Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

среда, 14 марта 2012 г.

Cветлана Сазонова. Память сердца

Сазонова Светлана Дмитриевна – известная мурманская тележурналистка, Член Союза журналистов, заслуженный работник культуры Российской Федерации.


С 1969 до 2008 года работала на мурманском телевидении. 
Большой интерес телезрителей вызывали её авторские программы  «Отражение», «Женская компания», «О школе с надеждой», «Друзья мои, книги», «Творческие встречи с мастерами культуры и искусства».  Автор сценариев нескольких видеофильмов ГТРК «Мурман», в том числе фильма «Причал судьбы», посвященного А.С.Хрусталевой и её семье.

Из её передач зрители узнавали о новостях культурной жизни Кольского Севера. Выступала не в качестве бесстрастного регистратора событий, а активно, заинтересованно участвовала в процессе. 

Этот телефонный звонок, не знаю почему, я узнаю из десятков других. Он какой-то особенный. Слышу его, когда еще только подхожу к подъезду. Бегу через три ступеньки на свой этаж. Ключ, конечно, застревает в двери. Это от спешки, хотя торопиться нет смысла – телефон будет звонить, пока я не сниму трубку. Но я спешу, потому что давно не слышала ее голоса.
 - Здравствуй, девочка моя!
- Здравствуйте, Александра Серапионовна! С приездом!
 Вернувшись из Москвы, она всегда звонила мне самой первой и говорила, что соскучилась. И мы назначали свидание прямо на другой же день. Но вот последней встречи в тот ужасный год, когда ее не стало, не случилось, хотя договоренность была. Мы просто сказали друг другу – «до завтра», а оказалось, что попрощались навсегда.
 Моя самая первая встреча с женщиной-легендой, так называют Александру Серапионовну Хрусталеву в Мурманске, была официальной. Я пришла записывать с ней интервью после встречи с курсантами в средней мореходке. Встреча была замечательной. Будущие «морские волки» терпеливо сидели за партами в ожидании очередной лекции. Дверь открылась ив класс вошла маленькая аккуратная женщина в форме. Улыбнулась, обвела всех взглядом и сказала: «Какие вы все молодцы!» – с ударением на первом слоге. Мальчишкам такое начало понравилось. И вся, так называемая лекция, пролетела, словно секунда. Пришлось занять время перемены и еще минут десять от следующей пары. Слушали Александру Серапионовну, раскрыв рот, я в том числе. Она показывала свои довоенные фотографии. Одна особенно произвела впечатление – стоит на палубе корабля мальчишка-подросток в комбинезоне и в залихватски надвинутой на лоб кепке. Глаза веселые, видно настроение у «зуйка» хорошее. Оказалось, никакой это не мальчишка, а самый настоящий специалист – механик Александра Хрусталева на своем рабочем месте. Про свою работу в море, про трудности, которые пришлось преодолевать ей – первой женщине-механику на Северном флоте, Александра Серапионовна всегда рассказывала, вспоминая мельчайшие детали и имена людей, с которыми сводила ее судьба. Я поражалась ее памяти. Так помнить о событиях, полувековой давности! “Девочка, это моя жизнь, как же я могу забыть тех, кто помогал мне или ставил подножку. Свой первый рейс и свою первую встречу с Мурманском?”
 После небольшого информационного сюжета в теленовостях, когда интервью с Александрой Серапионовной изрядно порезали, чтобы уложиться в отведенные две минуты, она позвонила мне и пригласила на чай. Я шла в гости и думала, что меня ждет головомойка – разговаривали час, а в эфире -кот наплакал. Купила большую коробку конфет- с одной стороны подарок, с другой – чтобы не так горько было выслушивать упреки. Пришла в точно назначенное время, за что получила первую похвалу. А потом мы пили вкуснейшую рябиновую настойку, ели салат из крабов, а про конфеты забыли. Помню, что в тот мой приход, мы поменялись ролями – Александра Серапионовна мне задавала вопросы: почему я выбрала себе такую беспокойную профессию, как справляюсь с домашними делами при неимоверной загрузке, почему у меня только один сын (в семье обязательно должно быть хотя бы два ребенка), кто муж и так далее. Отвечала на все, как примерная ученица. Сюжет в «Новостях» получил одобрение … и никакой критики. Вот так началась наша дружба. И теперь, спустя годы, мне кажется, что я знала Александру Серапионовну всегда.
