Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

суббота, 25 февраля 2012 г.

Александр Коробицын. Протянуть руку помощи


Конкурс творческих работ "В фарватере памяти"
Лига молодых
Номинация "Никогда не сдаваться"


 Александр Коробицын (Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева)
  Протянуть руку помощи
Эссе по рассказу А.С. Хрусталёвой "Бриллианты моей бабушки"

Я впервые узнал об Александре Серапионовне Хрусталёвой недавно. Прочитал несколько ее рассказов, они мне понравились тем, что основаны на реальных событиях, в них правдивые и поучительные жизненные истории.

Рассказ «Бриллианты моей бабушки» особенно мне запомнился.  Это очень интересная и трогательная история.


Автор подробно описывает свою бабушку, Александру Михайловну Разумову, и рассказывает об их отношениях:  «Я очень любила бабушку, частенько ее навещала. Она тоже любила меня, это я знала всегда».  Наверное, внучку Шуру назвали в честь бабушки.

Мы узнаем, как выглядела Александра Михайловна.  «Бабушка была очень старенькая, маленькая. Когда шла, то казалось, что ноги отстают от тела, туловище устремляется вперед. У нее во рту был всего один зуб, она говорила: «Ем челиком» (глотаю целиком). Оттого, что зубов не было, щеки и губы сильно провалились и скулы сильно выдавались вперед».  А.С. Хрусталева не приукрашивает внешность бабушки, потому что для нее не это важно.

Внучка рассказывает, что ее бабушка прожила нелегкую жизнь: пережила революцию, Великую Отечественную войну, две денежные реформы. Была верующей, все время любила повторять: «На все воля Божья». Никогда не болела и  дожила до 101 года. Много лет хранила она маленький мешочек с бриллиантами – все, что осталось от состояния купца Хрусталева.

Именно этот мешочек отдает она своей внучке в последние годы войны, узнав, как трудно ей живется. Александра Хрусталева вернулась в Мурманск из эвакуации с Урала. Старый дом их семьи разбомбили в войну, пришлось жить в комнате Междурейсового.

Как же обидно было, когда выяснилось, что тот самый мешочек оказался потерянным. Бабушка хранила его столько лет!

Очень трогателен эпизод прощания бабушки и внучки с помощью листа газеты. Автор вспоминает, что перед командировкой в Ленинград пришла попрощаться с бабушкой. Оказалось, что бабушку закрыли в квартире снаружи:
«Такая жалость меня взяла, будто последний раз не суждено увидеться.
Она говорит:
— Ты постой тут у двери, деука. Постой маленько. Я скоро.
Слышу, половицы заскрипели, ушла она — и быстро вернулась.
Я стою, жду. Вдруг вижу в щель между дверями просовывается свернутый лист газеты. Бабушка говорит:
—  Ты, Шура, подержи бумажку там, а я подержу здесь, вот и попрощаемся.
Подергали мы бумажку туда-сюда — и вроде легче на душе стало. Очень меня растрогало такое прощание. Я даже заплакала и подумала: какая умная, сообразительная у меня бабушка в свои сто лет».

Еще один важный эпизод в рассказе – сцена в больнице. Какие чувства испытала А.С.Хрусталева, когда у нее на глазах умирал любимый человек! Но самое главное – она выполнила последнюю просьбу своей бабушки. Принесла ей крестик.  Правда, она не сразу поняла, что нужно бабушке. Ведь Александра Михайловна после инсульта потеряла речь и только мычала. А потом Александра Серапионовна неожиданно заметила, что на шее бабушки нет  золотого крестика на тонкой серебряной цепочке.

Помогла соседка по палате. Она попросила свою подругу купить крест. Есть все-таки добрые и хорошие люди, которые могут протянуть руку помощи даже незнакомому человеку!

А.С. Хрусталева пишет в конце рассказа: «Какой же она была крепкий человек, как важен для нее был крест. Ведь ждала, пока оденут крестик, верила, что на тот свет без креста нельзя прийти, — вот и терпела, мужалась… А потом спокойно покинула мир».

Очень печальный эпизод – рассказ о смерти бабушки.  Но это закон жизни: человек рождается, живет и уходит в мир иной.

Рассказ не только тронул меня,  но и заставил задуматься, насколько дороги мне мои родные. Он научил меня дорожить своими близкими, не забывать про тех, кому может понадобиться моя помощь. Надо использовать любую возможность помочь. Даже уступить место в автобусе – это тоже помощь, тоже хорошее дело. И еще рассказ научил меня быть стойким и никогда не сдаваться.

 Понравилась работа?

Результаты

1 комментарий:

  1. Галина Ахадова

    Александр, спасибо вам за такое трогательное эссе. Как точно вы передали ваше отношение к произведению.А начинать надо действительно с самых маленьких поступков: уступить место, просто поговорить или даже внимательно выслушать своих близких. Хрусталёву перечитаю обязательно.

    ОтветитьУдалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...