Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

суббота, 23 апреля 2016 г.

Николай Блинов (сын). "Мишка на Севере"

Быстро прошло лето, и мы вернулись домой. В Мурманске нам показалось холодно с непривычки. В сентябре уже пошел первый снег. А в октябре стало все белым-бело. Каждую зиму в Комсомольском саду, против Междурейсового, пацаны строили снежную крепость.

У нас шла жестокая борьба между «портовскими», что жили под горой около порта, и «городскими». Граница как раз проходила по Комсомольскому саду — он расположен на самом краю оврага, за которым начиналась территория портового района. Настоящая была война, с большими и малыми сражениями, с партизанскими вылазками. Потери тоже были. После Октябрьских праздников у нас был назначен решительный бой за Комсомольский сад. Отстоим мы крепость — наш сад, побежим — его захватят «портовские». И уж тогда туда не сунешься!



Драка будет — первый класс! Ибра Косой велел нам делать такие снежки, чтобы в каж¬дом была заложена ледышка. Вообще это запрещается правилами, но мы знаем: раз сказал Ибра — значит так надо. Правила не разре¬шают участвовать в драках шпингалетам мень¬ше десяти лет. Нас, которым почти десять, трое на строительстве: Мишка, Дёпа и я. Дёпа не выговаривает две буквы — «р» и «ж». Но зато он самый сильный из нас. Мишка самый умный, а я ни то ни се. Дёпа лучше всех играет в «ножички», Мишка может шевелить ушами — они у него здоровые и всегда красные, а я ни¬чего такого не могу. Нет во мне ничего выдаю¬щегося! Мы строим крепость, а сами думаем с робкой надеждой: если правила можно нару-шить один раз, почему же нельзя и другой?
Давай покадем ему! — говорит Дёпа. — Модет, возьмет. Я знаете какой сильный! Я од¬ной лукой стул поднимаю. Скады, слабо? .
К счастью для нас с Мишкой, поблизости нет ни одного стула, иначе Дёпу бы, конечно, взяли, а нас нет, потому что в отношении меня ни о каком стуле не могло быть и речи, а уж о Мишке и говорить нечего — у него такая тонкая шея, что тряхни его покрепче — она сломается.
Подсади, — говорит Дёпа.
Я подставляю спину, Дёпа взбирается по ней, цепляется за ветки низкорослой березки и лезет на самый верх, где ствол так тонок, что раскачивается под его тяжестью.
Ибла! — вопит Дёпа сверху. — Смотли, как я могу!
И, раскачавшись, прыгает в снег.
Во дает! — кричат малыши, которые заняты на строительстве. Они совсем не надеют¬ся участвовать в драке — лет им еще меньше, чем нам.
Мы с Мишкой тоже кричим:
Ай да Дёпа, молодец!
Ибра сидит на пригорке. Маленькие глазки его совсем спрятались под вытертым кожаным шлемом, и непонятно, видел он Дёпин прыжок или нет.
Ибре Косому лет двенадцать. У него крас¬ное широкое лицо и черные глаза-щелочки. Он носит рваный ватник и огромные подшитые ва¬ленки с галошами. Ибра отчаянный парень. Когда он дерется, то лупит направо и налево, его боятся даже восьмиклассники. Мамы запрещают нам с ним водиться, потому что он курит и ругается нехорошими словами. Но мы все хотим быть на него похожими. Я уже научил¬ся, как он, плевать сквозь зубы. Правда, у меня плевок пока летит не дальше чем на полметра, но я продолжаю тренироваться.
Ибре, наверное, скучно строить эту кре¬пость с малышами. Он не катает комков, не лепит стен, он только покрикивает, когда кто-нибудь кладет снег не туда, куда нужно. Кре¬пость получается отменная! Ни за что не захва¬тить ее «портовским»! Вот только взял бы нас Ибра драться!
