Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

суббота, 31 марта 2012 г.

Ирина Косенко. "Картинка из журнала "Нива" и семь смертных грехов

Конкурс творческих работ "В фарватере памяти"
Лига мастеров
Номинация "Причалы Александры Хрусталёвой"
Ирина Косенко (школа № 14, г. Мурманск)
 

Смертный грех — так в христианстве принято называть сознательно нераскаиваемый грех, который ведет к гибели души.

В 965 году до нашей  эры на царский престол в Израиле воссел сын Давида Соломон. Он не  просил Бога дать ему не богатство и славу,  а   «премудрость и знание». В ответ на  просьбу Господь даровал ему «премудрость и знание» и «сердце… разумное». Впоследствии Соломон «изрек… три тысячи притчей». Лишь некоторые из этих мудрых изречений записаны в библейской книге Притчей. Эту мудрость «вложил Бог в сердце его [Соломона]».

В Книге Притчей говорится, что Господь ненавидит семь вещей, что Ему противны:
Гордый взгляд
Лживый язык
Руки, проливающие невинную кровь
Сердце, кующее злые замыслы
Ноги, быстро бегущие к злодейству
Лжесвидетель, наговаривающий ложь
Сеющий раздор между братьями.

 
« Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка".
(Прит.6:16-24)

Список, используемый   Папой Григорием I и Данте Алигьери в «Божественной комедии»:
luxuria (блуд)
gula (обжорство)
avaritia (алчность)
acedia (уныние)
ira (гнев)
invidia (зависть)
superbia (гордыня)



Библия не приводит точного списка грехов, но предостерегает от их совершения в десяти заповедях (в декалоге):

 1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5.Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.


В мировой литературе  упоминание о грехе и расплате за него  лежат в основе сюжета многих произведений. И в рассказе А.С. Хрусталёвой "Картинка из журнала "Нива" герои считали экспроприацию у них имущества расплатой за грехи, хотя не одни они пострадали.  После Октябрьской революции в России экспроприация проходила массово. Парадоксальная ситуация! Казалось бы, что общего между исторической закономерностью и грехами? Обратимся к рассказу.

Он начинается с письма из Великого Устюга: «Пишет Вам Чебыкина Татьяна Николаевна. До революции в Устюге был большой магазин «Готовое верхнее платье Хрусталева Серапиона Николаевича». Ответьте, пожалуйста, вы не родственница его? Если да, то, пожалуйста, сообщите все, что известно о Серапионе Николаевиче и его семье».

Письмо из города детства навеяло Александре Серапионовне Хрусталевой воспоминания о жизни в Великом Устюге.  Она решила побывать в городе детства. Встреча с родным городом пробудила воспоминания о судьбе ее родителей.

В основе рассказа лежат реальные факты из биографии отца, Серапиона Николаевича Хрусталёва.  Но мы рассматриваем рассказ не как документальное, а как художественное произведение. 

«В деревне Быково Кадниковского уезда Вологодской губернии задолго до свержения самодержавия жил мельник Николай Гаврилов. У него было два сына: старший Серапион, младший Капитон. У Серапишки был закадычный друг Гриша, на год старше, сын школьной учительницы. Книг у преподавательницы немного, но была полная подшивка журнала «Нива». Ребята забирались на печку и без конца перелистывали увлекательную книгу. Серапишке очень нравилась одна фотография, где около большого, красивого дома стоит рысак, рядом с ним мужчина с бородой и усами в шляпе облокотился на тросточку и смотрит на большую вывеску: «Лавка купца Алмазова».

Зимой по деревням на розвальнях со швейной машиной и подмастерьем ездил портной дядя Михей. Серапиону нравилось крутиться около приезжих мастеровых.  Он и лошадь напоит, и сена с овсом даст вовремя, и в соседнее село за 6 верст сходит . Портной, видя старание парнишки, привечал его и давал легкую портновскую работу».

Потом мастеровые перебрались в другую деревню. Серапион оставил школу и уехал с портными.  «Ему хотелось в большой город, где красивая жизнь, где люди живут не так, как в Быкове, вспоминалась картинка в «Ниве». И задумал он не возвращаться в деревню. Написал письмо родителям, что зиму будет ездить с дядей Михеем, а к лету приедет домой и привезет маленько денег, мастеровые его не обижают, пусть мама не беспокоится. А сам стал просить Михея помочь ему добраться в Питер, к мастеру, который учил самого Михея».

