Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

суббота, 17 марта 2012 г.

Ионас Гаргасас. Уроки литовского


Конкурс творческих работ "В фарватере памяти"
Лига молодых
Номинация "Никогда не сдаваться"
Ионас Гаргасас (Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева)
Уроки литовского
Эссе по рассказу А.С. Хрусталёвой "Пирог с секретом"


Когда я прочитал заглавие рассказа А.С. Хрусталёвой «Бриллианты моей бабушки», то сразу подумал, что речь пойдет о самих бриллиантах, но на самом деле, это всего лишь повод рассказать о жизни Александры Михайловны Разумовой, бабушки А.С. Хрусталёвой.



У Александры Михайловны была непростая судьба. «Она застала крепостное право и была крепостной. Девчонкой вместе с куклой ее выдали замуж за человека в несколько раз старше. Барин приказал — и выдали. И еще она помнила, как в барском саду крепостных девушек заставляли убирать урожай, и при этом они должны были петь, чтобы не есть ягоды». 


Но несмотря на такую сложную жизнь, не утратила достоинства, сочувствия и любви к другим людям. Сразу видно, как бабушка любила свою внучку, беспокоилась и заботилась о ней: «Деука Шура, пощо же вам фатеры-то не дают? Оба работаете, а фатеры нет. Пожила бы я с тобой, помогла бы тебе».


Когда я прочитал этот рассказ, то заметил, с какой теплотой и любовью описывает автор родного человека. Она даже вспоминает любимые фразы своей бабушки: «Деука Шура, хочу я тебе брульянты дать»; «Что ж твой Коля думает, что брульянты — они с кобылий носочек?»; «Ты уж Лизутке-то не сказывай».


Хорошо, когда люди родные не только по крови, но и по духу. Это редкость – такая близость двух душ людей разных поколений, словами не передать. 


Любой, прочитавший этот рассказ, поймет, насколько теплыми были отношения бабушки и внучки. Уезжая в командировку, Александра Серапионовна не могла не попрощаться с бабушкой: «я собралась, пошла прощаться с бабушкой. Стучусь. Она подходит к двери:


—  Ой, деука Шура, нельзя открыть дверь-то. Все ушли и меня с той стороны закрыли.


—  Как же быть-то, бабушка? Я уезжаю в командировку, пришла с тобой попрощайся.


Такая жалость меня взяла, будто последний раз не суждено увидеться.


Она помолчала и говорит:


— Ты постой тут у двери, деука. Постой маленько. Я скоро.
Слышу, половицы заскрипели, ушла она — и быстро вернулась.


Я стою, жду. Вдруг вижу в щель между дверями просовывается свернутый лист газеты. Бабушка говорит:


—  Ты, Шура, подержи бумажку там, а я подержу здесь, вот и попрощаемся.


Подергали мы бумажку туда-сюда — и вроде легче на душе стало.


Очень меня растрогало такое прощание. Я даже заплакала и подумала: какая умная, сообразительная у меня бабушка в свои сто лет». 


Я сразу вспомнил свою бабушку. Помню, я уговаривал ее поиграть со мной в карты или нажарить блинов, а она пыталась научить меня хотя бы нескольким фразам на литовском: laba diena (привет), gera diena (добрый день), ačiū (спасибо), telaimina tave (будь здоров). Многое вспоминается, перечислять можно до бесконечности. 


Вернемся к рассказу Александры Хрусталевой. Он называется «Бриллианты моей бабушки», а рассказывает совсем не о том, сколько стоили бриллианты, полученные в подарок от бабушки, и что можно было приобрести, продав их. Александра Серапионовна делится с нами не радостью от подарка и описывает не симпатию к нему, а говорит о своей любви к бабушке, которая была удивительным человеком. 


Рассказ о том, что для близкого тебе человека ты пожертвуешь самым дорогим и отдашь ему самое ценное, что у тебя есть, только бы дорогому для тебя человеку было хорошо, только бы он был счастлив. И я это всем сердцем поддерживаю!

 Понравилась работа?

Результаты

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...