Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

среда, 16 июля 2014 г.

#соразвит14. Добро пожаловать в Матрицу!, или Коннективизм для "чайничков"

Продолжаю изучать материалы по курсу "Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие". Итак, тема первая - "Коннективистская организация". Правда, для неподготовленного уха звучит устрашающе? То ли мафия, то ли подпольное общество... Для начала решила разобраться, что за коннективизм такой и "какая от него в быту польза".

Первое, что мне попалось на глаза про коннективизм, было вот это: "Коннективизм основывается на теориях сети, сложноорганизованных и самоорганизующихся систем. Учение - процесс, который происходит в неопределенной, туманной и меняющейся среде, в которой постоянно происходят сдвиги основополагающих элементов. Этот процесс не может находиться полностью под контролем личности. Учение может поддерживаться извне и состоит в сопряжении информационных источников".

Ну как вам? После такого воодушевляющего вступления читать дальше что-то расхотелось. Как говорится, "много букаф - ни асилил". Ситуация как при чтении художественной литературы на иностранном языке: каждое слово вроде бы понятно, а всё вместе - весьма туманно и смутно, и никаких "сдвигов основополагающих элементов" в голове. Нам бы чего попроще, для "чайничков".


Спасибо "Блогу лаборатории мультимедиа":  кое-что всё же прояснилось.

Коннективизм - это теория обучения, разработанная George Siemens и Stephen Downes. Теория обучения в цифровую эпоху, в век Интернета и дванольных технологий. Само название теории - от английского "соnnect" - "соединять", "связывать" (мне почему-то вспомнился рекламный слоган Nokia: "Connecting people!").


Все в сеть!


Как это работает? Процесс обучения - это процесс получения новых знаний. Чтобы эти самые знания получить, человек привлекает разные информационные источники: книги (в т.ч. библиотеки), интернет-источники,  видео, аудио, средства массовой информации, общение с другими людьми (в т.ч. виртуальное) и прочее. В результате получается "паутина" из различных источников информации. Этакая индивидуальная "матрица". Коннективизм называет это "сеть связей" (network of connections).

Источник фото

Личную "матрицу" каждый корректирует, как считает нужным. Одни источники информации исчезают (мы отписываемся от неактуальных блогов; перестаем читать книгу, если и через 50 страниц всё также скучно и уныло; выключаем телевизор, если нам кажется неинтересной передача и т.д.), другие появляются (знакомимся с новыми людьми, добавляем "френдов"  в социальных сетях, записываемся в библиотеку). Вот такой процесс создания связей и получения знаний, совершенно непрерывный, кстати.


Знание - в связях


И что имеем в сухом остатке?
1. Открытие того, что обучение и знания - в многообразии мнений.
2. Постоянное обучение за счет налаживания новых связей (полезных, естественно).
3. Принятие решений: мы сами решаем, чему учиться, какие связи выстраивать в своей "матрице", какие источники информации привлекать.
4. Понимание, что нет раз и навсегда правильных ответов. С одной стороны, сколько людей - столько и ответов. А с другой, то, что сегодня было правильным, завтра уже будет воспринято как абсурд. Всё течёт - всё изменяется во времени и в пространстве - в зависимости от точки обзора.

Помните пятнадцатый камень сада Реанцзи, главную достопримечательность японского города Киото? Есть в нем специально спланированный хаос: 15 черных необработанных каменей, разбросанных по белому песку. С какой точки обзора не рассматривай композицию, как не меняй ракурс обзора - 15-й камень всегда окажется вне поля зрения. Знакомишься с новыми книгами, идеями, людьми - меняешь ракурс обзора  и открывается что-то новое.

На практике коннективизм воплотился в массовых открытых дистанционных курсах - connective massive open online course - сокращённо сМООС.

Обучение на таких курсах происходит в связанной сетью группе людей, которые активно используют блоги, вики, социальные сети для поиска знаний, обучающих сообществ и людей со сходными интересами, чтобы создавать и развивать различные сферы знаний. Организаторы сМООС поощряют такое поведение, собирают и систематизируют результаты этой деятельности.

Есть еще, кстати, такой "зверь", как xMOOC - это классический онлайн-курс с лекциями, тестами, сроками выполнения заданий и т.д.

Нашла в Интернете вот такую любопытную метафору: "хМООС — это открытая дверь. Вы можете войти, вы можете слушать бесплатно. сМООС — это открытое сердце. Вы становитесь частью сообщества, вы будете приняты и обласканы".


Коннективизм и библиотека. Есть контакт!


Ну и самое интересное. Какое отношение имеет коннективизм к библиотеке? Я нашла по крайней мере две точки соприкосновения.

Первое. Книги и библиотеки по-прежнему - один из информационных источников, как ни крути. Привлекая  новых читателей, мы  доказываем свою актуальность в социуме и надеемся заслужить право находиться в личных сетях связей наших пользователей.

Второе. Чтобы на равных общаться с современными читателями 21 века, библиотекарям приходится учиться, меняться, перенимать опыт коллег и знания специалистов других профессий. Мы уже не можем обходиться без профессиональных сообществ, обучаемся в дванольных мастерских, разыскиваем интересные публикации и делимся своими мыслями, находками, наработками, своей "добычей" на Facebook. Вот и коннективизм в чистом виде.

Продолжение следует! 

8 комментариев:

  1. Ответы
    1. Спасибо большое. Я рада, что наконец удалось для себя расставить все точки над "и".

      Удалить
  2. Спасибо за информацию. Тоже пытаюсь разобраться с понятиями, их сутью. Для меня это совершенно новые знания. От обилия и противоречивости материала "от знатоков" коннективизма, "тонкостей" в дискуссиях впала в растерянность. Ваш пост помог разобраться в теме .

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, как я Вас понимаю! Я когда начала "погружаться" в тему, тоже утонула в обилии информации, её противоречивости и наукообразности изложения. Пыталась хотя бы для себя выявить какие-то опорные мысли, идеи, чтобы дальше продолжать обучение на курсе. Приятно, что мои заметки помогли Вам.

      Удалить
  3. Согласна с Вами, Елена. Не зря же у Т.Н.Фокиной возник вопрос: "Каков должен быть состав курса (не только коннективистского), чтобы мотивация поддерживалась на достаточном уровне у разных категорий участников?" http://fokinatn.blogspot.ru/2014/07/14-14.html
    Вот и получится, что внутри этой большой стаи образуются маленькие группки птах, объединившихся по уровню "погруженности" и "просветленности" в теме. по интересам - кто что из темы может извлечь. Спасибо за пост автору.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Честно говоря, начинала обучение в курсе и побаивалась: уж больно солидный и серьезный состав участников. Куда мне, "начинашке"... Но на деле всё оказалось не так страшно.

      Удалить
  4. Прочитала несколько постов и только в Вашем вся каша в голове разложилась по своим тарелочкам, спасибо.Почему то вспомнился сетевой маркетинг, что-то есть от него - сеть, наверное. Пробую разобраться вместе со всеми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо, я очень рада, что мой пост Вам пригодился. Глубоко не "копала", пыталась в общих чертах понять, что такое коннективизм, и выплыть из огромного моря информации, которая на меня обрушилась.

      Удалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...