Судя по всему, Дёпин прыжок остался незамеченным Иброй. Но Дёпа не падает духом. Он скатал огромный ком снега, больше его само¬го, и предлагает всем:
А ну покати!
Все мы по очереди пробуем сдвинуть его с места, и ничего у нас не получается. Ибра уставился на нас и даже встал, чтобы лучше видеть.
Когда все желающие испытали свои силы, Дёпа вразвалку, как цирковой борец, подошел к снежному кому. Он приседал, кряхтел, потом, навалившись плечом, стал двигать ком к крепости.
Во дает! — закричали малыши.
Но Ибра уже снова уселся на свой пенек и уставился куда-то в сторону.
На Дёпу жалко смотреть. Багровое от уси¬лий лицо его растерянно, в глазах дрожат слезы.
И тут Мишка, похоже, что-то придумал. Он бросил кусок жести, которым подравнивал наружную стену крепости, и подошел к Ибре.
Ибра, а Ибра! — говорит он почтительно.
Ну чего тебе? — лениво спрашивает тот.
Давай польем водой перед крепостью. Портовские полезут и все упадут, а мы их снежками...
Ибра задумывается, кося глазами куда-то в сторону. Потом переводит взгляд на Мишку.
Брык! И с катушек долой! — кричит он и визгливо смеется. — Тащи ведра! Тащи воду! Поливать будем.
И все мчатся искать ведра.
Мы быстро сбегали к Дёпе домой, захвати¬ли ведро и большую кастрюлю, набрали воды на колонке и первые успели вернуться к кре¬пости. Ибра показал, куда лить воду. Потом и остальные подошли, много воды принесли — прямо каток получился.
Ну теперь уж он нас возьмет, — шепчет Мишка.
Дёпа только криво усмехается и ничего не отвечает, а я даже и не усмехаюсь.
Когда все закончили, Ибра говорит Мишке:
Эй, шлепай сюда!
Вот оно! Сейчас он скажет, что Мишка годится, и возьмет его в драку.
Я даже боюсь на Мишку смотреть, чтобы он не заметил, как я ему завидую. Краем гла¬за я вижу, что Мишка медленно идет к Ибре, стараясь не бежать.
Ибра смотрит на него, улыбается и говорит:
Хошь конфету?
Конфета — достойная награда за блестящую идею.
Давай, — говорит Мишка и лихо сплевывает сквозь зубы, точно как Ибра. Плевок попадает ему на пальто. Мишка вытирает его рукавом и смотрит, как Ибра вытаскивает из кармана конфету. Очень хорошая конфета, настоящая шоколадная, называется «Мишка на Севере». Я узнал ее по фантику. Там нарисо¬ван белый медведь на льдине. Я только один раз всего и ел такую конфету — мама приноси¬ла на Новый год. У нее был совершенно вол¬шебный, ни с чем не сравнимый вкус.
Ибра разворачивает конфету и говорит:
Тебя вроде Мишкой зовут?
Мишкой, — кивает Мишка.
А конфету тоже Мишкой зовут, — смеет¬ся Ибра. — Здорово, да? Ты Мишка на Севере, и она «Мишка на Севере»!
Он кладет конфету в рот, расправляет фантик, плюет на него и лепит его Мишке на лоб.
Кушай на здоровье! — кричит он.
Мишка отодрал фантик и побрел к крепо¬сти. Малыши перестали прыгать на бруствере и корчили ему рожи.
Я повернулся к Дёпе, чтобы спросить, за что его Ибра, и увидел, что Дёпа корчится от смеха и кричит вместе со всеми:
Обманули дулака на четыле кулака!
Мишка не заплакал. Он повернулся и тихо
пошел прочь.
Через минуту я догнал его и дернул за рукав.
Мишка, ты чего, а, Мишка? — спросил я.
Уйди, — ответил он и вырвал рукав.
Но я не ушел. Мы до вечера сидели с ним под горой у вонючего ручья, текущего из бани.
С тех пор мне уже не хотелось быть похо¬жим на Ибру Косого.
А чем кончилась драка с «портовскими», я теперь не помню.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...