Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

четверг, 4 октября 2012 г.

Алена Егорова. Библиотека как развивающая среда нового поколения (гостевой пост)

Часть 4

VI Межрегиональные библиотечные юниор- чтения Коми республиканской юношеской библиотеки были посвящены теме «Библиотека как развивающая среда нового поколения». Юниор чтения –интересный, креативный, познавательный проект, фонтанирующий новыми идеями, поражающий разнообразием форм работы с молодыми читателями!


 В VI юниор-чтениях приняло участие более 70 библиотечных специалистов из 16 ЦБС, 15 библиотек учебных заведений Сыктывкара и Республики Коми. Участниками VI юниор- чтений стали коллеги из Вологодской областной юношеской библиотеки имени В.Ф.Тендрякова и специалисты из ЦГБ и ЦДБ города Мурманска. Юниор- чтения объединили представителей учебных,  публичных городских и сельских библиотек.

 Как привлечь детей и молодежь нового поколения к чтению? Какими способами и средствами добиться того, чтобы поход в библиотеку стал приятным и привычным делом? Ясно одно – наша деятельность должна быть направлена на изучение интересов наших читателей и соответствовать креативности мышления  детей. «Молодежь ждет нового, ярких идей, интересных проектов. И мы обязаны оправдать их надежды!» - под таким девизом проходили юниор-чтения.

Итак, яркие выступления участников юниор- чтений были посвящены:
палитре творческих проектов по организации чтения и акций по продвижению книги;
роли компьютерных технологий в обновлении библиотечной деятельности;
традиционным, интерактивным и мультимедийным приемам организации встреч с краеведческой книгой и авторами;
формированию гражданско-патриотических взглядов юных читателей;
сотрудничеству с молодежными объединениями, реализации совместных творческих программ;
применению новых технологий в обслуживании детей и молодежи с ограниченными возможностями;
формированию привлекательного для детей имиджа библиотеки. Сайд.

  Расскажу о проектах, акциях, мероприятиях, которые больше всего привлекли, удивили, покорили.

Самой популярной и обсуждаемой формой работы с детьми и молодежью стала форма КВЕСТ – ориентирование! Квест – в переводе с английского «поиск». Иначе говоря – приключенческая игра, требующая от игрока решения умственных задач, разгадывания кодов для продвижения по сюжету. Победителем становятся тот, кто первым выполнит задания и пройдет все испытания. Изначально квест – это компьютерная игра, ныне перенесенная реальность, в жизнь. Квесты бывают разных видов и типов: веб-квесты, медиа-квесты, авто-квесты экстремальные квесты (для взрослых с обследованиями подвалов, чердаков, крыш) и теперь, благодаря молодежным организациям, школам и библиотекам – интеллектуальные квесты.

Квест для тех кто:
-    кто любит активный отдых;
- кто жаждет новых острых ощущений;
- кто умеет доверять своей команде и работать в команде;
- кто способен проявить свои таланты;
- кто хочет проверить, на что он способен.

  Квесты могут быть посвящены самым разным темам: Великая Отечственная война,  профориентация, День города, юбилей писателя или поэта (иначе, литературный квест) и т.д. Кстати, в последнее время библиотеки разных городов стали часто проводить экскурсии по библиотеке в форме квесториентирования. Создание игры - квеста – это большой коллективный, очень кропотливый труд (различные рекламные акции, буклеты, составление вопросов, оформление маршрутных листов, поиски партнеров, способных осуществить помощь как в материальном плане, так и в так и в творческом). Но и результаты проведения таких игр обнадеживают и радуют. Детям безумно нравится устраивать настоящие гонки по городу, соревноваться друг с другом в знаниях по той или иной теме, разгадывать загадки и ребусы, отвечать на сложные каверзные вопросы.

Очень понравился опыт проведения таких игр наших коллег из Печоры. Игры -квесты у них проходят уже 6 лет подряд. Темы игр самые разнообразные:
- 2005 году  игра, была приурочена к  60-летию победы в Великой Отечественной войне;
- 2006 год – игра была посвящена 55-летию Печоры;
- 2007 год – профориентация (знакомство с предприятиями города Печоры);
-  2008 год - проект Центральной библиотеки «Читаю я, читаем мы, читают все»;
-  2009 – 60-лет Печоре («Азбука Печоры»);
-  2010 – 65 лет Победы в Великой Отечественной войне (было ориентировано на памятники, установленные в городе в память о  войне).
   