В субботу и воскресенье у меня особенно много работы – концерты, выставки, спектакли. Съемки, потом монтаж. Вечером дома обязательно раздается звонок:
- Ты сегодня гуляла, девочка моя?
- Александра Серапионовна, какие прогулки. Я еле до дома доплелась.
- Ничего не знаю. Два часа в день ты обязана гулять.
Сама она неукоснительно следовала этому давно заведенному правилу – в любую погоду обязательно два часа «дышала Мурманском».
Случалось, что мы не виделись месяц-другой. Просто дела закручивались такой спиралью – не продохнуть. Мне было стыдно. И услышав в очередной раз по телефону ее тихий голос, справляющийся о моем здоровье, я бросала все и шла на Октябрьскую, 12. Мне были рады. Александра Серапионовна вообще была радушным человеком. Не любила только, чтобы ее заставали врасплох. К каждому приходу гостей – готовилась. Стол был обязательно накрыт и не просто на скорую рук, нет – салаты, закуска, непременно горячее. Сколько разговоров обо всем на свете переговорено за этим изобильным столом. Несмотря на свои «за 90», она была молодой женщиной, живо интересующейся модой, макияжем. Однажды, случился у нас даже разговор о сексе.
- Девочка моя, а как у тебя хватает сил на секс, с твоей-то работой, ведь ты приходишь домой, как выжатый лимон? – спросила меня Александра Серапионовна, и я чуть не упала со стула от изумления.
- Откуда вы знаете такие слова? В ваше время говорили – любовь…
- Говорили любовь, согласна. Но думали о том, что выражает это слово – секс – его просто тогда не было. Я по натуре человек очень темпераментный, и «ночная любовь» для меня, как для женщины, была очень важным элементом в отношениях с мужем. Я была еще и ревнива к тому же, хотя мужским вниманием не обделена. Но относилась сама к себе очень строго и ничего лишнего никогда не позволяла. Все это, девочка моя, жизнь. Ее радость, так что какие тут могут быть стеснения. И потом дети должны рождаться только от любви.
Про свой секс я лепетала что-то невразумительное, и, слава Богу, Александра Серапионовна не настаивала на подробностях. Но то, что оба сына ее рождены от страстной любви – ясно и понятно – и Николай, и Борис – состоявшиеся люди, яркие личности. Обоих своих мальчиков Александра Серапионовна наградила талантом и неуемной страстью к жизни.
С младшим – Борисом я была знакома давно. Он известный писатель и просто очень хороший, добрый человек. Старший – Николай – москвич, ученый, профессор. С ним я виделась только на торжественных вечерах, когда 12 апреля отмечался день рождения Александры Серапионовны и в доме у нее был дым коромыслом. И только, когда мы начали снимать фильм «Причал судьбы», я узнала Николая Николаевича поближе и поразилась его сходством с мамой – такой же мягкий, внимательный и необыкновенно умный человек, у которого отношение к матери осталось совсем детским. Это редко бывает с мальчишками, которые почему-то так быстро вырастают и становятся мужчинами. Вообще, съемки этого фильма – подарок судьбы. Так много интересного узнала я о всех членах большой, дружной семьи, во главе которой стояла Александра Серапионовна. Стояла – прошедшее время тормозит все чувства. Мы мечтали снять продолжение фильма к ее 100-летию. Она так хотела встретить эту дату непременно в новом платье – синем, как море, с белой пелеринкой-волной. Не случилось.
В окнах на Октябрьской, 12 теперь редко горит свет – если только Николай Николаевич приезжает погостить. Я знаю это, но когда случается проходить мимо, смотрю на окна с какой-то глупой надеждой – а вдруг…
И телефон теперь по вечерам звонит обыкновенно. И я не спешу, снимая трубку, потому что – никто уже никогда не спросит меня тихим голосом:
-Девочка моя, ты сегодня гуляла?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...