Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

среда, 16 апреля 2014 г.

Большое арктическое путешествие

Полный вперед навстречу приключениям!

 Мы отправляемся в путешествие по страницам  самой правдивой сказки на свете. Наш капитан – бывалый ледокольщик, автор книги «Приключения на Атомфлоте» - Алексей Сусликов.

Вместе с героями книги  нас ждёт большое путешествие по северным морям. Мы узнаем много нового об Арктике,  атомных ледоколах и моряках «Атомфлота».

Территория вокруг Северного полюса, покрытая льдами - Арктика.  Первыми русскими моряками в Арктике  были  поморы, коренные жители  Русского Севера.

В ХIХ веке в России  построили  первый  ледокол - «Ермак». Сейчас его   называют дедушкой ледокольного флота. Якорь «Ермака» находится около Мурманского областного краеведческого музея.



Перекресток  улиц  Челюскинцев и Володарского – стал местом "прописки" мурманского Мемориала покорителям Арктики.


Наш  город  -  порт приписки атомных ледоколов,  столица Арктики. Из Мурманска   атомные суда  уходят в рейсы по Северному морскому пути.

В этом году  Росатомфлоту исполняется 55 лет. Его день рождения -  3 декабря 1959 года.   В этот день был спущен на воду первый атомный ледокол «Ленин». Построили его в Ленинграде, первым капитаном стал Павел Пономарёв, имя которого сейчас носит одна из мурманских улиц.


 В Арктике атомоход «Ленин»  проработал более 30 лет. Провел во льдах более трех тысяч судов. Сейчас атомоход  стал музеем и  стоит у причала Мурманского морского вокзала.

За 55 лет было построено 10 атомных гражданских судов : «Ленин», «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Севморпуть»,  «Таймыр»,  «Советский Союз», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы».  Каждый из них по-своему знаменит.



Ледокол «Арктика» первым побывал на Северном полюсе в 1977 году.


Ледокол «50 лет Победы» - самый новый, современный  атомный ледокол. Ледокол «Ямал» - самый улыбчивый.


 Кто главный враг моряков-ледокольщиков в Арктике? Лёд. Одна из глав книги так и называется - «Его Величество Лед Арктики».

Знаете ли вы, что морской, озерный и речной лёд — это не одно и то же?   Целых две науки изучают  льды – гидрология и гляциология.

Как образуется лед? При охлаждении верхнего слоя моря вначале на нем образуются ледяные иглы. Если поверхность моря спокойна, то ледяных игл становится всё больше, и они образуют так называемое ледяное сало — пятна или полосы сероватого цвета.


Когда выпадает много снега на холодную воду, он не тает, получается «снежная каша» - снежура. Ветер и волны перемешивают ледяное сало и снежуру, получается шуга — скопление рыхлых комков льда.


Если в арктических морях лед не успевает растаять за лето, его называют старым. В центре Арктики  - старые многолетние льды. Каждый год они частично тает, потом снова становятся толще, но не увеличивается до бесконечности, а остается в пределах от 3 до 4 метров.

Морской лёд бывает неподвижный и дрейфующий. Дрейфующие льды   перемещаются из-за ветра и течений.  Иногда льдины бывают размером с двухэтажный дом. Когда льдины сталкиваются и одна  наслаивается на другую,  возникают торосы.


В Арктике  встречается много загадочного. Например, ледяные реки. Ледяная река  - полоса битого льда, которая движется с большей скоростью, чем остальной окружающий ее лёд.


Встречается в Арктике и блинчатый лед:  льдины овальной формы с чуть загнутыми краями, напоминающими блинчики или оладушки.


Если температура воздуха  поднимается выше 0 градусов, лед начинает быстро таять: сначала сверху, потом с боков и снизу. Перед тем, как растаять, лёд пропитывается водой и становится похожим на пчелиные соты.  Тогда его называют неблагозвучно - гнилой лед.

В Арктике встречаются айсберги  -  огромные   плавающие острова изо льда. Их толщина достигает  50 метров, а площадь бывает до 500 кв. километров. Особенность айсбергов в том, что на поверхности моря видна только  его треть, остальные две трети скрываются под водой.   Большие айсберги первооткрыватели Арктики  иногда принимали за неизведанные земли.


Как бороться со льдом на море!  Были разные идеи: разбивать лёд огромными паровыми молотами, резать лёд гигантскими пилами, разрушать его заостренными корпусами специальных судов-ледорезов.

В итоге выбрали такой способ  разрушения льда:  ледокол наползает на лёд и продавливает его своим весом.