Первую городскую интеллектуально-познавательную игру – квест «Мой город» провела Вологодская областная  юношеская библиотека имени Владимира Тендрякова. В организации игры участвовали 110 человек (90 ребят, интересующихся историей своего города, желающих узнать много нового и интересного о своей родине и 20 педагогов, поддерживающих интересы и желания ребят).

Игра проходила в несколько этапов.
 I этап: Домашнее задание – презентация самого любимого места в городе или небольшой видеофильм о любимом уголке города. Свои работы ребята защищали, за каждую работу получали определенное количество баллов.
II этап: проходил на улице. Ребята должны были по наводящим вопросам отыскать станции: музыкальную, литературную, историческую, научную. В игру входил и соцопрос, ориентированный на умение ребят общаться с незнакомыми людьми.
III этап: Праздник «Мой любимый город» и подведение итогов. Для ребят был накрыт большой праздничный стол и подарен диск, который назывался «К игре готовы» с записью  самой игры.

Некоторые библиотеки квест – игры называют еще библиопробегами (тоже интересное название).

Нужно сказать о том, что в процессе конференции постоянно  говорилось о продвижении книг с помощью средств визуальной культуры (мультимедийные презентации, видео ролики, компьютерные игры, медиа – квесты).

Часто мы становимся свидетелями споров: книга или новые информационные технологии? Что важнее?! Конечно, чтение всегда останется на первом месте, а использование новейших информационных технологий поможет в привлечении поколения NEXT к книге, сделает чтение увлекательным, разнообразным и полезным. Опыт Эжвинской библиотеки подтверждает сказанное.

Кстати, удивительные мультимедийные презентации создают наши вологодские коллеги, как способ продвижение  краеведческих книг среди молодежи. Это уже готовые мероприятия на электронном носителе. Рассказ библиотекаря записан и вставлен в саму презентацию так же, как и аудио-видеофайлы. Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда. Ребята могут послушать не только рассказ библиотекаря, звучащий в презентации, но и живой голос писателя или поэта, которому посвящена работа. Разве это не удивительно?!

Много докладов посвящалось опыту работы с разными детскими и молодежными творческими объединениями.

Всех присутствующих покорил созданный филиалом Усть-Вымской ЦБС клуб «Подружка». Девиз клуба: «Отдыхая – познаем!» Здесь воспитывают настоящих леди. Когда девочки еще совсем маленькие, вместе со своими наставниками они посещают в школе для маленьких принцесс уроки этикета, риторики, рукоделия. Путешествуют по разным городам и странам (игры-путешествия), знакомятся с традициями и обычаями (например, подружки в Италии, Франции, России).

Когда подружки становятся постарше – они устраивают настоящие праздничные вечеринки (Новогодние, в честь дня Святого Валентина, Рождественские посиделки, танцуют и поют караоке). Узнают о самых необычных праздниках: Международном дне объятий, приветствий, всемирном дне кошек,  блондинок и международном дне шефа. Участвуют в конкурсах, викторинах, интеллектуальных ток-шоу. Кстати, наставники «подружек» занимаются продвижением отделовской литературы: девочки читают книги о городах и странах, готовят доклады  о том, как правильно вести себя в гостях за столом или в кинотеатре и театре. По книгам изучают, как сплести модную фенечку или приготовить вкусный десерт.  Но и художественная литература тоже не забывается, девочки обмениваются впечатлением о недавно прочитанных книгах, советуют друг другу книжные новинки.

 В клуб «Подружка» часто приходят гости: повара (которые обучают девочек чудесам кулинарии), мастера маникюра проводят мастер классы; парикмахеры, дают советы по уходу за волосами, детские психологи и даже акушерки, раскрывающие секреты женского здоровья.   Подружки ходят в театр и кино, обсуждают моду и сами участвуют в показах. Конечно, такие объединения нужны и очень важны. Они дают надежду, закладывают фундамент  благополучия, доброго будущего.

Интересен опыт Княжпогосткой МЦБС. Они создали свой БООН (Библиотечный отряд особого назначения). Здесь уже, как говорила Бубекина Наталья Владимировна (коллега из Российской государственной детской библиотеки), идет приручение "диких" читателей, т.е. тех, кто во время летних каникул остался в городе. При поддержке администрации библиотекари создают трудовые отряды для ребят от 14 до 18 лет. Труд ребят оплачивается.

