Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

четверг, 20 июня 2013 г.

" Ненавижу эту тему!"

Несколько лет назад мы проводили опрос молодых мурманчан по теме: "Социальная память школьников о Великой Отечественной войне". Нас (историка Ольгу Клепцову, музейщика Василия Воронова и библиотекарей) многое удивило в ответах ребят. Среди героев войны называли Юрия Гагарина, Владимира Ленина и Софью Перовскую. В города-герои попали Вологда, Ярославль, Екатеринбург. Были и другие не менее удивительные ответы.

Внимая ужасам войны...


Но поразила фраза в одной из анкет: "Ненавижу эту тему!". Так написал 16-летний мурманчанин, отвечая на вопросы о любимых книгах и фильмах о войне.

Мы пытались понять, что стоит за этой фразой. Вспомнили эпизод, казалось бы, не связанный с военной темой. К нам в библиотеку пришла мама старшеклассника, попросила роман Альберта Лиханова "Никто" и рассказала о конфликтной ситуации в школе. Учительница литературы рассказала ей, что во время урока ее сын закрывал руками уши, когда она читала отрывок из романа. Дома на вопрос, почему он так себя вел на уроке, сын ответил: "Я не мог это слушать: учительница читала, как расстреливают главного героя, Николая Топоркова".

Может быть, в жизни курсанта, который ненавидит военную тему в литературе, был такой же обжигающий душу случай?

Как говорить подросткам о войне, чтобы не вызвать чувства отторжения?


Захочется ли старшеклассникам и студентам колледжей прочитать военные рассказы известного писателя, если на мероприятии библиотекарь поставит перед ними такие вопросы для размышления:


*Доброта и лютая жестокость – как это может находиться в одной шкуре?  
*Кто они, собственно, - люди или нелюди?!
*Когда и как происходит страшный процесс трансформации человека в садиста?

Захотелось ли вам отвечать на такие вопросы или задумываться над ними? Как бы вы ответили на последний вопрос?

Мнения авторов блога разделились. Мне интересно узнать, как бы на них ответила коллега, задающая такие вопросы читателям. А филолог по образованию Полярная Сова сказала, что вообще не хотела бы слышать размышления на эти темы. На филфаке ее учили, что литературные произведения не надо анализировать "дотла".



Война прошла сквозь наши души



Мы часто говорим с нашими читателями о войне. Не умалчиваем о жестокостях, но нам ближе позиция Василя Быкова. В одном из интервью журналисты задали ему вопрос: "Почему все Ваши повести о войне?". А он удивил их, ответив вопросом на вопрос: "Вы так считаете?". 

В начале мероприятий по страницам книг Вячеслава Кондратьева, Константина Воробьева, Светланы Алексиевич, Алеся Адамовича и Даниила Гранина, Василя Быкова мы рассказываем об этом случае и просим ребят задуматься над вопросом: "О чем пишут авторы военной прозы?". 

В конце мероприятий звучат разные ответы, но их объединяет размышление о том, что в центре произведений, действие которых происходит на войне, - человек в экстремальной ситуации, проблема выбора. Авторы книг заставляют нас задуматься о том, что для победы на войне мало только одной силы оружия, побеждают те, кто смог сохранить человека в себе в нечеловеческих условиях войны. 

6 комментариев:

  1. очень странно,что в наше время дети так относятся к этой теме.в наша время, когда все фильмы и игрушки переполнены жестокостью.

    ОтветитьУдалить
  2. У людей любого поколения разный "порог жестокости".
    Проблема не в этом. А в том, как говорить с ребятами о войне, чтобы не вызвать у них отторжение как минимум.

    ОтветитьУдалить
  3. Я прочла не сейчас этот пост... Но вернулась к нему потому, что в мыслях тема корректной подачи материала о войне детям все время крутится. Росла в Белоруссии, где население пострадало максимально в ВОВ, оставив погибшими каждого второго. Ниточка памяти, поклонения подвигам воинам и мужеству честных людей - естественна для воспитания моего уже уходящего поколения. Мы читали толстые книги про пионеров-героев, про детей в концлагерях, белорусских партизан и пр. Удивлялись их подвигам, красиво описанным авторами, тихо замирая от ужаса того, о чем писалось, страшась, но мысленно все же примеряя к себе "эти подвиги"- "а сам смог бы?" ... И все же, с современными детьми и подростками в период формирования и развития души лучше бы обсуждать лучшие качества человека по произведениям о той же войне, без высвечивания тех ужасов, которые льются на неокрепшие умы из современных российских средств массовой инфорации