Современному  атомоходу  нипочём лёд толщиной два с половиной метра. А если попадается более толстый лед, ледокол отходит назад, разгоняется и с ходу прорубает каналы во льдах.

А если и этот способ не срабатывает? Тогда в запасе у моряков  есть еще один: ледокол наклоняется то на один борт, то на другой, поднимает выше нос или корму, ворочается, будто медведь в берлоге.  Ледовое поле дробится, и  ледокол идёт вперёд.


А для чего нужны ледоколы в Арктике? Они помогают проводить во льдах грузовые и пассажирские суда, военные корабли, и даже буровые платформы, участвуют в научных экспедициях. Иногда становятся спасательными судами, приходят на помощь морякам, когда они терпят бедствие.

Ледокол идет впереди, прокладывая в ледяных полях канал для  других  судов. Как утята семенят по одному за мамой-уткой, так  транспортные суда двигаются   вслед за ледоколом. Бывает, что  «утята»  размерами превосходят «утку» раз в пять.

Иногда ледокол берет судно «на усы», то есть на буксир: судно привязывают толстыми канатами вплотную к ледоколу. Со стороны это похоже на паровоз с вагоном.


Атомный ледокол — настоящее чудо техники со всеми удобствами на борту. Здесь есть кинозал, спортивные залы с тренажерами, бассейн, салоны отдыха и даже солярий.  Ведь моряки уходят в рейсы на четыре месяца и даже больше! Экипаж атомного ледо¬кола состоит примерно из ста человек.

Матрос, моторист, штурман, механик и электромеханик, капитан и его помощники есть на каждом судне. Но только в экипажах атомных судов есть специалисты службы КИПиА - контрольно-измерительных приборов и автоматики. В нее входят инженеры и мастера, которые обслуживают измерительные приборы и автоматические системы атомной установки.

Северный морской путь (Севморпуть) -  самое короткое расстояние между Европой и Дальним Востоком через Арктику. Он проходит через Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море, захватывая часть Берингова моря. Длина пути  от Мурманска до Владивостока через  Арктику в два раза  короче, чем расстояние от Мурманска до Владивостока   в обход Европы и Азии. Выгода очевидна, если бы не толстый лед. Ледоколы «Атомфлота» сделали Севморпуть пригодным для судоходства круглый год.


Автор книги рассказывает о нескольких портах Севморпути, в которые заходят атомные ледоколы. Каждый из них по-своему интересен.

Посёлок  Диксон на полуострове Таймыр носит непривычное для нашего уха название. Диксоном звали шведского богача, дававшего деньги на экспедиции полярного исследователя Норденшельда, который открыл эти земли в Арктике.


Рядом с поселком  находится Большой Арктический заповедник, где охраняются редкие виды птиц. Но настоящим хозяином этих мест является белый медведь,  иногда он даже  забредает на окраины поселка.



Летом в бухте Диксона живут нерпы и белухи — красивые белые дельфины.


Вокруг Диксона водится очень много рыбы. Ее   хватает и морским животным, и людям. Автор рассказывает удивительную историю. Он видел, как  мальчик летом ловил  рыбу прямо с причала. Она  клевала с интервалом в 6-8 секунд.

Поселок Харасавэй находится на полуострове Ямал. На языке местных жителей - ненцев – «харасавэй» - значит «кривой».

 Атомные ледоколы помогают грузовым теплоходам привозить в поселок строительные материалы. Зимой грузы выгружают прямо на лед. Бульдозеры прокладывают специальную дорогу по льду от берега до судов длиной 6 километров. Судовые краны извлекают из трюмов грузы и укладывают их в кузов грузовиков. Грузовики, ожидая очереди, располагаются по льду в шахматном порядке, чтобы не продавить лед своей тяжестью.

Жители Харасавэя   осваивают новые месторождения газа. Поэтому самая яркая достопримечательность поселка в прямом и переносном смысле слова – факел. Огонь вырывается из трубы в небо, освещая всё кругом.


Город Дудинка расположен на правом берегу реки Енисей. Здесь  есть  девятиэтажные дома, торговые центры, кинотеатр, музей, картинная галерея, набережная.


Рядом с набережной Дудинки стоит памятник — печальная девушка в национальной одежде северных народов сидит на перевернутой лодке.


Это «Ждущая» Дудинки. По легенде, давным-давно местная девушка полюбила заезжего купца.  Он уехал и не вернулся, как обещал. А девушка долго ещё сидела на берегу Енисея и ждала своего любимого.

Есть в Дудинке памятник мамонтенку. Он   здесь неслучайно. В прошлый ледниковый период Таймыр был населен целыми стадами мамонтов.


