Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

пятница, 22 июня 2012 г.

Песня, застывшая в камне

С удивлением обнаружила, что памятник можно поставить не только выдающейся личности или литературному персонажу. Есть памятники ... песням. Их немного, и поставлены они в честь песен действительно знаковых, ставших по-настоящему народными. Мы поем и слушаем эти песни 9 Мая, в День Победы, и 22 июня, в День памяти и скорби.

"Бьётся в тесной печурке огонь..."

Этот памятный знак установлен в 1998 году на месте землянки, в которой в ноябре 1941 года фронтовой корреспондент и поэт Алексей Сурков написал стихи, впоследствии ставшие словами песни "В землянке". Увидеть его можно в деревне Кашино Истринского района Московской области.

«Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, — вспоминал Сурков. — Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…».

Дотошные исследователи творчества поэта точно называют день, когда проходил тот памятный бой на подступах к Москве, — 27 ноября 1941 года, и ту часть, в которой оказался и принял бой корреспондент газеты «Красноармейская правда» Западного фронта, батальонный комиссар Алексей Сурков, – 258-й полк 9-й гвардейской стрелковой дивизии.

«Так бы и остались эти стихи частью письма, — продолжает свои воспоминания Алексей Сурков, — если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Что-нибудь» не оказалось.

И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось.
Борис Неменский "О далеких и близких" (1950)
Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке». Все свободные от работы “в номер”, затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня «вышла». Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя себе на гитаре, спел новую песню. И сразу стало видно, что песня «пойдет», если обыкновенный потребитель музыки запомнил мелодию с первого исполнения…».



25 марта 1942 года в «Комсомольской правде» впервые была напечатана песня «В землянке» – слова и мелодическая строчка. Так уж получилось, что публикация эта оказалась едва ли не единственной в первые годы войны.


Дело в том, что некоторые «блюстители фронтовой нравственности» посчитали строки “До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага” упадническими, разоружающими. Они требовали вычеркнуть их, заменить другими, «отодвинуть» смерть «дальше от окопа». А с фронта поэту писали: «Мы слышали, что кому-то не нравится строчка «до смерти четыре шага». Напишите для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть,- мы-то ведь знаем, сколько шагов до нее, до смерти».



"Растаял в далёком тумане Рыбачий..."
Этот памятный знак находится на полуострове Рыбачий, в Мурманской области. На центральной стеле надпись: "Здесь издавалась самая северная фронтовая газета "Североморец", здесь родилась песня "Прощайте, скалистые горы".
Стела повреждена, но не вандалами. Ветра на Рыбачьем настолько сильные, что даже мрамор не выдерживает, ломается.

Оборона полуострова Рыбачий - одна из малоизвестных страниц в истории войны в Заполярье.

Уже на 7-й день войны (29 июня 1941 года) здесь  немцы пошли в наступление. Им удалось продвинуться всего на 70 километров до хребта Муста-Тунтури (в переводе с финского языка – «черная гора»), и они  были остановлены защитниками Рыбачьего. Немцы стремились захватить Рыбачий любой ценой, потому что полуостров держал под контролем вход в Кольский залив, прикрывая Мурманск.

1200 дней и ночей  (дольше, чем длилась блокада Ленинграда!) с июня 1941 года по октябрь 1944 года здесь велись ожесточенные бои, совершались походы в тыл врага. Но 22 тысячи солдат и офицеров, морских пехотинцев Северного флота не пропустили врага ни на 1 километр, отражая натиск врага с суши, с моря и с воздуха!



Николай Букин

Любимой песней солдат и офицеров Рыбачьего была песня «Прощайте, скалистые горы…». У этой песни необычная история.

Как-то в сорок  втором в редакцию фронтовой газеты «Североморец» пришел конверт - треугольник   со   стихами, которые  назывались   «Не жить мне без моря». Стихи написал Николай Букин, рядовой артиллерийского полка полуострова Рыбачий. «Хорошие стихи»,— обрадовались газетчики и опубликовали их в ближайшем номере.

