Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

пятница, 15 июня 2012 г.

11 «А» образца 1990-го года.


Есть что-то волшебное в черно-белых фотографиях.  Иначе, как же им удается подобно машине времени, возвращать нас в прошлое? Удивительные  путешествия. 



Закрыли в прошлом году 3-ю мурманскую школу. Нам досталось несколько альбомов с фотографиями из школьной жизни разных лет. Раскрыла на днях один из них и...  перенеслась в 90-й год. Вот они, мои читатели. Какая встреча! Знакомые всё лица. 
Сейчас им уже под 40? А мне трудно в это поверить. Для меня они  так  и останутся  старшеклассниками, которые после уроков приходили в нашу библиотеку. Кто-то читал для души, кто-то – по школьной программе. Мы встречались не только на абонементе в библиотеке, но и на  уроках внеклассного чтения: они приходили к нам в читальный зал или я поднималась к ним в школу. 
 Тогда я была библиотекарем юношеской кафедры. До Медведя-краеведа было еще далеко: мы разговаривали о литературе 20 века. Поэзия серебряного века и документально-художественная проза о войне, «герои нашего времени» и поэзия «оттепели», лагерная тема в литературе… Это не были монологи. "Установка" - прочтение - АУ. 
Наше знакомство началось с экскурсии в библиотеку в 8 классе и продолжалось несколько лет, до 11-го. Оно не было формальным, хотя я была старше ребят на 9-10 лет. И называли они меня «Наталья Владимировна», и дружно вставали, улыбаясь, когда я входила к ним в класс. Наше общение напоминало мне улицу с двухсторонним движением. От них я узнала диковинное название «Наутилус Помпилиус».  Ира Солодовникова принесла мне почитать журнал «Искусство кино», в котором была напечатана пьеса Юрия Короткова «Седой», поразившая ее. А потом и меня. И следующие поколения моих читателей. 

Однажды в школе я проводила урок внеклассного чтения в свой выходной, это был последний урок в 11А в тот день. Ира дождалась, пока я выйду из учительской раздевалки, и мы пошли домой вместе. Сейчас   кажется удивительным, что мы могли по дороге запросто заглянуть к ней домой попить чаю. Говорили обо всем, разница в возрасте почему-то нам не мешала. 

Моя фотография тех лет, сделанная моими читателями:

Она не слишком качественная, но очень мне дорога. Сейчас другое время, трудно представить, что старшеклассники, записавшиеся поучиться фотоделу в ДК Кирова, придут в библиотеку с фотоаппаратом, а потом подарят на память одну из первых своих фотографий - фотографию библиотекаря.

В мае 1990-го я не была на Последнем звонке у 11А в 3-й школе, потому что была приглашена читателями - старшеклассниками из 34-й школы, в которой я сама училась и с ребятами которой чаще встречалась на уроках внеклассного чтения. Старый фотольбом вернул меня в прошлое, и я смогла узнать, как прощался со школой 11А. 

Два больших листа формата А3. На одном из них фотографии выпускников, на другом – напутствия учителей. Под заголовком: " Учителя о нас".


Учитель физики:

«Физика и НТР», «Роль физической науки в развитии человеческой цивилизации», «Значение физики для построения естественно-научной картины мира», «Физика и 11А класс» - мои размышления на эти темы имеют примерно одинаковые масштабы.


Перед мысленным взором встают грандиозные картины: сидящие богатыри на «камчатке» по время демонстрации кинофильма; страстные выступления защитников прав человека, направленные против засилия физики; дружные отказы писать самостоятельные работы в связи, в связи… Впрочем, это все равно в связи с чем.


А если говорить серьезно, то, вспоминая 11А образца 1990-го года, я испытываю (и, наверное, буду испытывать) смешанные чувства. Тут и досадно за иной раз бестолково затраченное время, и радость от случавшихся иногда совместных удачных поисков и решений. В общем, целая гамма, спектр чувств от тоскливого фиолетового до оптимистического оранжевого. Подобные заметки принято заканчивать пожеланием. Хочу пожелать всем выпускникам счастья и еще раз счастья!

Классный руководитель Елена Николаевна Никитина:

Школа – праздник?! Школа – бесконечный марафон! Только в самые трудные минуты понимаешь, что не можешь быть счастливой без школы, без уроков, без ежедневных встреч с учениками.


Пройдет совсем немного времени, вы сдадите экзамены, уйдете из школы… Мне грустно, ведь семь лет я радовалась вашим успехам и переживала из-за неудач, старалась вам помочь в трудной ситуации. Сожалею, что далеко не все сложилось в наших отношениях, как хотелось бы. Но верю, что большинство ребят искренне поддерживали меня, стали единомышленниками. Достаточно сложным был для меня последний учебный год, поэтому без постоянной помощи, высокого чувства ответственности Светы Дьяченко, Иры Якушевой, Иры Дмитриевой, Оли Ивановой, Романа Шубочкина и других ребят решить успешно все проблемы я навряд ли смогла бы. Спасибо вам за взаимопонимание! Надеюсь, что дружеские взаимоотношения, сложившиеся в классе за последние два года, сохранятся надолго.
         Сегодня радость с грустью вперемешку –
         Уходит детство школьное от вас.
         В заботах, в счастье, в повседневной спешке
         Не забывайте свой 11-й класс.

Директор школы Нина Дмитриевна Соколова:

Каждый выпуск по-своему неповторим. Чем запомнится нынешний? Наверное, каждый выпускник вспоминаться будет чем-то особенным. Кто-то из вас – неиссякаемым оптимизмом, неистощимой верой в добрые начала, заложенные учителем. В какой-то степени это верно: на пороге школы, перед расставанием, вспоминается, как правило, все хорошее.


Прекрасно, что в выпуске есть личности. Запомнится своей неординарностью мышления Ира Солодовникова. Ира Якушева, Никитина Катя – преданностью своим маленьким питомцам и школе, Света Дьяченко – изумительной грацией и пластикой танцевальных движений, Настя Шишканова – великой добротой, Иванова Оля и Дмитриева Ира – обаянием и трудолюбием. Запомнится каждый. Разве можно забыть непрекращающийся антиникотиновый поединок с Маркеловым Андреем? Останутся в памяти впечатляющие познания Шубочкина Романа в области информатики… И многое, многое другое…


На пороге выпуска хочется пожелать виновникам торжества сохранить в себе то доброе, что дала школа.

1 комментарий:

  1. Невероятной душевностью и теплом одарили меня этим постом. Сразу вспомнился мой выпускной 90-тый. Правда, какая-то магия в черно-белых фотографиях. А как душевно вы о своих учениках, об учителях... Спасибо

    ОтветитьУдалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...