Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

четверг, 15 марта 2012 г.

Мария Хорошева. Упорство и настойчивость могут преодолеть всякие трудности

Конкурс творческих работ "В фарватере памяти"
Лига молодых
Номинация "Никогда не сдаваться"

Мария Хорошева (Кадетская школа, г.Мурманск)
Упорство и настойчивость могут преодолеть всякие трудности
Эссе по творчеству А.С. Хрусталёвой 

«Никогда не сдавайся». Я не знаю, кто первый сказал эти слова, но думаю, что этот девиз на все времена, хорошие и плохие, трудные и не очень. Конечно, только одни слова ничего не сделают сами по себе, это должно стать стилем жизни самого человека, его принципом существования. Немалую роль такой цели в жизни играют такие качества, как: упорство в достижении цели, но при этом достигать ее надо не наглостью, а настойчивостью, твердость своих решений, но при этом должна быть уверенность в их правильности и справедливости, тогда их не одолеют сомнения.

Как-то принято считать, что подобные черты характера присущи в большинстве своём мужчинам, но недавно я познакомилась с творчеством Александры Серапионовны Хрусталёвой. Прочитав книгу «Родные души», я поняла, что и женщины многого могут добиться в своей жизни, пусть не в политике, а просто в жизни, служа примером и образцом подражания.
Хочется начать с самого начала, с семьи Александры Серапионовны, ведь от родителей она получила эту твердость и настойчивость. Отец был из бедной семьи, но выучился в Петербурге мастерству портного, упорным трудом создал своё дело и обеспечивал семью, и жена Клавдия во всем ему помогала. Много доброго сделала бабушка Александра Михайловна Разумова, думаю, в её честь и была названа внучка Александра.
В рассказе «Бриллианты моей бабушки» очень тепло и душевно описана эта женщина, которая старалась помочь в меру своих сил, согреть теплом и заботой, как, наверно, любая бабушка, поэтому так ласково и уютно звучит это слово - бабушка.
Но я немного отвлеклась. Читая книгу дальше, я узнала, что Александра Серапионовна хоть и выросла в семье портного, не имела склонности к этому делу и поступила в Архангельское морское училище. Наверное, нужно было немало мужества, чтобы учиться в заведении, где остальные курсанты парни. Вот тут, я думаю, и пригодилась твердость характера этой девушки. Я сама учусь в кадетском классе, где очень много мальчишек и совсем мало девочек, и не всегда легко быть наравне с ними.
Но мало было закончить это учебное заведение, ведь были и другие девушки, учившиеся на год позже Александры. Нужно же было работать в море, с большими механизмами и самое главное - с моряками, которые с недоверием относятся к женщине на судне. Но Александра Хрусталёва смогла заслужить их одобрение, а это дорогого стоит, ведь это одобрение можно заслужить только делом, своими руками, которые не бояться трудной и грязной работы.  «…недружелюбно приняло меня море. Но приняло! Приняли и люди, не сразу и не одинаково».
После замужества и рождения сына, ей, конечно, пришлось перейти работать на берег, но и там нашлось дело её уму и настойчивости. Александра Серапионовна долгие годы преподавала в средней мореходке, так называют колледж имени И.И. Месяцева, причем преподавала там такую сложную техническую дисциплину, как «Паровые котлы». Я с трудом могу их себе представить, а она объясняла их строение и принцип работы.
Бывший курсант С.С. Окуловский так вспоминает об Александре Серапионовне: «Такая маленькая, с мелом в руке, она, бывало, объясняя урок, испишет всю доску формулами, потом повернется к нам и спрашивает: «Мальчики, вам понятно?». Если мы как воды в рот набрали, то она, глядя куда-то вдаль и как бы припоминая весь ход своего объяснения, говорит: «Если молчите, значит, вам не понятно, значит, я плохо объяснила». Тогда она стирает все с доски и начинает объяснение заново. И повторяет это до тех пор, пока мы не поймем». Это очень хорошее качество для педагога.
В личной жизни Александре Хрусталевой повезло, она встретила близкого и родного человека - Николая Николаевича Блинова. Прошла с ним по всей жизни, а после смерти она продолжила его писательское дело, на мой взгляд, очень удачно продолжила, потому что, читая невыдуманные рассказы Александры Серапионовны, понимаешь, что написаны они от души, про себя и родных, знакомых, порой весело, как в рассказе «Пирог с секретом», порой немного грустно, как «В начале Великой Отечественной».
