Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

понедельник, 10 июня 2013 г.

По "горячим следам" РЕЛАРНа, или Мысли после конференции

Вот и закончилась конференция RELARN-2013 (1-6 июня 2013 года), на которой мне посчастливилось побывать. Целая неделя теплоходного круиза Санкт-Петербург - Мандроги-Петрозаводск-Сортавала-Пелотсари-Санкт-Петербург пронеслась  как один день. В памяти осталась потрясающая атмосфера дружеского общения и совместной работы.


Ну что ж, время подводить итоги?



Выступления


Поначалу тема "Особенности теории и практики формального и неформального дистанционного обучения" показалась мне сложноватой и непонятной. Но уже первое выступление Константина Бугайчука расставило все точки над И, теперь все стало намного проще и доступнее. Вот этот слайд в презентации Константина особенно меня порадовал. Даже сфотографировала:


Тут, как говорится, комментарии излишни.

Поймала себя на мысли, что теперь каждое выступление пыталась анализировать с точки зрения библиотечной практики (что можно взять в работу, о чем можно подумать, а что работать не будет...).

Зацепило выступление Галины Брусницыной о неформальном образовании. Заинтересовали мысли об обучении старшего поколения навыкам работы на компьютере. Сейчас это очень "модно", практически все крупные библиотеки у нас в городе промышляют таким способом.


Спасибо Галине, которая подтвердила одну мою мысль: обучением старшего поколения занимаются люди, зачастую не знающие, КАК именно это обучение должно строиться. Хорошо бы при организации таких курсов озаботиться получением знаний по возрастной психологии людей старшего поколения и строить программу с учетом этих психологических особенностей. Иначе толку от такого обучения будет мало - все равно, что улицу отапливать.

Выступление Натальи Кубрак "Эффективное библиотечное образование с помощью открытых массовых курсов" в очередной раз подняло вечные вопросы: "А нужны ли сейчас библиотеки в их традиционном понимании? А если нужны, то кому? А если не нужны, то что с ними делать?".  Не удержалась и сама подключилась к дискуссии на эту тему.


Да, библиотеки в традиционным их понимании (только как хранилища книг) уже утратили свои позиции. Информационную функцию с большим успехом теперь выполняет Интернет. Но... не все так просто. Скачивая учебник из Сети, уверены ли Вы, что скачиваете именно тот учебник, который Вам нужен, именно в том объеме, какой Вам нужен? Кто даст Вам гарантию качества полученной информации? Вот тут библиотеки, мне кажется, могли бы сыграть не последнюю роль как эксперты качества предоставляемой информации.

Кроме того, информационная функция - не единственная в библиотеке. Есть еще просветительская (да-да, это те самые мероприятия для школьников в стенах библиотеки). Библиотека становится площадкой для общения (о "третьем месте" сейчас не говорит только ленивый) и даже музеем в некотором роде (собирает воспоминания жителей города, организует музейные экспозиции, где "экспонаты трогать разрешается", проводит мастер-классы).

Вывод напрашивается один: если библиотека не будет меняться, ее рано или поздно "оптимизируют".

Запомнилось выступление Татьяны Рыженко "Использование ИКТ в обучающих играх на местности".


Давно хотели провести квест-игру по памятникам нашего города (благо библиотека находится прямо в историческом центре Мурманска). Теперь узнала, как можно организовать такое интересное мероприятие. А дальше мысль библиотечная пошла работать: можно ведь и виртуальные экскурсии с детьми проводить, и литературные игры, да еще много чего другого....

Одним из самых запоминающихся стал небольшой проблемный доклад Татьяны Щечилиной "Информационное неравенство".  Именно он дал мне огромное поле для размышлений.

 

С одной стороны, по-прежнему актуальна проблема оснащения библиотек компьютерной техникой. В сельских библиотеках, где годами течет кровля и при входе посетителю выдают зонтик, чтобы ему удобнее было выбирать книги с "внутрипленочных" выставок, - понятия "айфон", "айпад" - это что-то из области научной фантастики.

С другой стороны, мало нашпиговать библиотеку современной техникой. У меня, например, дома стоит пианино, но это не значит, что я на нем умею музицировать. Пока эту технику мы не научимся эффективно применять для решения своих задач (а не просто "погуглить"), толку от нее будет мало. Даже в относительно благополучном Мурманске высшая степень развития ИКТ-компетенции библиотекаря - это умение составить презентацию Power Point. А в школах некоторые учителя платят своим ученикам, чтобы они составляли для них отчеты в Exel.

Одним словом, здесь больше вопросов, чем ответов.

Игры и мастер-классы


Особо в память врезались мастер-классы и ролевые игры. И тут, наверно, не пост надо писать, а поэму слагать, потому что это было ЧТО-ТО!

