Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

пятница, 16 марта 2012 г.

Юрий Веснин. Море слабых не любит


Конкурс творческих работ "В фарватере памяти"
Лига молодых
Номинация "Никогда не сдаваться"
Юрий Веснин (Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева)
Море слабых не любит
Эссе по рассказу А.С. Хрусталёвой "Пирог с секретом"


Я хочу рассказать о необыкновенной, удивительной женщине  - Александре Серапионовне Хрусталёвой. Почему именно о ней? Потому что это первая женщина – судовой механик в стране, освоившая труднейшую мужскую профессию.



А.С. Хрусталёва родилась в апреле 1912 года в Великом Устюге, в семье купца Серапиона Николаевича Хрусталёва. И кто бы мог подумать, что эта маленькая, хрупкая девушка станет легендой Мурманска, женщиной из морского братства!

Она окончила Архангельскую мореходку, выбрав профессию судового механика. «Профессия у меня необычная, не женская что ли, — судовой механик. «Механик» — слово-то само по себе мужское, и нет к нему аналога женского рода. К слову «учитель», например, есть — учительница, актер — актриса, портной — портниха. Много профессий, у которых есть женский род. А вот у механика — нету», - писала А.С. Хрусталёва в предисловии к автобиографической повести «Здесь мой причал».

Одна девушка среди парней! Во время учебы труднее всего Шуре Хрусталевой приходилось в мастерских. «Было, например, такое задание — отрубить кусок железнодорожного рельса. Давали кузнечное зубило и кувалду на двоих. Один работал за кузнеца, направляя и держа кузнечное зубило на длинной ручке, а второй — за молотобойца. Вот уж поистине не женская работа! Я плохо справлялась за кузнеца и еще хуже за молотобойца. Невероятно трудно попасть, замахнувшись из-за плеча, кувалдой по зубилу. Часто била по наковальне или по рукоятке зубила. Через час появились кровавые мозоли на руках, и пальцы перестали разгибаться. Выпустить кувалду из рук можно было только, сняв сомкнутые в кольцо пальцы с рукоятки. Потом «надевала» их таким же макаром».

А по выходным приходилось еще и подрабатывать на Бакарице, потому что помощи ждать было неоткуда: «За питание нужно было платить каждую неделю. Но у меня с деньгами было очень плохо. Стипендию выдавали только детям рабочих и крестьян, мне не полагалась. Профком ежемесячно выплачивал очень маленькое пособие, его не хватало для уплаты за стол в общежитии. Родители денег не высылали. Жилось трудно».

Но эти трудности только закаляли девушку, вырабатывали в ней характер. Выбранная профессия была связана с морем, а море, как известно, слабых «не любит».

Наперекор примете, что «женщина на корабле – к несчастью», Александра Хрусталёва становится первой на Севере женщиной – дипломированным судовым механиком.
И вот – одна, одна в Баренцевом море, в окружении рыбаков – мужчин. И не просто на корабле, а под палубой, в самом «сердце корабля».  Приходилось трудно: «Море Баренца — не красавица Северная Двина. Оно встретило нас штормовой погодой. Боже мой, что со мной делалось! Только спущусь в машину, вдохну запах горелого масла, почувствую, как палуба проваливается в преисподнюю, увижу, как вода в водомерных стеклах котла то исчезает, то поднимается, заполняя стекла до верхней оправы, как тут же к горлу подступает тошнота».

В машинном отделении Шуре Хрусталёвой приходилось отвечать за каждый механизм, за работу котлов. А еще приходилось доказывать окружающим, что выбор профессии судового механика был неслучаен.

Необыкновенная, выносливая, терпеливая женщина на своем примере показала, что женщина может все, даже больше! «Так недружелюбно приняло меня море. Но приняло!», - пишет Александра Хрусталёва.
При этом Александра Серапионовна умела оставаться просто женщиной, любящей и любимой женой, доброй и заботливой матерью».

Александра Серапионовна Хрусталёва поразила меня своим характером и упорством. А еще тем, что сумела сохранить себя, несмотря ни на что.

 Понравилась работа?

Результаты

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...