Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

пятница, 4 мая 2012 г.

17 мгновений весны.

 
В  блоге «Библиоменеджер»    недавно  встретилась  мне   "Победная викторина".  Заинтересовалась.   

В среду 3 мая  у нас начались  военные мероприятия.  Пользуясь терминологией волгоградских коллег,   месяц май в нашей библиотеке-музее  – месяц Незабвения.  Наша новая презентация  из цикла «Пока мы помним – они живы»  о полном кавалере ордена солдатской Славы мурманчанине  Иване Бородулине.  Первые слушатели и зрители – морские души, курсанты и студенты мурманской мореходки.
Когда  ребята   стали расходиться после первого  мероприятия,  я притормозила   их преподавателей  – Елену Валентиновну Звонкович и Валентину Витальевну Мигун, чтобы поделиться своим трофеем - "Победной викториной".  Дружно решили следующие  военные  встречи  мая начинать с викторины.  


Боевая задача:   какие вопросы   возьмём на вооружение? Самые - самые! Непростое это оказалось дело. Избегали очень сложных или слишком легких. Выбирали такие, чтобы   были интересны ребятам, чтобы   они «совершили открытия» - узнали новые и  неизвестные   факты  о войне. И в то же время,  чтобы  оказалась наши читатели не в роли Незнаек, а  в ситуации успеха.  

Коллективный разум, делая  непростой выбор, немножко  менял     формулировки некоторых вопросов и ответов. В итоге  их осталось 17.   А "Победная викторина"   сменила  название.       
Вопросы викторины мы распечатали в 2-х вариантах. Первый на листах формата А 4 выглядел так: 
Викторина «Семнадцать мгновений весны»
1. Во время войны установку БМ-13 называли «Катюшей». Попробуйте догадаться, как называли автомат «ППШ»
(Папаша)
2. «Тигр», на которого русские охотились с гранатой. Что это?
(Немецкий танк)
3. Назовите «звериное» имя немецкого танка T-V, применявшегося с 1943 года во 2-й мировой войне?
(«Пантера»)
4. Фронтовики Великой Отечественной называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 «зверобоем». Почему?
(Потому что они пробивали броню немецких танков «Тигр»)
5. Когда на Красной площади Москвы проходил парад, который длился всего полчаса? Его участники прямо с парада шли в бой защищать Москву.
(7 ноября 1941 года)
6. В годы войны бутылки с горючей смесью называли «коктейль Молотова». Что было написано на этикетках бутылок?
(Инструкция по применению)
7. Какой уральский город во время войны был известен под именем «Танкоград»?
(Челябинск, Челябинский тракторный завод выпускал танки Т-34)
8. Самое знаменитое поэтическое письмо с фронтов Великой Отечественной отправил Константин Симонов. Назовите первую строчку.
(«Жди меня, и я вернусь…»)
9. Какой город России в годы войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?
(Ленинград, ныне – Санкт-Петербург)
10. Во время войны колонна немцев всё же смогла пройти по улицам Москвы. Что это была за колонна?
(Колонна немецких военнопленных)
11. При ночном наступлении на какой немецкий город Красная армия применила 140 прожекторов, которыми ослепили войска противника?
(Берлин)
12. Где еще, кроме Мурманска,  стоит памятник «Алёша», сооружённый в честь русских солдат, погибших при освобождении страны от фашистов? Назовите город и страну.
(Город Пловдив в Болгарии)
13. Как назывался парад, прошедший на Красной площади 24 июня 1945 года?
(Парад Победы)
14. Когда в нашей стране праздник День Победы – 9 мая – стал выходным днём?
(В 1965 году)
15. К 60-летию Победы на Поклонной горе Москвы установлен памятник, изображающий четырёх солдат разных стран. Что символизирует каждая фигура?
(Советский, французкий, американский, английский солдаты; символ Союзнической армии)
16. Какую награду времён   войны называют высшим «солдатским» орденом?
(Орден Славы)
17. Какие звания в годы  войны присваивались за доблесть и мужество частям, кораблям, соединениям  Красной Армии? 
(Звания гвардейских)

А второй вариант  был таким: 


В четверг мы удивляли читателей, вручая вопросы викторины -  военные треугольники. А ребята удивляли нас тем, что знали ответы почти на все вопросы! 