В Доме народного творчества  Дудинки  работают  картинная галерея, музей и выставка народных ремесел.


Здесь есть на что посмотреть: жилище народов крайнего Севера, чучела зверей и птиц, народная одежда и традиционные музыкальные инструменты.



Самая известная картина  музея изображает шамана. Для народов Крайнего Севера шаманы — это особые люди, которые умеют разговаривать с духами и получать от них ответы на вопросы, где лучше охотиться или рыбачить, как исцелить больного, что ожидает в будущем. Местные жители относятся к шаманам с почтением. Лучшими шаманами Таймыра считались нганасаны — самый северный народ нашей страны.

Нганасаны
Таймырский художник Борис Молчанов на одной из своих картин изобразил нганасанского шамана. Кроме красок, он использовал кусочки кожи и замши. Для этой картины настоящий шаман отдал художнику кожу особой выделки и детали  старинного шаманского костюма.


 Однажды из-за картины посыпались конфеты, печенье, пряники и хлеб. Почему за картиной оказалась еда? Её тайком приносили местные жители. В Дудинке нет своего шамана, поэтому они поклонялись изображению. Рассказывали, что  картина исполняет желания. Только для этого нужно сделать небольшое пожертвование из чего-нибудь съестного. Желающие оставляют его в специально поставленной рядом с картиной коробке.

Архипелаг Земля Франца-Иосифа (или просто ЗФИ) – самая северная территория нашей страны. Она расположена на севере Баренцева моря и состоит из почти двух сотен покрытых льдом островов. Отсюда до Северного полюса всего пятьсот миль (морская миля – 1852 км).

Почему у архипелага такое странное название? В 1873 году его открыла австрийская экспедиция и назвала в честь своего императора - Франца-Иосифа.


Земля Франца-Иосифа — суровый край, напоминающий Антарктиду. Большую часть года море вокруг архипелага покрыто льдом.

Особую опасность для моряков в районе Земли Франца-Иосифа представляют многочисленные айсберги, которые из-за течений могут двигаться против ветра. По мере таяния айсберги могут неожиданно и   переворачиваться, поэтому ледоколы приближаются к ним очень осторожно.


С начала сентября и до конца мая на островах Земли Франца-Иосифа устраивают себе берлоги белые медведи.

Это животное удивительных способностей: может питаться раз в месяц, с легкостью прокусывает насквозь шкуру моржа толщиной 7 сантиметров, развивает скорость 40 километров в час. Эти хозяева Арктики могут плыть без перерыва больше недели.

Белые медведи не боятся подходить к стоящим во льдах судам, рассчитывая, что моряки угостят их чем-нибудь вкусненьким. Особенно они обожают сгущенное молоко. Увидев брошенную с борта судна банку сгущенки, медведи кладут ее целиком в рот и начинают жевать, выплевывая после одну жестянку. Жестянка при этом становится похожа  на использованную жевательную резинку.


Кроме белых медведей на ЗФИ  живут песцы, водятся моржи, морские зайцы, тюлени и нерпы. Попадаются нарвалы ( киты, у которых на носу длинный «бивень»), белухи, кашалоты и усатые киты.


На островах гнездятся огромные стаи птиц: гаги, кайры, чайки, глупыши. Это называется птичьи базары.

Из растительности на островах есть только мхи, лишайники и немного полярных цветов. На берегах островов встречаются скопления микроорганизмов, которые окрашивают прибрежные склоны ледников в нежно-розовый и желто-зеленый цвет.


Вода в районе ЗФИ чиста и прозрачна. Больше такой воды, наверное, уже нигде не осталось. Если бросить в солнечную погоду монетку в воду, то можно увидеть, как она опустится на самое дно. Дно достаточно глубоко, а глубины не изучены.


Крупные острова покрыты ледниками с красивыми ледяными обрывами. Поверхность ледников усеяна трещинами. Они такие большие, что в некоторые из них может поместиться целиком пятиэтажный дом.

Наиболее красив из островов Земли Франца-Иосифа остров Белл, похожий на гигантский колокол.

Необычен остров Чампа. На нем много каменных шаров различного размера. Некоторые из них выше роста человека, а некоторые — совсем крошечные.


 В начале двадцатого века штурман Валериан Альбанов, член экспедиции на шхуне «Святая Анна»,   написал о ЗФИ: «Эта земля какая-то сказочная, фантастическая, почти такая же далекая от действительности, как картина».


Текст написан по страницам книги А.А.Сусликова "Приключения на Атомфлоте".
Фотографии автора книги. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...