Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

суббота, 16 апреля 2016 г.

100 фактов о Мурманске. Часть 1

К 100-летию Мурманска мы собрали 100 самых интересных и необычных фактов из истории города.

Сегодня предлагаем совершить виртуальное путешествие в первое десятилетие истории Мурманска (1916 - 1927 годы)  и узнать, почему один из его районов  назывался Шанхай, что такое "декавилька" и сколько этажей было в первом мурманском "небоскрёбе".




Портостройка + Железнодорожный посёлок + Базстройка = Мурманск


Первые жилые дома появились на берегу Кольского залива ещё летом 1915 года. Спешно строились бараки с дощатыми нарами, пристань и жилой дом для администрации порта. Первые производственные постройки - временная кузница и две кладовые. Летом 1916 года на берегу залива уже стоял маленький поселок портовых строителей, в котором жили несколько сотен человек, приехавших из Петрограда.

Мурманск. 1915 - 1916 гг. Источник фото

Строители железной дороги возвели в это время свой поселок - северо-восточнее и выше порта (район улиц К.Маркса и Володарского). Ближе к Варничному ручью возник третий поселок - Базовый (район улиц Шмидта и Дзержинского): здесь располагались базы снабжения порта и флота.

Мурманский порт. 1917 год. Источник фото

На базе трёх посёлков: Портостройка, Железнодорожный поселок и Базстройка  - 4 октября 1916 года был образован  город Романов-на-Мурмане (через год переименованный в Мурманск).  

Мурманск. 1918 год. Источник фото


На месте Ледового дворца была электростанция



Газета "Русское слово" в 1916 году писала, что Романов-на-Мурмане будет городом нового типа: с электричеством, канализацией, водопроводом. Но появление  благ цивилизации задерживалось. Электричество появилось в Мурманске только 17 апреля 1917 года.

Городская дизельная электростанция располагалась на месте современного Ледового дворца    (в современном городе это улица Челюскинцев).

Здание городской дизельной электростанции. 1917 год. Источник фото
В новорождённом Мурманске электростанция была одним из самых внушительных зданий: 36 метров в длину, 23 метра в ширину, более 7 метров в высоту. Стены станции - два ряда толстых досок, пространство между которыми заполнили землёй, песком, опилками и мхом.

Сотрудники Мурманской электростанции. 13 января 1924 года. Фото из архива Д.Ф. Альбрехта
Электричество для Мурманска вырабатывала дизель-машина мощностью 120 лошадиных сил.

Дизель № 1 завода "Нобель". Источник фото


Проспект Ленина мог бы быть Николаевским



На первом плане застройки Мурманска 1916 года (автор - инженер Б.В. Сабанин) было 17 проспектов и улиц. Главная магистраль города - Николаевский проспект (ныне проспект Ленина) - получила своё название в честь российского императора Николая  II. На месте нынешней Ленинградской улицы намечалась Ольгинская (по имени старшей дочери  царя), на месте улицы Воровского - Алексеевский проспект (по имени наследника престола).

Источник фото

На карте города были улицы Михайловская и Владимирская (по именам брата и дяди императора), а также Мариинская (по имени ещё одной дочери царя). От главной площади веером расходились улицы Торговая, Архиерейская, Банковская, Инженерная, Думская, Морская, Железнодорожная (ныне - улица Челюскинцев), Земледельческая, Почтовая, Солдатская, Садовая.


Мурманчане 20-х годов жили в "чемоданах"



Гражданская война и интервенция изменили планы застройки Мурманска. В 20-х годах прошлого века в городе строили, где придётся и кому как вздумается. На портовой территории построили бараки-общежития.

В центре города появилось "английское жильё" - дома из гофрированного железа с полукруглой крышей. Называли такие дома "чемоданами", потому что по виду они напоминали колпаки от швейных машин.