    ОтветитьУдалить
  4. В школьные годы нам рассказывали, что из республик СССР больше всех пострадала в годы войны Белоруссия. В Хатыни стоят 3 березки, а вместо четвертой - яма. Символ того, что в годы войны погиб каждый четвертый житель Белоруссии.
    Да, от нас не скрывали, что война - жестока, но не предлагали поразмышлять о садизме и о процессе трансформации человека в садиста, рассказывая о военной прозе.
    Около 3 тысяч школьники 9-11 классов, учащиеся профессиональных училищ и студентов колледжей приняли участие в акции, в сценарии которой коллеги предлагали поразмышлять над вопросами, о которых написано в посте.
    " Я просто уверена, что после нашей акции десятки захотят прочесть его рассказы, а значит узнать больше о тяжёлых событиях минувших лет», - сказала журналистам куратор этой акции.
    Хотелось бы в это верить...





    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за пост и за такую важную тему, которую, если бы была подростком, то тоже сказала бы, что ненавижу!.. Здесь, конечно, требуется пояснение. Я - белоруска по национальности, каждое лето с детства ездила под Брестчину к бабушке, поход в Брестскую крепость стал уже культовым (я там каждый закоулок знаю), дед воевал. Ветеранам готова каждому руки целовать, в ноги кланяться, я осознаю меру жертвы, которую они принесли ради будущих поколений... И, поскольку я давно уже не подросток, я скажу иначе: я не ненавижу тему войны, я просто не могу вынести нагрузки этой темы на психику. Может, и тот подросток просто не сформулировал свою мысль должным образом? Я в 14 лет посмотрела фильм "А зори здесь тихие", мою истерику остановила мама только влив в меня приличную дозу успокоительного!.. В 15 лет я убежала со школьного вечера, посвящённого очередному Дню победы, когда со сцены дочитывали стихотворение Мусы Джалиля "Они с детьми погнали матерей", я убежала в туалет и рыдала, пока не выплакала всю свою боль подросткового восприятия ужасов фашизма. Сейчас я - мать двоих детей, взрослый образованный человек, а стихотворение это до сих пор не могу себя заставить прочесть. Фильм не могу посмотреть про войну, прочесть о кошмаре блокады. Я знаю о войне в цифрах, в исторических фактах, из новостных телесюжетов, газетных статей... Но я боюсь встретится с ней лицом к лицу в таких "живых" стихах, художественных произведениях, талантливых фильмах, в которых война до боли пристально смотрит тебе в глаза и каждого загубленного ребёнка отождествляешь со своим. Я не стала чёрствой душой, оттого что не читаю книг о войне, не смотрю о ней фильмов. Напротив, я слишком ярко представляю все ужасы, которые несёт в себе война. Не у всех психика в состоянии справиться с темой войны. Я не ненавижу эту тему, но я стараюсь избегать её. Пускай вы меня осудите, но я считаю, что знать о войне обязаны все, но смотреть ли ей в глаза, пусть даже глазами авторов и режиссёров - волен решать каждый самостоятельно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алеся, спасибо за то, что поделились с нами своими размышлениями и воспоминаниями.
      Тема войны действительно непростая. С одной стороны важно "чтобы помнили", а с другой стороны не вызвать отторжения.
      Есть такие книги и фильмы о войне, которые оставляют ожог в душе. Перечитывать их и говорить о них больно. Повесть "В списках не значился" Бориса Васильева и экранизация повести "А зори здесь тихие" - из их числа.
      Одна из лучших книг о войне "У войны не женское лицо" Светланы Алексиевич. Нельзя не рассказать о ней ребятам. Рассказываем иногда со слезами на глазах и видим слезы в глазах у читателей. Обсуждали эту книгу с читателями разных поколений, но никогда не приходило в голову задавать вопросы:

      Доброта и лютая жестокость – как это может находиться в одной шкуре?
      *Кто они, собственно, - люди или нелюди?!
      *Когда и как происходит страшный процесс трансформации человека в садиста?

      Удалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...