Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

вторник, 16 июня 2015 г.

8 приёмов сторителлинга. Всё уже придумано до нас?

Полярная Сова в марте с любопытством прочитала в блоге "Дистанционное обучение (МВД и не только)" пост "8 классических методов сторителлинга для создания привлекательных презентаций" (автор - Ffion Lindsay, перевод с английского языка Константина Бугайчука). Появилась идея переложить этот материал на литературный лад.  Процесс размышлений затянулся: одним крылом Сова собирала "аргументы и факты",  а другим - рисовала картинки.  За это время появился второй пересказ статьи Ffion Lindsay на сайте "Cossa".

"Всё пропало, клиент уходит"? Нет, Полярная Сова - девушка упорная и начатое на полдороге не бросила. Не прошло и четырёх месяцев, как она дописала пост о приёмах сторителлинга (вы, конечно, помните, что сторителлинг - искусство рассказывания историй?).  Да не простой, а с филологическим уклоном. Бонус для дочитавших пост до конца - несколько слов о сервисах для создания цифровых историй.

 Ffion Lindsay перечисляет восемь способов сторителлинга. Сова поднадсосредоточилась и, вспомнив годы обучения на филфаке, смекнула, что все эти приёмы она уже где-то встречала. Вы спросите: "Где?".  Оказывается, ими давным-давно пользовались классики русской и зарубежной литературы. Не верится? Пройдёмте к книжным полкам. Обещаю, встретим все восемь приёмов сторителлинга, о которых рассказывается в статье Ffion Lindsay.

Приём 1. История - "путешествие" 


В центре такой истории - путешествие  персонажа во времени или в пространстве. Классический  пример из античной литературы - "Одиссея" Гомера - рассказ о многолетних странствиях главного героя по пути домой.  Русскому фольклору этот приём тоже знаком: Иван-Царевич скачет на Сером волке за молодильными яблочками; главная героиня сказки "Гуси-лебеди" отправляется на поиски братца; добрый молодец идёт "туда, не знаю куда", чтобы принести "то, не знаю что"...

Герой отправляется в неизведанные края, встречая на своём пути многочисленные препятствия.  Другие персонажи ему помогают или вставляют  палки в колёса.  В итоге герой добивается цели, пройдя "огонь, воду и медные трубы" и  получает награду.  Как вариант, приходит к важным для себя выводам, становится сильнее и/или мудрее.

Приходит на ум множество историй-путешествий: "Приключения капитана Гранта" Жюля Верна, "История Тома Джонса-найдёныша" Генри Филдинга, "Дон Кихот" Сервантеса...

Герои могут совершать не только географические путешествия, но и путешествия "во времени" по своей жизни. Пример - книги Льва Толстого "Детство. Отрочество. Юность" и "Война и мир" (помните путь исканий Андрея Болконского, Пьера Безухова,  Наташи Ростовой?). Герой  проходит  путь испытаний,  взрослея и становясь мудрее.

***
Как рассказать историю-путешествие с помощью сервисов web 2.0?
  • Герой путешествует в пространстве - можно выбрать картографические сервисы: Google Карты, Meograph (обучалка), Tripline
  • Герой отправляется в  путешествие по времени - подойдут сервисы для создания лент времени: Dipity, WhenInTime, TimeToast.


Приём 2. История - "гора"


Помните уроки литературы? В пятом классе нас учили  классической схеме построения сюжета: завязка - развитие действия - кульминация - развязка. Большинство литературных историй строится именно так.  Яркий пример для меня - трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта".


Действие в таких историях развивается быстро, по нарастающей (высшая точка развития действия - кульминация). Это не спокойная размеренная "история-путешествие". Здесь бушуют страсти (любовь-ненависть, жизнь-смерть) и финал не всегда счастливый. Но именно эмоциональность и стремительность привлекают читателей и слушателей!

***
Для воплощения такой истории в "цифре" хорошо подойдёт сервис Narrable. Изображения, последовательно сменяющие друг друга, покажут сюжетную канву. А "озвучка" передаст напряжение и эмоции.


Приём 3. История - "шкатулка"


Есть истории как истории, а есть истории-"шкатулки". Помните, сказочная смерть Кащея таилась в яйце, а яйцо - в утке, а утка - в зайце, а заяц - в сундуке? Так и в случае с историей-"шкатулкой": из одной истории вытекает другая, а из неё - третья... Внутри третьей истории- "шкатулки" находится ещё одна, и так может продолжаться, пока не иссякнет фантазия рассказчика. Сразу вспоминается Шахерезада и её сказки - "Тысяча и одна ночь".

В классической литературе за примером тоже далеко ходить не надо: это роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Встреча рассказчика с Максимом Максимовичем запускает целую череду историй о Григории Печорине. Филологи называют этот приём "рассказ в рассказе".

Как правило, в центре такой многослойной истории помещается история № 1 - самая главная "шкатулка" (в ней - главная мысль автора), а вокруг неё размещаются другие, вспомогательные истории, дополняющие и подтверждающие её.

***
Для рассказывания цифровой истории -"шкатулки" можно использовать сервисы для создания ментальных карт: они придадут истории логику, упорядоченность, помогут выделить главное. Вот некоторые из них: Mindomo (обучалка), Mindmeister (обучалка), SpiderScribe, Buubl.us.


Приём 4. История - "машина времени"



В центре такой истории - сравнение мира обычного, современного, и мира идеального. Того, "как сейчас" и того, "как будет". История эмоциональна, она вызывает желание перемен, призывает к действию: необходимо что-то сделать, чтобы мир изменился к лучшему и приблизился к идеалу. В финале таких историй читателя и слушателя  обязательно ждёт happy end.

