Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

понедельник, 16 апреля 2012 г.

Марина Орешко. Краеведение без границ: опыт межрегионального и межведомственного сотрудничества по реализации культурно-образовательного проекта «В фарватере памяти»

Орешко Марина Анатольевна - заведующая сектором литературного краеведения Библиотеки - литературного музея имени Н.Н. Блинова




Ни для кого не секрет, что в настоящее время во всех сферах жизни очень популярна идея проектов. Это и понятно: проект всегда конкретен, направлен на определенную целевую аудиторию и всегда предполагает конкретный результат, направленный на увеличение каких-либо показателей, внедрение нового продукта или услуги, улучшение имиджа организации и так далее.

Если результаты проекта в области экономики можно легко измерить с помощью конкретных показателей и выразить в процентах и цифрах, то культурно-образовательный проект библиотеки измерить в абсолютных величинах проблематично. Стандартные показатели (число читателей, количество посещений и книговыдач) описывают результаты проекта не полностью и не дают объективной картины.

Любой культурно-образовательный проект библиотеки направлен на продвижение чтения. И. Кузьмин, президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, предлагает в качестве показателей эффективности культурно-образовательных проектов следующие: социальная необходимость, социальная полезность, социальная привлекательность.

Применительно к библиотекам они интерпретируются следующим образом:
- социальная необходимость деятельности библиотеки определяет ее вклад в развитие чтения;
- социальная полезность функционирования библиотеки указывает на качество работы, ее результаты и последствия;
- социальная привлекательность предполагает удовлетворенность работников библиотеки, реальных и потенциальных читателей осуществляемыми здесь мероприятиями.

Следует подчеркнуть, что оценку необходимо осуществлять по всем трем измерениям.
По этим основным критериям предлагаю рассмотреть культурно-образовательный проект Библиотеки-музея имени Николая Блинова – конкурс творческих работ «В фарватере памяти».

Конкурс посвящен 100-летию со дня рождения «женщины из морского братства» - Александры Серапионовны Хрусталевой – и объявлен библиотекой совместно с Ассоциацией творческих союзов Мурманской области.

В конкурсе было заявлено две лиги – Лига молодых и Лига мастеров. Старшеклассники и студенты колледжей писали эссе по одному из произведений А.С. Хрусталевой (номинация «Никогда не сдаваться!») и составляли компьютерные презентации (номинация «Этот город наш с тобою»). Взрослые участники конкурса могли попробовать свои силы в номинации «Причалы Александры Хрусталевой» и создать небольшую презентацию о жизни и творчестве мурманской писательницы.

Конкурс не состоялся бы без межведомственного и межрегионального партнерства.


  Активными участниками конкурса стали:


- курсанты и студенты Мурманского морского рыбопромышленного колледжа  имени И.И. Месяцева (их воодущевляли преподаватели   Ольга Анатольевна Клепцова, Елена Валентиновна Звонкович и Алексей Степанович Голов) ;


-студенты  Мурманского педагогического колледжа (руководили работами студентов преподаватели Галина Яковлевна Лукьяненко и Елена Александровна Тарасенко);

 - учащиеся Кадетской школы города  Мурманска 
(под руководством учителя литературы Ирины Владимировны Поталициной). 


  В рамках подготовки к конкурсу молодые мурманчане   посещали мероприятия   библиотеки-музея, посвященные жизни и творчеству А.С. Хрусталевой, а затем могли попробовать себя в жанре эссе или компьютерной краеведческой презентации. В итоге из 96 работ участников конкурса 50 – это работы студентов и курсантов ММРК.
Остается  добавить, что для студентов, курсантов и кадетов в январе – марте 2012 года в качестве информационной поддержки конкурса проведено более 30 мероприятий. Большинство из них прошло  в стенах библиотеки-музея,  но было и несколько выездных мероприятий   в  ММРК и Кадетской школе города Мурманска.

Информационную поддержку конкурса оказал Городской информационно-методический центр работников образования в лице заместителя директора Юлии Юрьевны Щаповой. В школы города была разослана информация о конкурсе. В итоге в конкурсе смогли принять участие педагоги, библиотекари и учащиеся школ № 1, 13, 26, 37, 57.

Большую часть конкурсных работ представили мурманчане. Одна работа пришла из Полярных Зорей. Межрегиональные партнерские связи нашей библиотеки – музея с ЦБС г. Архангельска дали хороший результат. В рамках подготовки к конкурсу была достигнута устная договоренность с директором ЦБС Светланой Ивановной Чеховой и заведующей отделом по краеведческой работе Татьяной Николаевной Задориной об участии библиотек ЦБС Архангельска в конкурсе.  




Напомню, что в  Архангельском морском техникуме А.С. Хрусталева получила профессию судового механика. В библиотеки Архангельска были переданы книги А.С. Хрусталевой. Информация о конкурсе появилась на сайте ЦБС Архангельска. В итоге на конкурс поступило 8 работ от участников – архангелогородцев: библиотекарей, педагогов, студентов и школьников. Первое место в Лиге мастеров было присуждено нашей коллеге Ольге Васильевне  Слученковой за презентацию «Причалы Александры Хрусталевой». 

