Историческое знание, в отличие от индивидуального памятования, должно являться общезначимым и не основываться на присущих отдельному человеку способах сохранения и воспроизведения информации. Так, уже в рамках элементарной устойчивой социальной общности – семьи, необходимым является как обращение к рассказам, которые становятся общезначимой формой воспроизведения прошлого, так и опора на объективные свидетельства прошлого: вещи, письменные источники, фотографии и др. Таким образом, идентичность мы-здесь во многом основывается на идентичности мы-во-времени.
Современность в работах многих мыслителей определяется как эпоха духовного, мировоззренческого кризиса, одно из проявлений которого заключается в утрате людьми смысла собственного существования и обессмысливания социальной реальности. Наша интерпретация этого состояния основывается на использовании метафоры Хайдеггера – «изгнание Мнемозины», к которой он прибегает в работе «Что зовётся мышлением?». «Изгнание Мнемозины» (т.е. памяти), означает утрату ряда социально-исторических практик и смыслов, с ними связанных. Здесь необходимым является обращение к понятию «социально-историческая» или «культурно-историческая память». Дефиниция «память» позволяет «схватить» три основные качественные характеристики коллективных исторических представлений: неравенство научному, объективному знанию; ценностную, эмоционально-смысловую нагруженность; избирательный характер. Забвение исторической памяти, о котором фактически и писал Хайдеггер, неизбежно ведёт к утрате социальных смыслов, определяющих существование индивида.
Утрата исторической памяти, характерная для нашей страны, отражает тенденцию ослабления значимости как национально-государственной идентичности, так и ряда региональных идентичностей. Историческая память в силу избирательного характера концентрируется вокруг ключевых, наиболее важных событий прошлого. К таким событиям необходимо отнести Великую Отечественную войну. Поэтому можно говорить о том, что просветительская и историко-воспитательная работа в этом направлении имеет важное мировоззренческое значение.
Как показывают опросы ВЦИОМа 2005, 2007 и 2010 гг., для современного российского общества и, прежде всего, для молодёжи (респонденты в возрасте 16-24 лет) характерна утрата «живой» межпоколенческой памяти о Великой Отечественной войне. Причем на основании соотношения данных опросов можно выявить тенденцию усиления этого процесса. Это актуализирует проблему оценки эффективности формирования социальной памяти о войне в рамках различных социокультурных механизмов.
С целью исследования этого проблемного вопроса в течение 2009-2011 гг. было проведено несколько пилотных социологических исследований. Результаты последнего из них кратко представлены ниже.
Объектом исследования стали     учащиеся  старших классов школ и гимназий Мурманска  и студенты   двух колледжей. Выбор объекта исследования был обусловлен рядом факторов: во-первых, в этот период молодые люди находятся в стадии активной социализации (а значит, и формирования исторической памяти), во-вторых, доступностью для исследования. Генеральная совокупность - порядка 20000-25000 человек. Выборка составила 556 человек. В качестве метода опроса использовалось групповое анкетирование. Сроки проведения анкетирования - апрель-май 2011 г. Обработка анкет проводилась на базе научно-исследовательской лаборатории социологических исследований Мурманского государственного гуманитарного университета.
Анкета, прежде всего, предполагала выявление позиции молодежи по отношению к Великой Отечественной войне. В качестве главного критерия проверки, поддающегося анализу количественными методами, рассматривалось наличие конкретных знаний о войне, причем выявлялись также и знания о региональном аспекте (война в Заполярье). С целью оценки значимости основных культурных механизмов формирования исторической памяти в анкету был включены вопросы об основных источниках информации о войне.

Пол респондентов


Число чел.
%
Мужской
221
39,0
Женский
345
61,0
Всего
566
100

Возраст респондентов


Число чел.
%
15
63
11,1
16
304
53,7
17
168
29,7
18
27
4,8
19
3
0,5
Не указан
1
0,2
Всего
566
100


Далее приводятся данные для ряда вопросов анкеты.


1. Отношение к ВОВ


Число чел.
%
Факт в истории России
118
20,8
Самое важное событие в истории России
223
39,4
Живое прошлое, которое имеет отношение ко мне и моей семье
225
39,8
Всего
566
100

2. Участие родственников в ВОВ


Число чел.
%
Да
386
68,2
Нет
68
12,0
Затрудняюсь ответить
112
19,8
Всего
566
100

3. Участие родственников в ВОВ на Кольском полуострове


Число чел.
%
Да
71
12,4
Нет
288
51,0
Затрудняюсь ответить
207
36,6
Всего
566
100

4. Наличие знаний о жизни родственников в годы войны


Число чел.
%
Да, я знаю об этом из рассказов родных и семейных архивов
204
36,0
Затрудняюсь ответить
362
64,0
Всего
566
100

5. Основные сражения ВОВ (открытый вопрос)

Ответили
452 чел. (79,9%)
Не ответили
114 чел. (20,1%)



Число чел.
%
Полный ответ
96
17,0
Частично верный ответ
288
50,9
Неполный ответ
68
12,0
Нет ответа
114
20,1
Всего
566
100

6. Герои ВОВ (открытый вопрос)

Ответили
445 чел. (78,6%)
Не ответили
121 чел. (21,4%)

Ответившие называли от 1 до 6 фамилий, в среднем по две-три (таблица приводится в усечённом виде).