Это стихотворение увидел композитор Евгений Жарковский, тоже служивший на Северном флоте, и написал музыку к этим стихам. Песня написана в форме вальса, но вальса особого, героического. Прощайте, скалистые горы... Защитники Рыбачьего идут в бой, прощаясь с родным полуостровом. И на другой день песня начала свою жизнь. 



"А превратились в белых журавлей..."

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времён тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса? 

Разве можно лучше и пронзительней сказать об этом памятнике? Он установлен в Брестском парке, заложенном на пустыре напротив «Невского мемориала» в 2005 году в знак укрепления дружественных связей городов-побратимов Бреста и Санкт-Петербурга. На закладном камне выбиты слова: «В память священного подвига русского и белорусского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».  И хотя это не памятник песне в прямом смысле слова, замечательные стихи Расула Гамзатова невозможно не вспомнить, глядя на белых журавлей, "улетающих" в небо.

У песни "Журавли" особая судьба. В августе 1965 года советская делегация деятелей культуры приехала в японский город Хиросима. Прошло ровно двадцать лет после страшной трагедии, унесшей жизни сотен тысяч людей. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов.

Расул Гамзатов
Один из памятников, установленных в центре Хиросимы - девочка с журавлем в руках. Девочка, которая верила старинной японской легенде, что если она создаст тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь, последствия той страшной бомбардировки, отступит. Девочка умерла, так и не успев сделать тысячу журавлей.

Поэта поразила эта история, и он написал стихотворение "Журавли" на родном аварском языке сразу после возвращения из Японии. История японской девочки осталась за кадром. Расул Гамзатов писал о своих земляках и друзьях, не вернувшихся с кровавых полей.

Марк Бернес
Ян Френкель
Через три года друг Расула Гамзатова поэт Наум Гребнев перевел это стихотворение на русский язык и опубликовал его в журнале "Новый мир". Именно в этом журнале стихотворение и увидел Марк Бернес, который услышал в нем что-то свое. Бернес в то время уже был безнадежно болен, он почувствовал, что эта песня может стать его прощанием, его личным реквиемом. Убедив Гребнева и Гамзатова изменить несколько слов в русском тексте, Марк Бернес обратился у своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку.

8 июля 1969 года Марк Бернес приехал в студию. Он уже знал, что дни его сочтены в буквальном смысле слова, поэтому очень торопился записать песню, ставшую последней песней в его жизни.  Во время записи у Бернеса в глазах стояли слезы.

Использованы материалы сайтов:
LiveInternet
Путешествия в онлайн

8 комментариев:

  1. Спасибо. Очень информативно и одновременно трогательно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вам спасибо за добрые слова. Я старалась. Очень близка мне тема песен военных лет. А тут очень необычное сочетание - памятники и песни. Не могла не поделиться своими открытиями.

      Удалить
  2. Мариночка, спасибо за интереснейший пост. Просто готовое мероприятие, современное и душевное одновременно. Если можете, сбросьте по электронке как Н.В.С.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста! Очень люблю наше мероприятие по песням военных лет. Что удивительно: никого не оставляет равнодушным. С интересом слушают и дошкольники, и студенты вузов.
      Буду рада, если наша информация Вам пригодится для мероприятий.
      Я Вам написала небольшое письмо по электронной почте.

      Удалить
  3. Спасибо за такой материал. На радио делала программу о военных песнях. но о памятникам этим песням впервые слышу

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как здорово, что я Вас смогла удивить! Когда пишу очередной пост, всегда думают: "А стоит ли писать? Может, это только для меня информация новая, а другим уже давно известная?". Получилось, что писать стоило!

      Удалить
  4. Спасибо за пост, с удовольствием прочитала и просмотрела ролики. Увидела знакомые картины в ролике на песню "Землянка", в нем использован фрагмент из диорамы "Курская битва", который находится у нас в Белгороде (танковое сражение).

    ОтветитьУдалить
  5. спасибо! замечательный сценарий

    ОтветитьУдалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...