В ролевой игре "Чудная Чухония" о карельских народностях нам досталась роль финнов (были еще саамы и карелы)  и ... почетное второе место. Чего мы только не делали! Мастерили финские костюмы из картона, скотча и других подручных материалов. Писали на сушеной рыбе, весьма отдаленно напоминающей треску, а потом еще рисовали ментальную карту "Почему финны никуда не спешат?". Впоследствии этот проблемный вопрос стал одной из крылатых фраз конференции.

Наша финская команда

Мастер-класс по дополненной реальности от Оксаны Петровой показался мне самым трудным. Пожалуй, тут еще надо поразмышлять, "примерить" к себе  Aurasma, Layar и QR коды. К сожалению, такая дополненная реальность в условиях обычной библиотеки - филиала не просто "завтра" или "послезавтра", а самое что ни на есть "прекрасное далёко". Хотя... есть к чему стремиться.

Порадовала работа в группах на мастер-классе. Наша команда, разрабатывая учебную ситуацию для школьников, изображала заповедник "Кивач", призвав на помощь все свои театральные и пластические способности.


Слева направо: ландыш, карельская береза. Я на заднем плане в роли... пихты бальзамической. К сожалению, водопад в кадр не попал.

Про свой мастер-класс по скрайбингу писать особо не буду. Зрители, слушатели и участники напишут, конечно, намного лучше. Не все получилось, как хотелось бы (это первый мастер-класс в моей жизни и первое выступление на конференции). Хорошо, что мероприятие не стало иллюстрацией поговорки "первый блин комом". Теперь-то я уже точно знаю, как НАДО, а как НЕ НАДО.

Очень приятно было, когда после мастер-класса подходили участники конференции, говорили очень хорошие слова, задавали массу вопросов, просили поделиться материалами. А это значит, что мы в библиотеке двигаемся в правильном направлении, делаем хорошее нужное дело. Взгляд со стороны так важен!

На память о мастер-классе мне осталась креативная работа от команды Ярослава Быховского - "Сказка о царе Салтане". Не знаю, что меня больше поразило: удивительное художественное исполнение или потрясающая озвучка. В общем, смотрите сами.



Продолжение следует...

13 комментариев:

  1. Пректрасній пост! Жду продолжения Могу поделиться идеями qr кодов для библиотеки )))

    ОтветитьУдалить
  2. Ловлю на слове. Как насчет написать гостевой пост в наш блог про QR коды? :)

    ОтветитьУдалить
  3. Помимо пихты бальзамической мне понравился водопад: "Я водопад, иди ко мне!" Здорово!
    А если серьезно,выступление на тему информационного неравенства очень важна, причем этот разрыв чувствуется на всех уровнях - и среди преподавателей и библиотекарей, и среди учащихся.Причем не всегда это напрямую связано с уровнем оснащенности, это где-то в умах должно отщелкнуть

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, абсолютно с тобой согласна! Расслоение в обществе - и как результат расслоение и в культуре, и в образовании. Конечно, вопрос этот совершенно "неподъемный". Стоит, наверно, начинать с себя - "надо возделывать свой сад". Может, хоть немножко что-то изменится к лучшему.

      Удалить
  4. Классно! Знаю о Реларне давно, но побывать так и не получилось. Спасибо за пост, теперь буду знать, какие они, неформальные отзывы участников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На РЕЛАРНе стоит побывать, чтобы почувствовать совершенно потрясающую атмосферу! Такое ощущение, что знаешь этих людей уже несколько лет, а не только вчера познакомился. Так приятно встретить единомышленников! Что называется, "и других посмотреть, и себя показать".

      Ну и в качестве бонуса - интересная "культурная программа". Об этом я уже в следующих постах напишу.

      Удалить
  5. Спасибо, Марина за пост! Иногда полезно бывает взглянуть со стороны, сравнить свои ощущения от конференции. Мне тоже очень жаль, что нет фото о нашей учебной экскурсии: хотелось бы на себя посмотреть как на карельскую берёзу

    ОтветитьУдалить
  6. Елена, пожалуйста!
    У нас была замечательная экскурсия: и водопад, и березка, и пихта, и ландыш - были чудо как хороши! Главное, что нам это доставило огромное удовольствие! :)

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо! Увидела родные лица, вспомнила РЕЛАРН 2010. Хотите сравнить рефлексию трёхлетней давности со своей? Мне кажется, есть много общего, но у Вас более оптимистично.Над цифровой пропастью во ржи
    В ролике отмечаю отличный маникюр актрис:-)

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за наводку! Читали вместе с Медведем. Красные толстовки РЕЛАРНа-2010 сменились синими футболками РЕЛАРНа-2013, а проблема цифрового неравенства не потеряла своей актуальности. Хорошо, что участники конференции не "закрывают глаза" на проблемы, а пытаются их решить. Наверно, эта проблема будет затрагиваться и на следующих конференциях, потому что не бывает простых ответов на сложные вопросы. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать (сдержанный оптимизм). :)

    ОтветитьУдалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...