Число выборов
% выбравших
Бредов
328
73,7%
Жуков
118
26,5%
Космодемьянская
118
26,5%
Сафонов
90
20,2%
Ковалев
63
14,2%
Гаджиев
54
12,1%
Матросов
39
8,8%
Сивко
25
5,6%
Хлобыстов
25
5,6%
Журба
18
4,0%
Фролов
15
3,4%
Халатин
15
3,4%
Подстаницкий
13
2,9%
Всего ответивших
445

Всего ответов
1146


14. Знание официального названия памятника Алеше в Мурманске (открытый вопрос)


Число чел.
%
Верный ответ
65
11,5
Частично верный
246
43,5
Неверный или нет ответа
255
45,1
Всего
566
100

15. Основные источники информации о ВОВ.

Ответили
551 чел. (97,3%)
Не ответили
15 чел. (2,7%)

Ответившие называли в среднем по 4-5 источников.


Число выборов
% выбравших
Кино, видеофильмы и телесериалы
447
81,1
Историческая литература
368
66,8
Уроки и мероприятия школы
336
61,0
Интернет-ресурсы
308
55,9
Музейные экскурсии и мероприятия
295
53,5
Рассказы родственников, знакомых, ветеранов
294
53,4
Художественная литература
175
31,8
Компьютерные игры
129
23,4
Мероприятия в библиотеках
128
23,2
Другое
6
1,1
Всего ответило
551

Всего ответов
2486



16. Знание дат начала и окончания военных действий в Заполярье (открытый вопрос)


Число чел.
%
Правильно указаны обе даты
48
8,5
Правильно указана одна дата
87
15,4
Неправильно указаны обе даты
431
76,1
Всего
566
100

18. Знание дат начала и окончания ВОВ (открытый вопрос)


Число чел.
%
Правильно указаны обе даты
333
58,8
Правильно указана одна дата
151
26,7
Неправильно указаны обе даты
82
14,5
Всего
566
100

На основе первичного анализа данных проведённого исследования можно сформулировать предварительные выводы о необходимости усиления учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы, связанной с тематикой Великой Отечественной войны, а также наличие возможности её расширения и углубления при условии достаточного финансирования. Проводимые   мероприятия и выставки, связанные с темой Великой Отечественной войны, необходимо понимать не в качестве некой идеологической работы или регионального дополнения к урокам истории, а в качестве важной деятельности, направленной на формирование региональных социально-исторических смыслов. Следует заметить, что реальное развитие Мурманской области невозможно без роста её человеческого капитала, который (рост) предполагает не только подготовку высококлассных специалистов, но и усиление коллективной идентичности. Эффективность развития региона будет напрямую зависеть в том числе и от того, насколько его жители будут соотносить свои жизненные смыслы с социально-историческими смыслами Кольского Севера.
В качестве перспектив дальнейших социологических исследований социальной памяти о  Великой Отечественной войне можно указать, прежде всего, возможное расширение территориальных и возрастных границ. Интерес вызывает также проведение исследований, направленных на оценку эффективности конкретных мероприятий и программ.



5 комментариев:

  1. Да, Медведь-краевед, восхищаюсь научностью и серьезностью подхода к такому масштабному исследованию и научными силами, которые в нем участвуют. Утрата "живой" межпоколенческой памяти о ВОв у молодежи действительно существует и она с каждым годом только углубляется. Самое главное - как этот процесс остановить - вот задача для всех нас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, эта статья отправная точка для нашей НПК.
      В ней - постановка основного вопроса, на который участники конференции и выступающие попытаются найти ответ в апреле.

      Удалить
  2. Ответы
    1. Давненько Вы у нас не были, Е.Г.! Рады Вас видеть:-)
      Проблема непростая.
      Василий Михайлович занимается ею несколько лет. После знакомства с результатами опросов ВЦИОМа проводил исследование в Мурманском областном краеведческом музее в 2009 году и выступал с ним на НПК "Север Европы в годы Второй мировой войны". Когда озвучил результаты - по залу прошел гул изумления.
      Я заинтересовалась реальной ситуацией, и мы решили продолжить исследование, расширить круг респондентов.
      В 2010 году преподаватель истории ММРК Ольга Анатольевна Клепцова, Василий Михайлович и я составили эту анкету. Сначала опросили первокурсников мореходки осенью 2010 года, а в 2011 году пошли "в народ". Картина получилась примерно одна и та же...

      Удалить
    2. Я блоги все больше в ридере в этом году читаю, жаль если сообщения будут обрываться. Времени очень мало :(

      Удалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...