 Можно ли назвать Серапиона целеустремлённым человеком? Почему?

«Из Вологды до Питера Серапион ехал зайцем, забившись в угол под нижнюю полку вагона, и двое суток не вылезал оттуда, все делал там: ел хлеб, спал, из туеска воду пил, там же и мочился. Боялся вылезти, что люди увидят и высадят с поезда. Решил, что все стерпит, лишь бы добраться до цели.  

В Питере по адресу на конверте нашел мастерскую. Хозяин сначала не хотел брать незнакомого мальчишку. Серапион несколько дней сидел на крыльце мастерской и плакал. Наконец разжалобился хозяин. Серапион на все был согласен, лишь бы приняли на работу. Так он стал мальчиком «на побегушках» за хлеб и крышу над головой.  В свободное от домашних дел время хозяин давал несложную портновскую работу". 

Какую цель поставил себе Серапион?

- выбраться из деревни
- приобрести профессию
- повысить социальный статус
- хотел жить не так, как его родители
- добиться красивой жизни, независимости, богатства

Он поставил перед собой цель стать успешным человеком и решил упорно, любыми средствами ее добиваться.

Картинка из журнала «Нива» для него стала символом Успеха,  красивой благополучно  жизни. 

Серапион нарушил вторую заповедь декалога: «Не делай себе кумира, не поклоняйся и не служи ему».

Картинка для него соблазн, и большой соблазн. Он не захотел жить так, как жили его родители, хотел перебраться из деревни в город, перейти из крестьянства в купечество, вырваться из привычного круга жизни, подняться на более высокую ступень. 

Труд плюс упорство в достижении цели – это хорошо?

Да. Это помогло ему добиться цели и уехать из деревни.

Что ждало его в Петербурге?

Ждала неудача. Но он не опустил руки, боролся за осуществление задуманнного:  сумел расположить к себе хозяйку.  Пережил все тягости, терпел… Шел к цели путем терпения и лишений, ни перед чем не останавливаясь. . 

Приехал в большой  город и о родителях почти забыл.  Писал им по напоминаниям хозяйки, изредка. Из деревни он уехал самовольно, не испросив благословления старших.  Нарушил 5-ю заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою».

Шли годы. Серапион стал старше.  С девушками был осторожен. Но сердцу не прикажешь – любовь его настигла. Любовь звали Аннушка. 

«Люди говорят: «С милым и в шалаше рай». Такого рая Серапион не хотел. Вот станет мастером, тогда и полюбит девушку и повезет ее в деревню и покажет всем, какие питерские девчата, не чета деревенским». 

О чем говорит эти слова? 
О расчетливости, прагматизме, гордыне главного героя рассказа.  

Работает только на достижение цели. "Шалаш" не хочет, нацелен на успех: " Вижу цель, не вижу преград".  Идет к цели медленно, но верно.  Хозяин, хороший профессионал,    подсказывает Серапиону, как лучше распоряжаться финансами.  

"На Рождество третьего года обучения хозяин сказал Серапиону, что тот теперь подмастерье и ему установлен заработок, который хозяин посоветовал относить в банк, чтобы потом купить швейную машину «Зингер» и портновский инвентарь: утюги, болванки и прочую мелочь. Серапион все записывал в тетрадь, купленную у коробейника».

Это хорошо?

Да.  Разумный подход к делу, чтобы  подняться на новую ступеньку  успеха - стать из подмастерья мастером. 

Но для чего Серапиону нужно из подмастерий стать мастером? Он хотел повысить мастерство или... ?

Хотел достигнуть определенного благосостояния и повысить свой социальный статус,  солидно выглядеть в глазах окружающих - стал   одеваться по-городскому, мечтал  о столичной девушке, чтобы приехать с ней в родную деревню и всех удивить. 

Любовь нарушает все его планы.
 "Захотелось Аннушку видеть чаще, вспоминались подробности встречи, первый поцелуй, ласковые слова, которые говорила она. Так сладко ему никогда не было. Так было, пока Аннушка не сказала, что беременна. Тогда Серапион до смерти испугался. Ребенок нарушит все его планы, мечты о будущей жизни. Рушится все, что с таким трудом достиг. Серапион себе этого не позволит. Но тогда, как же быть с Аннушкой и будущим ребенком? Все мысли днем и ночью были только об этом".

