Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

суббота, 17 марта 2012 г.

Анжелика Ковалева. Мурманская легенда


Без малого сотню лет назад на свет появилась первая женщина - судовой механик.


Все это неправда. У таких людей не бывает возраста. Потому к грядущему 100-летию со дня рождения нашей, мурманской, легенды, первой в мире женщины-судомеханика, писателя и просто потрясающей мурманчанки Александры Хрусталевой я - и, пожалуй, не только я - отнеслась с недоверием. Неужели правда? Как? Уже?!



Кажется, такие люди живут вне времени. О них просто помнишь всегда.


И еще. Очень хочется сказать ей спасибо. Просто за то, что она была.


Равнение на Хрусталеву!


Пожалуй, никто из подруг не вспоминает об Александре Хрусталевой так часто, как Кира Трофимова. Каждое утро о ней думает, признается! Ну как только начинает делать зарядку. В комплексе упражнений есть одно заковыристое - от Хрусталевой. Александра Серапионовна и в 85, и в 90 выполняла его по 20 раз кряду! "А я, бывает, только 15 раз и осилю, - смеется Кира Александровна. - Но всегда на подругу равняюсь: ну-ка, ну-ка, чего это 15? Двадцать давай, Трофимова, и ни разом меньше!".


Упражнение, к слову, Хрусталева показала Трофимовой еще в 96-м, в самом начале их славной дружбы. А познакомились неожиданно - на конкурсе "Мисс бабушка" в "Кировке". Обеих, правда, насилу уговорили участвовать. И, по-моему, уже одно это было победой. Легендарной Александре Хрусталевой первого места тогда не досталось. Как и Кире Трофимовой, впрочем. "Стояли с ней вместе на сцене, она мне украдкой шептала: "Господи, хоть бы не последнее место дали", - сейчас с улыбкой вспоминает Кира Александровна. - Я ее "успокаивала": "Ну в жюри же сидят умные люди, на крайний случай поделят последнее место на двоих, будет не обидно!".


Отмечали свои второе и третье места дома у Хрусталевой, на улице Октябрьской, 12. Александра Серапионовна достала рябиновую наливку - она была большой мастерицей по части кулинарии! Нет-нет да и звонила подругам: "Приходите в гости! Сегодня у меня блины".


Кира Александровна вспоминает: "Она мне при той первой встрече сказала: "Вы знаете, я о вас много слышала и так рада, что мы, наконец, познакомились!". И я тоже, конечно же, знала об Александре Серапионовне заочно много лет и была счастлива, что мое знакомство с этой легендарной потрясающей женщиной состоялось!


Мы иногда вместе гуляли по улочкам центра - она любила гулять! - всегда провожала меня до дома. Говорила: "Мне нужно, нужно ходить не меньше двух часов в день". А однажды призналась: "Я боюсь умирать долго, не хочу стать в тягость моим мальчикам". Как она любила своих сыновей! И мужа! И всю свою большую семью".


"Как-то мой зять, механик, привел меня на судно, спустились вниз в машинное отделение. Там лязг, грохот ужасный! Я была потрясена: "Александра Серапионовна, там просто находиться-то невыносимо, как же ты механиком работала?". А она смеялась только! Для нее море было - все. И семья. После смерти мужа Николая Блинова она в его кабинете ни одной вещи не переставила с места на место! Говорила: "Пусть будет все так, как при нем".


Каждое лето сыновья устраивали ей в Подмосковье прекрасный отдых. Возвращаясь, звонила Трофимовой: "Жду в гости! Я так соскучилась!". Однажды в самолете, летевшем из Москвы в Мурманск, Александре Хрусталевой стало плохо…


Кира Трофимова ждала ее через день, на ее творческом вечере в областной научной библиотеке. "Вышла организатор встречи и сказала, что Александры Серапионовны больше нет. Я ревела! Все как в тумане. Подходила какая-то женщина, пыталась записать со мной интервью. Я ей сказала: "Ну какое может быть интервью? Я потеряла родного, близкого человека!".


"Александра Серапионовна говорила, что хочет умереть в Мурманске, боялась, что смерть застанет ее у старшего сына в Москве. Хотела, чтобы похоронили на городском кладбище рядом с могилой мужа. Чтобы навсегда быть вместе. Так и случилось. У меня до сих пор такое чувство, что и тут она как будто все по-своему рассчитала, даже тут сумела настоять на своем! Она умела добиваться".


Так получилось, что могилы подруги и мужа Киры Трофимовой находятся рядом. Она говорит: "Всегда несу цветы им двоим - и мужу, и Александре. А когда иду по Октябрьской, непременно смотрю на ее окна третьего этажа деревянной трехэтажки. Мне, глупой, до сих пор кажется: а вдруг?..".