Источник фото

Источник фото

"Декавилька" - мурманский "трамвай"



Вряд ли француз Поль Декавиль, придумывая свою узкоколейку, чтобы возить свеклу с полей, предполагал, что его изобретение будет служить не только во Франции, но и за Полярным кругом. А ведь узкоколейка Декавиля достаточно долго была почти единственным транспортом молодого Мурманска.

Источник фото

"Декавилька" обходилась без электричества. Вагонетки и платформы при необходимости можно было передвигать  вручную или при помощи лошадей. Построили узкоколейку в 1918-1919 годах англичане. Руководил строительством инженер Фрозер, а командовали "декавилькой" военные: сначала полковник Лефевр, потом подполковник Томсон. В качестве тяговой силы использовались трактора британской фирмы "Симплекс", работавшие на бензине.

Источник фото

После эвакуации союзников в октябре 1919 года узкоколейка перешла городу. Действовала она тогда как транспортное предприятие: за плату 80 копеек с пуда грузы доставляли в нужную точку. «Мурманский трамвай» ходил по маршруту от Зелёного мыса к Морской базе.

Источник фото

К концу 20-х годов "декавилька" начала потихоньку ветшать. Из 7 тракторов работали только 4, но запчастей к ним не было, да и сами пути требовали ремонта. В 1934 году "декавильку" разобрали и закатали в асфальт.

Рельсы "декавильки" на улице Володарского. 1928 год.  Источник фото

В 2010 году рабочие, ремонтировавшие теплотрассу на проспекте Ленина возле гимназии № 2, обнаружили кусок ржавого рельса. Чуть позже нашли другой обломок — на улице Капитана Егорова. И, похоже, это все, что осталось от мурманской узкоколейки.


Что такое мурманская Нахаловка?



После революции Мурманск застраивался как придётся. Каждый сооружал себе жильё, где хотел, из того, что под руку подвернётся. Результат - скопление лачуг, землянок и полуземлянок. Так возникли мурманские Нахаловки - небольшие посёлки с разномастным жильём, прозванные так за самовольную застройку земли и дикость царящих там нравов.


Всего Нахаловок было три: Нижнепортовая и Верхнепортовая (современный Портовый проезд), а также Базовская (район улиц Шмидта и Дзержинского).


Улица Злачных мест



Достопримечательностью Мурманска 20-х годов был "Шанхай".

Когда строилась железная дорога, в качестве рабочей силы использовали китайцев, хорошо себя зарекомендовавших во время работы на Дальнем Востоке, откуда они и были переброшены к нам. После революции некоторые из них остались на Севере, образовав свое поселение-самострой, названное в народе "Шанхаем".

Источник фото

Мурманский "Шанхай" появился на откосе второй террасы (недалеко от современной улицы Челюскинцев, ближе к Зелёному мысу). Рядом с железнодорожным тупиком, как грибы после дождя, стали появляться полуземлянки-полудома. Китайцы сооружали их из выловленных в заливе бревен, ворованных досок, шпал, бочек, камней, глины - все шло в дело. Потом в жилище ставили печь - и можно было жить.

Официальное название "Шанхая" - поселок имени Сунь Ятсена - в народе не прижилось. Зато в "Шанхае" были "Проспект молодёжи", "Аллея Любви", "Китай-дорога", "улица Злачных мест" и даже своя "Дорога в Рим", где ни на минуту не затихала жизнь, вечерами она подсвечивалась цветными китайскими фонариками.


Посёлок на колёсах



Население Мурманска в 1920 году - всего 2487 человек. Приезжающие в город видели самую "пёструю" публику: матросов, красноармейцев, торговцев-китайцев, промысловиков-поморов, железнодорожников, безработных...

В городе не было ни улиц, как мы их понимаем, ни добротных домов. Но зато на железнодорожных путях появился самый настоящий посёлок на колёсах - Красная деревня. Это в вагонах жили приехавшие в Мурманск. Название своё посёлок получил по цвету, в который были окрашены вагоны (они были красные).

