Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

понедельник, 16 апреля 2012 г.

Ирина Поталицина. «Книжная гавань». Опыт сотрудничества Кадетской школы с Библиотекой - литературным музеем им. Н. Н. Блинова по патриотическому воспитанию молодежи


Ирина Владимировна Поталицина - учитель русского языка и литературы Кадетской школы города Мурманска








Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты: дом, родители, школа, город, страна. Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». Задача педагога – не допустить этого.


 В современных условиях перспективным направлением работы школы становится социальное партнерство ее с учреждениями культуры, среди которых на первое место выходят библиотеки. Библиотека обеспечивает информационную поддержку процесса обучения и воспитания, в том числе и преподавания регионального компонента.

Несколько лет продолжается сотрудничество Кадетской школы и Библиотеки – литературного музея имени Н.Н. Блинова, старейшего писателя Мурманска.

Это единственная в Мурманской области библиотека – музей, экспозиция которой рассказывает о писательской династии Мурманска: Николае Блинове, его жене Александре Хрусталевой и их сыновьях – Николае и Борисе. Все вместе они написали  около 40 книг. Яков Черкасский писал: «Они воспринимаются как своеобразная летопись, в центре которой – Мурманск, его люди, которые строили свой город в 30-е годы, защищали его в Великую Отечественную, возрождали Мурманск из пепла после войны. В них недавнее прошлое нашего города, та история, без которой нет будущего».

В Библиотеке – музее ведется мемориальная работа, проводятся мероприятия по  литературному, историческому и этнографическому краеведению.

Сотрудничество с библиотекой началось в октябре 2007 года.  Ассоциация творческих союзов Мурманской области и Библиотека – музей имени Н.Н. Блинова объявили городской конкурс школьных сочинений, посвященный 100-летию со дня рождения Николая Блинова. В рамках подготовки к конкурсу учащиеся школы посетили библиотеку, познакомились с музейной экспозицией и стали участниками компьютерных презентаций по страницам его книг. Всего было организовано и проведено 7 мероприятий с участием 6,7,9 и 10-х классов нашей школы. В итоге в числе победителей конкурса были названы наши ученики Андрей Баканов (6К) и Леонид Соловьев (6А).

20 февраля 2008 года  кадеты и педагоги школы стали участниками читательской конференции, посвященной 100-летию Н.Н. Блинова. В литературной гостиной «Рябиновый город» они встретились со старшим сыном писателя – Николаем Блиновым – и смогли задать ему вопросы о жизни и творчестве его отца. Заключительным аккордом мероприятия стало возложение цветов к мемориальной доске Н.Н. Блинова на улице Октябрьской. Это мероприятие проходило в рамках проекта «История семьи в истории города».

Работа по проекту получила продолжение, когда в сентябре 2008 года в рамках литературной гостиной состоялась еще одна встреча с Н.Н. Блиновым (сыном) – автором книги о школьниках послевоенного Мурманска – «Третий класс купил колбас». После мультимедийной презентации по страницам книги «Третий класс купил колбас» автор ответил на вопросы шестиклассников.

К читательской конференции сотрудники музея подготовили необычную экспозицию – «музей в чемодане». Это старые вещи мурманчан послевоенного города, те, которыми могли бы пользоваться герои книги Николая Блинова. Необычные экспонаты собраны в старых чемоданах. Ребята не только рассматривали их, но и   брали в руки: писали ручкой – вставочкой в тетради из старых обоев, обмакнув перо в чернильницу – непроливашку, печатали на пишущей машинке, слушали на патефоне пластинку с песнями военных лет и даже  играли на старом баяне. В итоге возникла ситуация «знание через руки», дающая, по мнению психологов, наибольший эффект в работе со школьниками.

С 2009 года традиционным стало проведение Декады краеведения в библиотеке – музее имени Николая Блинова. Школьники стали участниками мультимедийных презентаций по историческому и литературному краеведению: «Арктические танки: Оленетранспортные подразделения в годы Великой Отечественной войны»; «Повесть Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками»;  «Фронтовая поэзия Константина Симонова». Ребята совершили литературное путешествие по страницам книг о войне, познакомились с фотографиями  и песнями военных лет, даже смогли подержать в руках настоящие боевые награды – «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Заполярья». Медали сохранились не в каждой семье, Марина Анатольевна Орешко  принесла на мероприятия награды деда и бабушки, ветеранов Великой Отечественной войны.

Новой точкой отсчета стало сотрудничество нашей школы и библиотеки  по проекту «Прикосновение к подвигу» в год 65-летия Победы.

Цель проекта - к истории страны и своей семьи  через произведения Великой Отечественной войне.

Основная часть проекта – цикл литературных мероприятий . С учетом читательских интересов и возрастных особенностей школьников  разных возрастов  были выбраны  произведения   о войне, находившие отклик у нескольких поколений читателей.

В библиотеке-музее школьники становились участниками мультимедийных презентаций в жанре литературных чтений по одному из произведений о войне.

В конце мероприятия школьники знакомились с  экспонатами «музея в чемодане», помогающими ощутить дыхание военного времени. Возможности музейной педагогики помогают объединить художественный ряд литературного произведения с предметным рядом, который выступает в качестве интерактивной иллюстрации.

Использование  элементов музейной педагогики создает  эффект «погружения в прошлое», стимулирует развитие познавательного интереса к книге и истории Великой Отечественной войны.

Дома школьники читали книгу, о которой  узнали на мероприятии в библиотеке-музее, и выполняли одно из творческих  заданий в зависимости от возраста: участвовали в конкурсах рисунков и чтецов,  в литературных викторинах, писали отзывы о прочитанном.

На заключительном этапе проекта школьникам предлагалось  обратиться к старшему поколению своей семьи, перелистать семейные альбомы, собрать фактический материал и написать небольшой рассказ (сочинение) об истории войны в судьбе своей семьи. Лучшие работы проекта прозвучали на уроках литературы.

В октябре 2011 года   к Дню города ребята посетили мероприятия библиотеки – музея и обратили внимание на выставку, посвященную Герою Советского Союза Николаю Кононову, который до войны жил в Мурманске, отсюда ушел на фронт. Кадеты заинтересовались судьбой Героя, рассматирая фотографии военных лет и читая письма с фронта. Они были удивлены, что   имя героя в Мурманске забыто. Вернуть имя  Николая Кононова родному городу помог директор Кадетской школы депутат Горсовета М.В. Белошеев после обращения сотрудников библиотеки-музея.

В 2011 году сотрудники Библиотеки-музея им. Н.Н. Блинова Наталья Семенова и Марина Орешко стали участниками мероприятий нашей школы по увековечению памяти Героя Советского Союза мурманчанина Николая Кононова.

В 2012 году кадеты приняли участие в Межрегиональном конкурсе творческих работ «В фарватере памяти» к столетию А.С. Хрусталёвой.

В рамках подготовки к конкурсу в Библиотеке – музее для старшеклассников были проведены литературные чтения по страницам книг «женщины из морского братства». Морских кадетов не оставила равнодушными судьба  и книги   А.С. Хрусталевой, На уроке литературы они увлеченно писали эссе по одному из ее произведений.

Сотрудничество Кадетской школы и Библиотеки – литературного музея имени Н.Н. Блинова содействует патриотическому воспитанию учащихся, ведь, как известно, «непомнящий прошлого не имеет будущего».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...