Это победа, еще одна победа


На межрегиональный конкурс "В фарватере памяти" в рубрику "Лига молодых" приходят десятки работ. Пожалуй, самая многочисленная номинация "Никогда не сдаваться". Эти слова были жизненным кредо Александры Хрусталевой. А теперь стали кредо молодых.


Одно из эссе на конкурс в этой номинации прислал Вадим Балин, курсант Мурманского морского рыбопромышленного колледжа. Оно начинается так:


"Приступая к этой работе, я практически ничего не знал об Александре Серапионовне Хрусталевой. Слышал в мореходке, что была такая единственная в стране женщина судомеханик. Не верилось. Ну как это: женщина - и судомеханик? Я нашел ее произведения. Начал читать с рассказа "Механик".


И вдруг очень захотелось увидеть, как она выглядела. Посмотрел на фотографию, с нее на меня смотрела пожилая улыбающаяся женщина. И если бы я заранее не знал, какая профессия у этой женщины, подумал бы, что это, наверное, врач, бухгалтер, да кто угодно, только не судомеханик. Не представлялось все вместе: море, машинное отделение, огромные механизмы и женщина, которая всем этим управляет. Но тем не менее это так.


Мне кажется, фраза "Никогда не сдаваться!" была жизненным девизом Александры Серапионовны еще с ее поступления в Архангельский морской техникум и выбора профессии. Многие удивлялись и не верили, что из нее получится судовой механик. Получился.


В своем рассказе она пишет о работе на траулере и о людях, с которыми трудилась бок о бок. А люди были разные. Например, кочегар Петров впервые увидел ее после театра в длинном платье в машинном отделении. Об этом он потом рассказывал второму кочегару:


- Пришла в машину какая-то разодетая бабенка. Давай на меня кричать: "Почему да почему воды в стеклах мало?".


- Да это же наш третий механик - Шура, - засмеялся его собеседник.


- Ну-у знал бы я, что у вас баба механик, не пошел бы на вашу коробочку.


Или инспектор Мурманского регистра. Он обращался к ней по служебным вопросам, думая, что перед ним мужчина, поэтому говорил в "мужском роде". Когда же узнал, что перед ним девушка, "вытаращил глаза, замахал рукой и, не говоря ни слова, запрыгал по трапу вверх".


Несмотря на такие курьезы, Александра Хрусталева очень тепло пишет о людях, с которыми ее свела судьба.


На судне ей приходилось быть не только сильной, но еще и смелой женщиной. Когда на ее вахте судно неожиданно оказалось в тумане и необходимо было отогреть свисток, она, взяв самую маленькую паяльную лампу, отправилась на задание сама. Она могла сделать иначе и направить к свистку машиниста. "Взобравшись к срезу трубы, где установлен паровой свисток, быстро его отогрела и опробовала. Все в порядке. Наверху больше амплитуда колебания. А мне хоть бы что. Ура! Победа за мной! Я запела во всю мочь: "Море сильных не обидит, море слабых ненавидит". Она снова одержала пусть маленькую, но победу.


Конечно, было иногда очень обидно, когда тот же кочегар Петров после рейса пришел в машинное отделение и сказал Шуре: "Вот что, начальник. За свою кочегарскую жизнь много начальников видел, были немцы, норвежцы. Но бабы не было никогда. Не хочу с бабой работать, бабе подчиняться. Пойду на другой тральщик". И он ушел. А Александру Серапионовну назначили вторым механиком вместо ушедшего в отпуск Фомича. И это снова была победа, ее победа".


Справка "ВМ"


Александра Серапионовна Хрусталева родилась 12 апреля 1912 года в Великом Устюге. Окончив Архангельское мореходное училище, стала единственной женщиной - судовым механиком на Мурмане.


Отходив в море несколько лет, Александра Серапионовна много лет преподавала в Мурманском мореходном училище, работала вместе с мужем - писателем, судовым механиком, выпускником Архангельской мореходки Николаем Николаевичем Блиновым. Известными писателями стали и их сыновья - Николай и Борис Блиновы. Сама Александра Серапионовна Хрусталева - автор широко известных книг "Здесь мой причал", "Бабушкины бриллианты", "На полубаке".


В конце минувшего года в 4-й мурманской библиотеке - литературном музее имени Николая Блинова (улица Октябрьская, 21), в централизованной библиотечной системе Архангельска, а также в библиотеках Вологды и Великого Устюга стартовал межрегиональный конкурс творческих работ "В фарватере памяти", посвященный 100-летию со дня рождения Александры Серапионовны Хрусталевой.




Ковалева А. Мурманская легенда // Вечерний Мурманск. - 2012. - 16 марта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...