Источник фото

Вагоны в 4-5 рядов забили тупики и вскоре обросли загончиками, сарайчиками и пристройками, где хрюкали свиньи, блеяли козы, кудахтали куры и пели петухи.

Источник фото


Три здания мурманского вокзала



Первый мурманский вокзал построили в 1916 году. Приземистое продолговатое здание было обшито узкими досками ("вагонкой"). Отапливалось оно печами. 16 ноября 1922 года в здании начался пожар, сильный ветер раздул огонь, и через два часа мурманского вокзала не стало.

Источник фото

Второй, построенный на пепелище, открылся 27 марта 1923 года. У бревенчатого здания была островерхая средняя часть, где над вывеской "Мурманск" были укреплены портрет В.И. Ленина, звезда с серпом и молотом и часы с круглым циферблатом. Перед центральным входом появилась площадка со скамейками.

Источник фото
 Долгое время вокзал был для горожан основным источником информации: сюда шли за новостями (почта поступала нерегулярно, телефоны были, в основном, служебные, а радиоточки были не у всех). Особенно много мурманчан приходило к вокзалу, когда прибывал вагон-"синематограф" - передвижной кинотеатр.

Источник фото

В годы войны вокзал сгорел. Центральный корпус нового вокзала вступил в строй в 1954 году. Левое крыло сдали в 1961 году. В 1959 году с помощью вертолета на куполе вокзала установили пятнадцатиметровый шпиль со звездой.

Источник фото

Тогда же появилась и Привокзальная площадь. На ней посадили голубые ели и установили памятник в честь первопроходцев космоса.

Источник фото


ТПО - мурманский "небоскрёб"



В реестре мурманских улиц 1925 года под номером 1 значится улица Коминтерна. На дореволюционном плане Мурманска она названа Железнодорожной, с июня 1920 года она уже Интернациональная, а 22 июля 1925 года была переименована в улицу Коминтерна.

Источник фото

В октябре 1927 г. среди бревенчатых срубов здесь выросло первое в Мурманске общественное каменное здание транспортно-потребительского общества (ТПО). Оно, по воспоминаниям старожилов, «представлялось небоскребом». Целых три этажа! ТПО было предназначено для снабжения товарами железнодорожников и их семей.

Источник фото

Несмотря на перебои с кирпичом и цементом, стеклом и краской, семьдесят рабочих во главе с прорабом Рассом строили быстро: начали в мае, а через четыре месяца закончили. В здании ТПО открылись магазины (1 этаж - продуктовый, 2 этаж - промтоварный) и столовая (3 этаж).

Здание сильно пострадало на время Великой Отечественной войны. Был разбит стеклянный купол - достопримечательность, украшавшая его до войны. Он так и не был восстановлен.

Источник фото
19 декабря 1989 года в здании ТПО открылся первый специализированный выставочный зал. 17 января 1990 года выставочный зал был преобразован в Мурманский областной художественный музей.

4 комментария:

  1. Прекрасный материал. Очень жаль,что молодежь, подростки не обращаются к нему, поэтому их знания, представления об истории нашего замечательного города Мурманска скудны, на простейшие вопросы , к сожалению , нет вразумительного ответа. Это еще раз доказывает, что электронные ресурсы молодежь практически на использует для самообразования,расширения знаний, приобщения к истории города , края , Родины. Надо ЧИТАТЬ(!) литературу, ибо КНИГА - источник знаний , мудрости, образованности, интеллигентности , и , в конечном итоге , - патриотизма ! Этот пост - прекрасное дополнение , иллюстрация к знаниям, ДОБЫТЫМ из краеведческой литературы. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Замечательный материал и сайт хороший! Очень помогло сделать стенгазету от нашего класса. Хочу сказать большое спасибо авторам сайта.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо огромное авторам за материал. Очень помог ребенку в подготовке проекта о Мурманске.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемые читатели, спасибо большое за отзывы! Очень рады, что наши материалы вам пригодились.

      Удалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...