Одно из главных направлений этой программы – профориентация и временное трудоустройство подростков на период летних школьных каникул. Конечно, ребята не только работают, но и отдыхают и играют, развивают и совершенствуют свои творческие навыки.     Трудовые смены, вот уже несколько лет подряд, начинают свою работу 1 июня в День защиты детей с торжественного открытия. До 15 трудовых бригад ежегодно заняты благоустройством территории  города: озеленение, уборка городских улиц, ремонт детских площадок и т.п. Школьники пробовали себя в роли библиотекарей, вожатых. Проводили мероприятия, посещали задолжников - сделали массу полезных дел.

В первый рабочий день руководитель бригады проводит для ребят инструктаж по охране труда, по противопожарной безопасности, знакомит с правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией. Со всеми работниками заключается срочный трудовой договор.
           
Если самый   первый трудовой отряд  был больше занят физической работой, «БООН -2», «БООН - 3» и «БООН -4» помогали центральной библиотеке в работе с фондом редкой книги, посещали задолжников,  проводили мероприятия, участвовали в летних акциях, игровых программах. Кроме этого, ребята, каждый год участвуют в акции «Чистый город», готовят к закрытию трудовых смен творческий отчет о своей работе,   и видео презентации.  Вот такой БООН!

По окончании юниор-чтений такие творческие детские объединения очень живо обсуждались. Я в свою очередь рассказала про наше творческое объединение «Солнечная мастерская», где мы участвуем в разных играх, конкурсах,  креативим и творим.

Интересные и разнообразные по форме мероприятиям проводит ЦГБ города Сыктывкар. С целью продвижения чтения среди молодежи города Сыктывкара в 2010 году подготовлен проект «КЛИЧ!» («К лучшему интересному чтению!») под общим названием «Чтение высшей пробы». Интересно то, что большинство мероприятий библиотеки направлено на продвижение классической литературы (как раз те произведения, которые дети не любят и не хотят читать). В своей работе специалисты ЦГБ ориентируются на запросы современного читателя, сочетают традиционные формы работы с инновационными.

 В рамках проекта  были организованы и проведены следующие мероприятия:
*Акция, приуроченная к юбилею писателя «Чехов на улице Чехова».
   В течение часа утром и ближе к вечеру, библиотекари прошли по улице Чехова, которая расположена в одном из микрорайонов Сыктывкара и провели небольшой блиц-опрос. Он включал в себя ряд вопросов.
- В честь кого названа улица, на которой вы живете?
- Знаете ли Вы, сколько лет исполнилось со дня рождения Антона Павловича Чехова?
- Какие произведения Вы у него читали?
   На первый вопрос все опрошенные жители (а это 26 человек), ответили правильно и даже выразили недоумение, что мы сомневались в их знаниях.
   Со вторым вопросом было труднее, назывались различные даты, и только 11 человек ответили правильно, в основном это были учащиеся школ.
   Жители улицы читали различные произведения у писателя, но в большинстве вспоминали рассказы из детства «Каштанка», «Хамелеон», «Ванька Жуков» и др. Люди постарше вспомнили спектакли по пьесам писателя «Три сестры», «Вишневый сад».
   Всем повстречавшимся на улице Чехова, а не только жителям улицы, были вручены закладки и буклеты с информацией о писателе.
   Блиц-викторина «Знакомый Чехов» проводилась и среди читателей  в библиотеке.

*Специально для своих читателей ЦГБ Сыктывкара провела ток-шоу «Мы – то, что мы читаем?!», цель которого – изучение художественного вкуса ребят. В ходе мероприятия учащиеся активно рассказывали о своих литературных предпочтениях, устроили настоящие литературные дебаты по заданной теме.

*Помимо всего, в этот день, на примере игры «Умники и умницы»   был проведен медиа-квест «Колесо литературы», с целью приобщения к чтению произведений русской классической литературы. Учащимся были предложены на выбор три дорожки (желтая, зеленая, красная), отличающихся друг от друга по уровню сложности. Выбравшим «желтую» дорожку предстояло дать ответы на вопросы в рамках изучения литературы школьной программы. «Зеленая» и «Красная» дорожки включали в себя цикл вопросов на более углубленное знание литературы.
  В ходе мероприятия ребята показали достаточно высокие знания художественной литературы и умение работать в группе.

* Библиопробег «Знатоки идут по следу» еще одно интересное событие в жизни ЦГБ Сыктывкара, в котором за звание самой эрудированной, быстрой и сообразительной команды боролись более тридцати школьников.

