Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

четверг, 29 марта 2012 г.

Вера Статейкина. По волнам моей памяти

Конкурс творческих работ "В фарватере памяти"
Лига мастеров
Номинация "Причалы Александры Хрусталёвой"

 Вера Статейкина (прогимназия № 61, г. Мурманск)
По волнам моей памяти

Вера Статейкина. По волнам моей памяти

Слайд 2

Много лет в нашей семье хранились отцовские тетради, исписанные   аккуратным почерком. Особенно  мне запомнились красивые яркие чертежи. Отец рассказывал,  что  это изображения  узлов  дизельных двигателей.

В школьные годы  я спрашивала отца: «Зачем   хранить  старые  тетради, если ты и так все прекрасно знаешь и во всех этих двигателях разбираешься?».   А  он отвечал: «Это тетради, по которым я учился в Школе усовершенствования командного состава, сокращенно - ШУКСе».  При этом всегда добавлял: «Преподаватель у нас был необычный!».

Слайд 3
Что же   особенного было в этом преподавателе? Обычно с дизельными двигателями имеют дело мужчины, а преподавателем   моего отца была… женщина.  Александра Серапионовна Хрусталева.

На  курсы механиков  в ШУКС мой  отец Стефан Владимирович Дьячков  попал по направлению Терской МРС из поморского  села Варзуга в сентябре 1952 году, после  7 лет службы на Северном флоте. 

Все курсанты  в отцовской  группе ШУКСа   были солидного возраста. Когда объявили, что преподавать предмет «паровые котлы»  будет Александра Серапионовна Хрусталева, раздались  возмущенные  голоса: «Что?! Баба?! Да что она понимает в паровых машинах и котлах?».  Но потом на   деле оказалось, что понимает, и очень хорошо.

Слайд 4

Отец вспоминал, что  на занятиях Александра Серапионовна   подробно объясняла устройство какого-нибудь узла машины. Курсанты старательно писали  конспекты, зарисовывали  с доски чертежи узла, а потом  преподаватель спрашивала: «Ну что, все всё поняли?». В ответ раздавалось сразу несколько голосов: «Да-да-да, всё поняли!».

Александра Серапионовна несколько минут молча смотрела на курсантов, а потом говорила: «Вижу: вот ты, ты и ты или не поняли совсем, или что-то не поняли. Так ведь?». Курсанты согласно кивали головами.

Тогда Александра Серапионовна подводила итог: «Тогда объясняю устройство узла еще раз, чтобы поняли все!». И  могла одну и ту же тему объяснять три-четыре-пять раз. Ведь от хорошего знания механиком двигателя зависит в море плавучесть судна и жизнь экипажа.

Слайд 5

Учеба на курсах закончилась  в  декабре  1953 года. В дипломе написано, что он «выдержал испытания в Мурманской государственной квалификационной комиссии на звание механика 3-го разряда дизельных установок». 

Слайд 6

А диплом он получил только через полтора года – в марте 1955-го. После  морской практики, которую прошел  на МРТ «Минога» помощником механика.

 Впреди были  30 лет работы на судах Портофлота Рыбного порта,  должности механика и старшего механика.  В 1987 году  он ушел на пенсию.

    Слайд 7

В 1988 году  в  книжном магазине на улице Миронова я увидела   книгу «Здесь мой причал» . Фамилия автора  показалась мне знакомой.  Вспомнились старые тетради с чертежами  и рассказы отца. 

Книгу я купила отцу  в подарок.  Он был рад новой встрече  с Александрой Серапионовной. Посмотрел на фотографию автора в книге, улыбнулся: « А тогда она была моложе…».  Прочитал книгу  и признался: « Самые интересные страницы – о ШУКСе!»  

     Слайд 8

Страницы из книги: «Здание на Жилстрое, в котором помещался УКК до войны, сгорело, как и большинство домов в городе, который немцы сожгли зажигалками с самолетов в необычно жаркое лето сорок второго года. После войны УКК возобновил работу в уцелевшем каменном здании педучилища и в подвальном помещении Дома междурейсового отдыха».

     Слайд 9

Вот когда пригодился мой опыт, полученный в море и на берегу. В учебно-курсовой комбинат приходили учиться практики: кочегары, машинисты, демобилизованные из военного флота. Вначале они приняли меня с явным недоверием: дескать, баба, что она смыслит в паровых котлах и пароходных машинах, небось, и моря-то в глаза не видала…

     Слайд 10

Не столько слушали, сколько изобретали разные хитрые, на их взгляд, вопросы.

— Товарищ преподаватель, — такое обращение было принято в первые дни моей работы с курсантами. — А скажите, пожалуйста, если крысы в поддувалах бегают, что это, по-вашему, значит?

Вопрос вовсе не «хитрый», но я не тороплюсь отвечать. Задал его кочегар с десятилетним стажем, а когда-то впервые меня о том же спросил Фомич и сам объяснил, что если колосники зашлаковались, так в поддувалах топки вместо ровного света тени начинают мелькать, будто крысы бегают. Так что вопрос этот вовсе и не вопрос, а чистый морской фольклор.


     Слайд 11

— А как жар свернуть на сторону?

— Зачем уголь на передок забрасывать?

— Как это — подломать шлак?

— Что за ломик — «понедельник»?

— А если нет клещей, как прогоревший колосник во втором ряду сменить?

Вопросы, вопросы…
Не ответы им нужны были — проверяли, знаю ли я, как у котлов «уродоваться» приходится.

     Слайд 12

Это вначале. После, убедившись, что такими «вопросиками» меня не смутить, что знаю я и как лопатой совковой и ломиком орудовать, и еще многое другое, чего они не знают, стали не только внимательно слушать, но и старательно записывать в конспект все, что я им диктовала. Начали иные вопросы задавать, по делу, будто советуясь со мной. И обращение стало иным — по имени-отчеству.

     Слайд 13

На банкете, организованном по случаю успешного завершения учебы, моим первым выпускникам вручили дипломы судовых механиков. Банкет проводили в старой доброй «Арктике», пережившей войну, повидавшей многих полярников и славных мурманских капитанов.

Пожилой кочегар с многолетним стажем признался мне, что справка о семилетнем образовании у него была «липовая», а имел он всего четыре класса за плечами, да и то, когда это было. Котлы он сдал на «отлично».

— Вы на меня обиды не заимели, за что вам, Александра Серапионовна, век благодарен буду. Ведь это я «вопросики» поначалу подбрасывал и ребят подучивал. А потом, как узнал, что вы сами у топок уродовались и по котлам лазили, стыдно стало до невозможности. Спасибо, что нас, неучей, до дела довели. А на прощание уж позвольте в щечку вас поцеловать.

Он покосился на стоявшего рядом моего мужа:
— Николая Николаевича мы тоже очень уважаем. Ну, так это совсем другое дело, он-то мужик что надо.
 Понравилась работа?

Результаты

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...