Он до смерти испугался. Чего?

"Ребенок нарушит все его планы".  Испугался, поскольку ребенок для него не радость, а задержка, преграда, помеха в достижении  цели. 

Воспитан он, как все крестьяне в России конца 19 века, в традициях православия. Он понимает, что то, что он сделал (соблазнил Аннушку) – грех, нарушение 7-й заповеди: «Не прелюбодействуй».  То, что он хочет бросить Аннушку и своего ребенка – это тоже грех. Он это понимает, и совесть его мучает.

Серапион в раздумьях, но перевесила цель. Он мнит себя Хозяином (гордыня). Для очищения совести помолился. Сам для себя решил, как быть, за советом к батюшке (духовнику) не пошел.

Почему?
Заранее знал, каким будет его ответ.

Для значительности он сменил фамилию Гаврилов на Хрусталев (гордыня). 

Совершил обман, нарушил 9-ю заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего» - Аннушке сказал, что мать при смерти и надо уехать в деревню. И дальше жизнь его во многом строится на обмане. 

Можно ли начинать жизнь с обмана?
(Береги честь смолоду).

А если начинать семейную жизнь с обмана, что из этого может выйти?

Приехал в деревню успешным молодым человеком, столичным жителем, мастером-портным и все ему завидуют, а он и рад (гордыня). 
Серапион заключает а Клавдией Разумовой коммерческий брак: не по любви, а по расчету.  Любит он Аннушку, скучает по ней,  грызет его совесть, но очень  не  хочется ему слушать голос сердца. 

С одной стороны, моральные принципы, патриархальное христианское воспитание в крестьянской семье. С другой стороны – Цель и путь к Успеху.. 

Серапион гонит мысли о Петербурге. Почему?

Старается заглушить голос сердца, усыпить муки совести. Находит себе оправдания. Обманывая других,  Серапион не понимает, что в первую очередь при этом, он обманывает самого себя

 Клавдия Разумова подходит ему по всем параметрам: скромная, ладная, работящая, мастерица и при этом владелица швейной машинки «Зингер».  

Ночами Серапиону не спится. Он сделал свой окончательный выбор:  отказался от любимой женщины, с которой прожил в Петербурге 2 года в гражданском браке,  от своего ребенка. Голос сердца и голос совести в нем перевешивает картинка из журнала «Нива».  Самым главным в его жизни становится кумир. Кумиром может быть любая вещь, явление, человек. Для героя рассказа  кумиром стала    картинка из журнала «Нива». Кумир ведет его по жизни. 


В то самое время в Питере Аннушка   узнала, что женится ее милый в деревне и не собирается возвращаться в Питер.  ... побежала к хозяйке Серапионовой. Все рассказала, не таясь, просила совета, как вернуть отца ребенку. Хозяйка посоветовала Серапиону ничего не писать, а послать жалостливое письмо невесте, рассказать, что есть ребенок, который останется сиротой, что Серапион два года был Анне мужем. Может быть, невеста прочитает письмо, и сама откажется от такого жениха.  Хозяйка знала, что в Старом Селе у Серапиона есть мать крестная, в его старых оставшихся вещах нашли конверт с адресом тетки Марьи. Так и написали адрес: Вологодской губернии Кадниковского уезда село «Старое», тетке Марье Трупниковой, для невесты. Повертела в руках крестная письмо, вскрыла, прочитала, схватилась за голову и побежала к Клавдии, обе ревели, тужили, судили-рядили и решили никому не говорить. Нельзя, чтобы люди узнали накануне свадьбы. За Клашу никто никогда не посватается потом, быть ей старой девой. Только бы священник на исповеди не узнал.

Крестная Серапиона  и Клаша  идут на обман из двойного расчета расчета.    Обеих страшит то, что в деревне узнают правду. А это позор.  Клавдия с одоной стороны  боится позора  и  остаться в будущем старой девой, с другой стороны -  не хочет упустить выгодное замужество


Брак их изначально построен на обмане, лжи. При венчании спрашивают: «Есть ли причины, мешающие заключению брака?». Были причины. Кто об этом знал? Трое:  Серапион, его крестная и Клаша. Но все они промолчали. Рассудочность и выгода в них перевешивают голос сердца и совести. Не на все вопросы может ответить рассудок. 