 Библиопробег  - это новый вид активного отдыха и развлечения, где участникам для достижения поставленной задачи необходимо использовать все свои знания в области литературы, краеведения, искусства. В качестве заданий сотрудниками центральной городской библиотеки были подготовлены   вопросы, головоломки и хитроумные задачи, для прохождения которых участникам пришлось применять не только знания школьной программы. Смекалка, собранность, сообразительность, командный дух – все эти качества пригодились участникам библиопробега. На старте в библиотеке команды-участники получили карты-маршруты с местами контрольных пунктов. По условиям библиопробега, команда должна была сориентироваться по карте, пройти все контрольные пункты и ответить на вопросы по определенной теме. Кроме правильных ответов учитывалось время прохождения маршрута.

*С целью приобщения школьников к миру нравственных и эстетических ценностей литературной классики для школьников прошел интерактивный литературный час «Благосклонное участие…», посвященный 140-летию И.А. Бунина.

Все мероприятие строилось на ассоциациях. Так в начале встречи на столах были разложены старинные фотографии в рамочках: портреты И. Бунина в разные годы его жизни. Школьникам было предложено самим составить биографию И. Бунина, Затем рассказывалось о начале творческого пути писателя.

Ребята участвовали в поэтическом конкурсе «Как ярко звезд горит  узор», в ходе которого надо было вставить в стихотворение И. Бунина подходящие по смыслу эпитеты. Подробно остановились на новеллах «Темные аллеи».

 Во время конкурса предлагалось попробовать шоколад. Какой он на вкус? Горький, сладкий, черный, с миндалем… Все эти ассоциации связывались с текстами произведений И. Бунина о любви. Получился своеобразный переход к викторине «Любовь в темных аллеях».

 В конце беседы было сказано и о первом произведении И. Бунина «Антоновские яблоки». И снова ассоциация: участникам мероприятия были предложены антоновские яблоки.

Литературная слайд-галерея - еще одна необычная и интересная форма мероприятий ЦГБ.  В таких мероприятиях  для более полного восприятия используются изображения, записи звуков природы: шум осеннего ветра, соловьиные трели, шум морского прибоя, крики чаек. Ребята слушают известные стихотворения (записи или видеоролики) в исполнении профессиональных чтецов.  Сами инсценируют отрывки, эпизоды из разных произведений, как прозаических, так и поэтических.

   Совместно с учащимися библиотека ведет подготовку и проведение различных PR-акций по творчеству писателей, диспутов, литературных турниров и игр, литературных часов и конференций, поэтических марафонов и круглых столов. Любое мероприятие становится приглашением к дискуссии, размышлению, обсуждению над какой-либо проблемой. Способствует активизации читательского интереса, расширению кругозора, учит самостоятельно мыслить и не боятся высказывать свое мнение.


Коми Республиканская Юношеская Библиотека - фотовзгляд Медведя-краеведа


***
Хотелось бы еще рассказать о том, что мне удалось посетить ЦДБ и ЦГБ Сыктывкара, нас везде принимали очень тепло и радушно, рассказывали о традициях их библиотек, делились интересными идеями и материалом. Кстати, в ЦГБ к нам поначалу отнеслись очень настороженно, так как нас привлекли их интереснейшие разработки: разнообразные разноцветные буклетики, закладки, путеводители, книжные меню с обзорами литературы (Например, «Салат телячий» - «Золотой теленок» Ильфа и Петрова; жаркое «Заживо погребенный» – «Убийство на улице Морг» По; заливное из пираньи «Охота на пиранью» Бушкова), конечно, глаза наши жадные загорелись, мы попросили скачать нам все материалы. 

Но стойкие библиотекари ЦГБ попытались защитить свои  авторские права, тогда мы решили  рассказать и про свой опыт, предложили им скачать наши материалы. В общем, выходили из ЦГБ с заполненными флешками, так нам закачали не только то, что мы просили, но еще и много других интереснейших материалов. 

Покорило то, что в библиотеках Сыктывкара много детского пространства – есть целые игровые залы для ребят. Удивительная комнатка есть в ЦДБ – фольклорная изба. Мне провели даже мини мастер класс, когда я посетила детскую библиотеку, выключили свет в избе, зажгли свечу и рассказали легенду народа Коми, показали кукол – героев легенд, участников представления.

Фотовзгляд Медведя-краеведа на библиотеки:



ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...