Необычность конкурсу придавало то, что он проводился одновременно в реальной жизни и виртуальной среде. Присланные и принесенные работы публиковались с разрешения конкурсантов в неофициальном блоге Библиотеки – музея «Роза ветров. Север». Наряду с традиционным жюри «работало» жюри зрительское и читательское. В блоге было организовано Интернет-голосование на приз зрительских симпатий. Каждый проголосовавший мог прокомментировать понравившуюся работу и выразить свое отношение к ней. За три месяца конкурса в блоге появилось несколько сотен комментариев к работам участников. Голосование шло активно. За некоторых конкурсантов было подано более 300 голосов. Это отразилось на работе нашего блога. Выросли показатели посещений и просмотров материалов блога. В день работы участников просматривались до 800 раз. Ссылки на конкурсные эссе и презентации появились в социальных сетях: Контакте, Фэйсбуке, Моем мире. Конкурсные работы заинтересовали не только мурманчан:  иногородние читатели из Волгограда, Москвы и других городов России  приняли участие в голосовании и поддержали понравившиеся работы.

1 апреля голосование было закрыто, подведены итоги работы жюри. Эссе и презентации были настолько   разнообразны, что жюри приняло решение учредить еще одну номинацию за самые оригинальные работы конкурса – диплом «Вдохновение» получили 4 участника конкурса: воспитатель мурманского детского сада "Олененок" Людмила Леонова, социальный педагог из школы № 1 Архангельска Анна Тажудинова, студентки Мурманского  педагогического колледжа Марина Колосова и Ольга Трифанова.

Приобретение памятных подарков для  награждения победителей  конкурса  не обошлось без межведомственного партнерства. Часть подарков победителям (в том числе, награды за 1 место – ридеры) предоставил Н.Н. Блинов (сын). Награды для вручения 17 победителям конкурса по итогам Интернет-голосования  приобретены на средства администрации города Мурманска. В решении этого вопроса помог   М.В.Шилов . Победителям, занявшим в конкурсе 2 и 3 места, награды  приобретались на средства ММРК имени И.И. Месяцева. Колледж взял на себя важную миссию провести  заключительное юбилейное мероприятие,  на котором будет происходить подведение итогов конкурса и награждение победителей . 

Проанализируем проект «В фарватере памяти» с точки зрения эффективности по методике Е.И.Кузьмина с учетом критериев социальной полезности, необходимости и привлекательности.

Был ли наш конкурс социально необходим?
Можно дать   положительный ответ,  поскольку он подчеркивает вклад жителя города, современника в  историю  Мурманска, помогает сохранить память о знаменитом земляке, единственной в стране женщине-судовом механике, легенда Мурманска, привлекает внимание общественности к 100-летию со дня рождения А.С. Хрусталевой.

Был ли конкурс творческих работ социально полезным? На этот вопрос  можно ответить утвердительно. Во время участия в конкурсе многие читатели в Мурманске и Архангельске открыли для себя в литературе имя Александры Серапионовны Хрусталевой, познакомились с ее рассказами, публицистикой,  повестью «Здесь мой причал». Читали её произведения не только в книгах, но и в электронном формате.  Об этом свидетельствует рост количества посещений блога «Роза ветров. Север» и блога «Женщина из морского братства», созданного в помощь участникам конкурса (на данный момент в блогах  около  57000 и 7000 просмотров ). 

Информация блога оказалась полезной не только участникам конкурса, но и мурманским журналистам. Статьи в газетах «Вечерний Мурманск» и «Мурманский вестник» были написаны по материалам блогов с использованием фотографий и отрывков из конкурсных работ.

О социальной привлекательности проекта свидетельствует удовлетворенность участников проекта и сотрудников библиотеки его результатами. Возможность увидеть свою работу опубликованной в Интернете вызвала большой интерес участников.  Работы на конкурс поступали практически до последней минуты 31 марта. Последняя конкурсная появилась в блоге за 10 минут до окончания срока конкурса. Элемент соревновательности, максимальная открытость конкурса и возможность высказать свое мнение привлекли участников и читателей. Можно отметить, что конкурс – наиболее привлекательная форма работы с молодежной аудиторией, но при этом одна из самых сложных для реализации. 



Организация и проведение конкурса – задача непростая. На помощь здесь приходят социальное межрегиональное и межведомственное сотрудничество. Конкурс «В фарватере памяти» стал итогом совместной деятельности Ассоциации творческих союзов Мурманской области, Мурманского морского рыбопромышленного колледжа имени  И.И. Месяцева и Библиотеки-музея им.Николая Блинова. Но все трудности забываются, когда знакомишься с работами участников конкурса. В них много искреннего и неподдельного чувства, необычных оригинальных мыслей и интереса к судьбе А.С. Хрусталевой. 

2 комментария:

  1. Коллеги, я в восхищении! И от объема работы, и от доклада! Очень интересный проект.
    Поздравляю с успешным завершением конкурса. По-моему, огромный труд и колоссальная нагрузка на библиотекарей. Надеюсь, что вашу работу высоко оценят и поощрят.

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина, спасибо за добрые слова. Очень приятно.

    Главное, что конкурс состоялся.
    Правда, на подведении итогов о Библиотеке-музее Николая Блинова не вспомнили.

    ОтветитьУдалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...