В последнем рассказе мне трудно понять, как можно было обвинить её во вредительстве, ведь техника тоже стареет и портится. Я спросила об этом у мамы, она сказала, что тогда было такое время, военное, трудное, может быть не всегда справедливое, но ведь людская помощь была во все времена, и именно она помогла Хрусталевой пережить этот неприятный момент. Я согласна с моей мамой, ведь поддержка друзей и родных много значит в нашей жизни.
А вот рассказ «Пирог с секретом» меня одновременно рассмешил и вызвал восхищение. Рассказ интригует уже своим названием. Возникают вопросы: «Почему именно пирог? Какой в нем может быть секрет?». Александра Серапионовна решила поделиться с читателями своими воспоминаниями о первом мирном Новом годе. Но в рассказе показаны не только праздничные события, мы узнаем много подробностей о жизни в послевоенном Мурманске: город сильно пострадал от бомбежек в годы войны, существовали проблемы с продовольствием и жильем. «Деревянный Мурманск весь сгорел, и большинство вернувшихся из эвакуации жили в коммуналках или в Доме междурейсового отдыха – целыми семьями в комнатушках. Пленные немцы строили в городе квартал малоэтажных домов».
Но даже эта обстановка не помешала друзьям счастливо встретить Новый год. Пусть случился казус с начинкой для праздничного пирога (Гена Куликовский наступил в таз с вареньем), но как из нее смогли выйти эти женщины! Думаю, упорство и смекалка всегда помогут в достижении цели, а маленькие секреты всегда бывают между подругами.
У Александры Серапионовны два сына, Николай и Борис. Они достойные продолжатели дел своих родителей, и оба тоже писатели, наверно, талант перешел от отца. Но чтобы они выросли такими людьми, думаю, что Александра и Николай много занимались их воспитанием, где объяснениями, где личным примером. Хотя, читая книгу, я узнала, что дети не были идеальными, порой упрямыми, порой непослушными. Мне понравилось отношении отца к сыну, когда тот был в лагере Палкина губа. Из лагеря пришло письмо, что Коля плохо себя ведет, хулиганит. Когда Николай Николаевич приехал в лагерь, он не стал сразу ругать сына, а просто поговорил с Колей, спокойно разобрался в ситуации, думаю, каждому подростку хотелось, чтобы их родители так к ним относились, всегда учитывали все обстоятельства. Мне повезло, у меня именно такие папа и мама. А еще важно, чтобы родители научили добиваться своей цели, помогая и направляя, порой проявляя твердость.
Вспомнился небольшой пример из личной жизни. Когда я еще ходила в садик, моя подруга уже занималась в музыкальной школе, и мне тоже захотелось научиться играть на пианино. Я сказала об этом маме, она отвела меня на прослушивание, где сказали, что данные у меня есть и приняли в школу. Моя мама сказала мне, чтобы я хорошо подумала, смогу ли учиться в двух школах сразу, ведь это тяжело: «Если ты решишься, мы тебе поможем, но музыкальную школу я тебе бросить не позволю». Я приняла решение и стала заниматься. Правда, было очень тяжело, в пятом классе очень захотелось бросить музыку, но мама поддержала, объяснила, что если за что-то возьмешься, то надо довести дело до конца. И я окончила школу с красным дипломом. Родные всегда поддержат, ведь твоя семья - это крепость, как говорит моя мама, где можно пережить все трудности. Именно такая семья была у Хрусталевой - Блиновых, поэтому много теплых слов о родителях написано обоими сыновьями.
Очень понравилось мне, что Александра Серапионовна до конца своих дней вела очень активный образ жизни, всегда что-то делала и для семьи, и для людей, окружавших её, для своих учеников. В книге «Родные души» многие люди написали очень много хороших слов об этой женщине. И, наверное, не просто так, наверное, то тепло, которое они получили от Александры Серапионовны, сохранилось в их сердцах и греет до сих пор, а её упорство и верность друзьям, может быть, помогают им в жизни, заставляют поступать так же.
Хочу закончить свое повествование словами Александры Серапионовны Хрусталевой: «Упорство и настойчивость могут преодолеть всякие трудности. Всего можно достичь. Только нужно поставить себе цель и не отходить от этой цели ни на шаг. Ни вправо, ни влево. Может быть, кому- нибудь пригодится мой опыт? Настойчивость и желание добиться цели всегда оправдываются в жизни, если это честно делается».

 Понравилась работа?

Результаты

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...