Викторину проводили преподаватели. В руках у Елены Валентиновны по очсреди побывали вопросы викторины сначала вариант № 2, потом вариант № 1. 

Ребята разбирали треугольники, не видя вопросов, напечатанных на их обратной стороне (рядом с вопросом на треугольнике, стилизованнном под письмо военного времени, стоял  порядковый номер вопроса викторины). 
Кажется,  равнодушных не было.









Преподаватель называла номер вопроса по порядку,  ребята читали его вслух и отвечали. Если кто-то затруднялся  с ответом или не получалось ответить верно, мы  задавали наводящие вопросы, давали подсказки.  До последнего стремились, чтобы ребята ответили сами.    


Неотвеченными остались всего на 4 вопроса из 17-ти, причем в разных группах затруднения вызвали на 50% разные вопросы и на 50% одни и те же. В одной из групп не смогли вспомнить "Жди меня, и я вернусь", а в другой не догадались, что было написано на этикетках "коктейля Молотова". В обеих группах не назвали высшей солдатской награды и звания "гвардейские".



Если честно, результат  превзошел наши - библиотекарей и педагогов - ожидания.  А мне почему-то всё равно вспомнилось стихотворение Маргариты Толчинской,   много лет назад прочитанное в журнале "Юность". Тогда, в начале 80-х,  мы ещё  сдавали в выпускном 10 классе  экзамен по историю  по билетам...

* * *
Война - вопрос в доставшемся билете.
И хоть я подготовлена вполне,               
Ох, как должна была тогда ответить:
- Я ничего не знаю о войне.
 Но это взять да "провалиться",
Не сдать экзамен по своей вине...
Я получила "пять". Но как открыться:
Я ничего не знаю о войне.
 Всегда со мною мир, открытый настежь,
И пенье птиц в весенней вышине,
И в этом есть моё и наше счастье:
Я ничего не знаю о войне!

Маргарита Толчинская







5 комментариев:

  1. Спасибо за статью, за идею, за Незабвение. Стих Толчинской - надобно всем взять на вооружение...

    ОтветитьУдалить
  2. Это одно из моих любимых стихотворений о войне. Наверное, у каждого из нас своя военная поэтическая подборка.

    Не успела утром до работы утром зарузить фотографии, поэтому вариант второй ты не сразу увидела:-)

    ОтветитьУдалить
  3. Все правильно, не стоит помнить только один день - 9 Мая. Обязательно надо сделать месячник Незабвения. Это я так, себе, мысли вслух. И сделаем. Мне так понравилась ваша идея. Немного страшит то, что дети могут не ответить на вопросы. Наташ, как у вас происходило? Вы сначала проводили какую-то беседу, где были, так сказать, подсказки на вопросы либо сразу в бой - начали с викторины?

    ОтветитьУдалить
  4. Я в блоге "Библиокомпас" о Неделе незабвения прочитала впервые. Мне понравилось название формы работы.
    Официально, конечно, у нас не объявлен месяц Незабвения. Это мы так, для себя его обозначили. До 19 мая уже все дни расписаны - мероприятия каждый день по просьбам педагогов.
    Мы не ставили перед собой цель получить ответы на все вопросы от ребят. Инфорация при такой форме подаче материала лучше запоминается.
    Нет, беседу заранее не проводили. Мероприятие про Ивана Бородулина предваряла викторина.

    ОтветитьУдалить
  5. Дорогие мои, я очень рада и благодарна всем Вам за то, что Вы помните и любите Маргариту Толчинскую. Она была очень талантливым и добрым человеком. Спасибо за память! С уважением Галина М

    ОтветитьУдалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...