Литературные примеры таких историй: романы-утопии  Н.Г. Чернышевского "Что делать?" и Т. Кампанеллы "Город Солнца".

Но есть в литературе и примеры историй со знаком "минус"- антиутопии. Они тоже описывают будущий мир, вот только он совсем не идеален. Они так же побуждают к действию, но уже к другому: нужно что-то изменить, чтобы такое никогда не случилось в будущем и пророчества писателей не сбылись. Примеры - романы О. Хаксли "О дивный новый мир", Е.И. Замятина "Мы" и Д. Оруэлла "1984".


***
Истории-утопии и антиутопии эмоциональны, но за ними стоят факты, придающие истории убедительность и достоверность.  Для создания таких цифровых историй хорошо подойдут сервисы для инфографики. Здесь и цифры, и факты, и доказательства. Вот несколько подобных сервисов:  Piktochart, Infogr.am, Esel.ly (обучалка), Sprites.


Приём 5. История - "загадка"



Эта история стремительна и неожиданна. В первом же эпизоде  герой оказывается в центре событий, а слушатели и читатели - в замешательстве: "Как герой оказался в этой ситуации? Где завязка и развитие сюжета? Что было вначале?". Рассказчик ловко цепляет нас на крючок интереса и не отпускает до конца истории. Постепенно, шаг за шагом, автор раскрывает интригу или главный герой ударяется в воспоминания,  объясняя события и заставляя слушателя радостно воскликнуть: "Ага, теперь я понял!".


Пример несовпадения фабулы и сюжета (именно так называется этот приём в литературоведении) в русской литературе - это рассказ И.А. Бунина "Лёгкое дыхание".

Этот способ рассказывания историй любим авторами детективов и триллеров, пример - роман С.Кинга "Жребий Салема". Главные герои переезжают из города в город. Первое, что интересует их в отелях -  газеты, а в них - упоминания о городе Салеме. Читатель пытается понять: в чём причина переездов героев и их интереса к новостям из этого города. Всё встаёт на свои места, когда один из  героев начинает вспоминать...

***
Хороший выбор для создания  цифровых историй в этом жанре - сервис для "летающих" презентаций Prezi. С его помощью  слушатель / читатель сразу погружается в центр истории, а потом "перелетает" от эпизода к эпизоду, раскрывая интригу.


Приём 6. История - "параллельные прямые"


В одной истории объединяются несколько. Они развиваются параллельно, события происходят в одних и тех же условиях, герои разных историй чаще всего друг с другом не знакомы. Зачем  автору объединять их в одно целое? Эти истории, какими бы разными они не были, приводят слушателя и читателя к единственно верному выводу, к одной мысли. Одна история подтверждает другую.


Такой способ повествования давно используется в художественно-документальной литературе: "Блокадная книга" Д.Гранина и А.Адамовича, "Брестская крепость" С.Смирнова, "У войны не женское лицо" С.Алексиевич. Авторы художественно-документальной прозы собирают воспоминания очевидцев и участников событий, рассказывают их истории, чтобы подтвердить или опровергнуть какую-то важную мысль. Так, Д.Гранин и А.Адамович собрали несколько историй удивительного спасения от смерти в блокадном Ленинграде и объединили их одной идеей, которую вынесли в название главы книги - "У каждого был свой спаситель".

***
Используя приём "параллельных прямых", можно собирать интересные истории и воспоминания об истории города, например. А потом объединить с помощью сервисов для создания интерактивных плакатов: Thinglink, Glogster.


Приём 7. История - "эффект обманутых ожиданий"



Начинается  история с вполне ожидаемым финалом, а вдруг - бац! - она неожиданно переворачивается с ног на голову. Читатель и слушатель в лёгком шоке и замешательстве. Вот он, эффект обманутых ожиданий, - именно так этот приём называется на языке филологии.

Истории с подобным эффектом можно встретить в любом детективе: А.Кристи "Восточный экспресс", Конан Дойл "Собака Баскервилей". Есть примеры и из классической литературы: Н.В. Гоголь "Ревизор", О.Генри "Вождь краснокожих" и "Дары волхвов".

***
Неожиданные повороты сюжета, смены декораций и разоблачения главных героев можно изобразить в "цифре" с помощью динамичных сервисов для создания анимированных презентаций: PowToon (обучалка), Moovly (обучалка). Тут и неожиданная смена слайдов, и внезапные появления и исчезновения героев, и различные спецэффекты.


Приём 8. История - "мозаика"



В этой истории тоже объединяются несколько рассказов. Истории могут быть как-то связаны друг с другом общими героями или событиями, а могут быть совершенно автономными. Но всех их объединяет одна общая концепция. Как части мозаики, истории образуют нечто целое, показывают какое-то явление или событие с разных сторон.


В литературоведении этот приём известен как "цикл рассказов". Вот несколько примеров: цикл историй о рыцарях Круглого стола, "Кентерберийские рассказы" Д. Чосера, "Одесские рассказы" И. Бабеля, "Записки охотника" И.С. Тургенева. В цикле рассказов у каждой истории своё место, менять местами их нельзя, иначе мозаика "не сложится".

***
Используя приём "мозаики", можно собрать разноплановые истории, посвящённые какому-то явлению, событию, лицу, а потом объединить их с помощью сервиса Storify. Он умеет собрать в одной публикации тексты, аудио- и видеоисточники.



Думается мне, что эти восемь способов - далеко не все приёмы для создания интересной и захватывающей истории. Значит, есть возможность попробовать применить их на практике, а возможно, изобрести что-то своё, неповторимое. Ведь, как говорят индейцы: "Кто рассказывает истории, тот управляет миром".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...