Клавдия тоже стала обманщицей, нарушив 9-ю заповедь.  Оба  молодожена испугались и скрыли ради собственной выгоды, что есть препятствия для брака. Священнику на исповеди ни в чем не признались, в грехах не  покаялись.


Свадьба состоялась. Клаша все венчание крепко молилась заступнице сирот Божьей матери, просила прощения за грех и благословения на жизнь. Марья тоже была в церкви, молилась на коленях и свечу большую зажгла Богородице.

Деревенская свадьба была скромной. Жених за невестой приехал на паре лошадей. Одет в тройку, гамаши со скрипом. Кланя тоже нарядная, три дня шила платье, и фата была. Сначала гости гуляли у жениха, потом по традиции переехали к невесте, а через неделю молодые уехали в Вологду.




Приданого всего на двоих было две машины «Зингер», немного денег, а главное, четыре умелых руки и большая жажда работы. Сняли маленькую комнату на окраине города. 



Когда было все готово, Серапион с портновской бумагой пошел искать работу. ... Очень старались, когда шили первую вещь, взятую у портного Непотова. Хозяин, на которого они работали, был доволен аккуратностью и чистотой исполнения и, когда у него было много заказов, стал заказчиков направлять к Серапиону. Серапион брал дешевле, а шил не хуже, и люди шли. Вскоре сняли приличную комнату, это тоже способствовало увеличению заказов.




Чем молодым запомнился медовый месяц?

  " Серапион и Клаша так были заняты и увлечены своими успехами, что больше ни о чем не могли думать. Может быть, они и любили друг друга, но на любовь у них не было времени, не заметили, как прошел медовый месяц". 

Через несколько лет семья перезжает в Великий Устюг из Вологды.  "Серапион Николаевич стал известным не только в Устюге. Фирма процветала, мечта жизни сбывалась, он получил звание купца III гильдии. Утром, когда Серапион Николаевич открывал магазин (делал это он сам), всегда перед глазами возникала та самая картинка из журнала, и он с радостным чувством смотрел на яркую вывеску «Магазин модного платья С. Н. Хрусталева». В трудных заботах не замечали, что происходит вокруг. Где-то громыхала война, где-то лилась кровь и рыдали вдовы, а в Великом Устюге каждое утро открывались тяжелые двери магазина готового платья.

Однажды в эти двери вошли трое в кожаных тужурках и предъявили хозяину бумагу. Из нее следовало, что решением Городского Совета рабочих, крестьянских и казачьих депутатов недвижимое и движимое имущество купца Хрусталева в составе дома, портновского инвентаря и земельного надела национализируется и с сего дня передается в собственность Городского Совета.

И мечта кончилась".


Как вы прокомментируете рассказ, стоило ли добиваться такой ценой цели, когда закончилось все так печально? Закономерен ли такой финал для героев рассказа?

Да, закономерно всё то, что с ними произошло. Не могло быть иначе.

Почему?

На вранье, на грехах, на нарушении заповедей счастья не построишь.

Всякой ли цели нужно добиваться и идти к ней любым путем?
Ложная или истинная цель поставлена тобою в жизни? Как это можно проверить? И можно ли проверить вобще?

Можно. Нарушает ли твоя цель заповеди? Нужно ли совершать грехи на пути к цели?

«Мне можно все. Мне не все полезно», - сказал  апостол Павел . 

Идти к цели, если она не требует нарушения заповедей и совершения грехов. Заповеди –   абсолютные вечные истины, они не ржавеют, как золото,  и работают во все времена.  

Любовь все терпит… А для героев рассказа богатство - золотой телец - стало главным в жизни.  Серапион поступился ради этого многим: любовью, своим ребенком. А в конце рассказа он лишается  успеха и богатства, к которому шел всю жизнь и считает, что это расплата, наказание Божье. То, что его лишает Бог всего, что было для него ценно и значимо, – это урок. Он показывает ложность его цели. К благой цели не придешь путем неправедным.

 Понравилась работа?

Результаты

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...