Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

среда, 25 апреля 2012 г.

Демид Рабчевский. Братья Блиф. К победе сквозь лед и туман.



Демид Рабчевский учится в 11 классе гимназии № 9 Мурманска. 


В числе   многочисленных увлечений Демида -  история полярных конвоев. Несколько лет работы в музее истории полярных конвоев, который создан в гимназии. Переписка с участниками полярных конвоев из разных стран и их родными. Поездки в Архангельск и на Соловки. Участие в конференциях.  


Морское братство по оружию в огненных милях     Второй мировой войны. Много ли мы об этом знаем?



В годы войны Мурманск, как известно, играл весьма важную роль в обеспечении доставки грузов по ленд-лизу – миллионы тонн провизии, боевой техники и прочих необходимых фронту материалов были выгружены на мурманские причалы. Однако в Мурманске почему-то почти невозможно найти достаточные сведения об этой героической странице нашей истории. Экспозиции краеведческого музея, созданного ещё в эпоху "холодной войны", не отражают неугодных режиму подробностей, местные книжные издательства не публиковали и не публикуют ничего по этому поводу.


Напротив, в Архангельске, втором по важности в этих поставках городе, Поморским государственным институтом выпущено огромное количество монографий, посвящённых полярным конвоям. Там же проходят встречи участников конвоев и празднуются памятные даты. Отчасти история полярных конвоев освещена в музее мурманской гимназии № 9, но далеко не все посещали его. А ведь сейчас особенно важно для сохранения непрерывности исторической памяти и преемственности поколений помнить о героических подробностях тех далёких событий.

Как известно, конвои представляли собой отряд торговых судов, шедших под охраной военных в строгой последовательности. На торговые суда устанавливалось вооружение и направлялись военные команды. В Америке для этого было создано специальное подразделение – Navy Armed Guard, морская охрана. Её аналогом на советском флоте можно назвать юнг, поставлявшихся школами юнг Архангельской области и Соловецких островов. Специалистов морской охраны направляли на суда в качестве радистов, артиллеристов, сигнальщиков. Однако в ходе боя весь экипаж вставал к орудиям и отражал атаку.

Норман Эрик Блиф служил радистом на пароходе "Индуна", который шёл в Мурманск в составе конвоя PQ-13. 30 октября 1942 года судно было обнаружено и в ходе боя потоплено. Норман погиб при взрыве, а немногим выжившим пришлось ещё 4 дня болтаться в шлюпке, пока советские суда не подняли их на борт. Тогда Норману было всего 18.
Братья Блиф.
Норман родился в семье булочника в шотландском городе Данди. В 20-30-е гг. Данди, как и многие другие города, страдал от безработицы. Семью Блифов назвать бедной было нельзя – хлеб всегда нужен людям, но Нормана и двух его братьев, Сиднея и Дугласа, не прельщала перспектива продолжать семейный бизнес.

 Слева направо: Норман, Сидней, Дуглас Блиф.
Друг семьи, капитан в отставке, часто бывал у них в гостях, и его рассказы о морских путешествиях поселили в душах братьев мечту о море.
Сидней Блиф.
                                          
Сидней первым стал радистом, перед войной он служил в Австралии на лайнере "Эсперанс-бэй", потом трюмным матросом на авианосце Флота воздушной обороны.  

Следующим закончил радиошколу Норман, стал проходить практику ещё до начала войны, но, не закончив практику, поступил на свой первый корабль и служил там до разрыва отношений между Британией и Германией. Потом он подписал контракт с компанией Маркони и стал служить радистом на корабле "Индуна".
Сертификат на имя Н.Э.Блифа о послевоенном  кредите
Дуглас тоже хотел стать радистом, но после смерти Нормана решил перейти на Королевский флот. Долгое время он служил на "Королевском шотландце", который выполнял на Средиземном море функцию берегового десантного штаба.
Сертификат Дугласа Блифа.
Первым кораблем Нормана был "Джонатан Холт". После он сменил "Харпатиан", "Эмпайр Сильвер" и "Грувфол". Норман всегда отличался большим вниманием к своим родным и близким, почтением к матери и сестре. В семье до сих пор рассказывается история о том, как однажды, стоя с офицерами на мостике, он услышал, как капитан стал рассказывать пошлости о женщинах. Когда тот закончил говорить, Норман подошёл к нему и ударом кулака спустил вниз по лестнице.
Норман Эрик Блиф
Военная служба для радиста была не менее опасна и тяжела, чем для рядового палубного матроса. Тётя Нормана Ирен вспоминает, что, когда он бывал в увольнениях, ему снились кошмары: во сне он стонал, а руки его дергались, будто сжимая рукоятки пушек "Эрликон".
Бухта Лох-Ив, традиционное место отправления полярных конвоев.
Он предчувствовал скорую гибель. Зимой 1942 года он, завербовавшись на "Индуну", садился на поезд, следовавший в бухту Лох-Ив (традиционное место отправления конвоев), и сказал брату: "Внимательней смотри за матерью".
Индуна.
Во время войны суда были обязаны хранить радиомолчание и выходить на связь лишь в экстренных случаях. Единственная телеграмма, сигнал бедствия и предупреждение оставшимся судам каравана о налёте врага, была передана с "Индуны" уже в момент гибели корабля, и передал ее скорее всего Норман.

Тысячи матросов и офицеров погибли под свинцовым дождём в ледяных водах Арктики. Но кто-то всё же выжил, чтобы сохранить в веках торжество победы, рассказать о пережитом. Дуглас Блиф успешно пережил войну, и благодаря его сыну Алану Блифу нам известны факты биографии Нормана.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...