Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

среда, 13 апреля 2016 г.

Ирина Богатова. Люди из холодного города с горячими сердцами

Конкурс эссе "Город с морским характером"
Номинация "Мурманская сага"

Ирина Богатова (Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева)  
Люди из холодного города с горячими сердцами 
Эссе по очерку Б.Н. Блинова "Мой Мурманск"


Первый раз я увидела Мурманск в 2013 году, оказавшись в нем случайно, проездом – всего на 12 часов. Ехала я на футбольный матч: московский «Локомотив-2» играл с мурманским ФК «Север».

Дорога мне предстояла неблизкая: почти двое суток на знаменитом поезде «Арктика». В одном купе со мной ехали коренные мурманчане, которые рассказывали мне удивительные вещи о Заполярье, кормили черничным вареньем и очаровали своим душевным теплом. Это, пожалуй, особенность всех северян: люди из холодного города с горячими сердцами…

За тот недолгий майский день, который я провела в Мурманске, город успел запомниться мне, и, уезжая, я загадала желание - однажды вернуться и остаться здесь навсегда. Я почти не верила в то, что это желание может сбыться, но оно все-таки сбылось, правда, спустя почти полтора года. 

Я бывала во многих городах России, но ни один город не стал мне так дорог, как Мурманск. Я думаю, что дело здесь в совершенно необыкновенном характере мурманчан. Нигде: ни в России, ни в ближнем зарубежье не встречала я еще таких открытых, светлых и добрых людей. Каждый без исключения человек, встречу с которым подарил мне Мурманск, старался помочь, поддержать, да и просто улыбнуться. Пожалуй, у северян это в крови. С холодным сердцем в Заполярье не выжить. Я бы даже сказала, что это особенность мурманского характера. Не может злой человек жить на Севере. Мурманск – самый добрый на планете город.

В главе «Война» очерка Б.Н. Блинова «Мой Мурманск» приводятся слова солдата Ивана Тимофеева, сказанные им в сентябре 1943 года, сказанные человеком, прибывшим в Мурманск в короткий отпуск с полуострова Рыбачий: «Сколько же надо мужества и терпения, чтобы вынести все, что выпало на долю мурманчан. Я сам убедился, что им приходилось тяжелее, чем на фронте». Удивительные слова человека, воевавшего на полуострове Рыбачий, который в годы войны называли «гранитным линкором». 1200 дней и ночей солдаты и матросы защищали полуостров, а враг нападал одновременно с воздуха, с моря и с суши!

Писатель размышляет о том, что страдания, как лакмусовая бумажка, проверяли мурманчан на стойкость. «Страдания, опасность, жизнь на грани выживания… Человек вырастает в своей нравственной сути, становится высок и светел». 
«Число жителей сократилось вдвое, но город должен был работать интенсивней, чем прежде. Строились укрытия, бомбоубежища, оборонительные линии. Юноши встали к станкам, девушки работали медсестрами. Город освоил производство оружия и боеприпасов, шил одежду для фронта, оснащал пушками тральщики. А рыбаки продолжали ловить рыбу, снабжали ею не только себя, но и страну. Под взрывами бомб, голодные и полураздетые, больные дистрофией, мурманчане делали все возможное, чтобы отстоять город». Во время войны, голодая сами, они отправили в Ленинград два состава с рыбой, сдали десять тонн крови для раненых бойцов, находясь на грани жизни и смерти. 

Есть у мурманчан и другая характерная черта - стойкость. Мы привыкли жить, обдуваемые ледяными ветрами в полярные ночи, радуясь коротенькому дождливому лету. А моряки и их семьи? Мурманск – город портовый, и, пожалуй, в каждой семье здесь не понаслышке знают, что такое ожидание, горечь разлук и радость встреч. Жизнь в Мурманске учит горожан верить в лучшее и знать, что после долгой полярной ночи обязательно взойдет солнце, а самый темный час бывает перед рассветом. 

В очерке Борис Николаевич рассказал о том, как мурманчане возвращались из эвакуации и верили, что война скоро закончится: «Мы так бедствовали в эвакуации, так мечтали о возвращении, что приезд в родной город детским сознанием был воспринят как праздник. Здесь открылись глаза, пробудилась память, вычеркнув все, что было до этого. Здесь началась настоящая жизнь. Сам приезд в город уже воспринимался как победа, и сомнений в исходе войны ни у кого не возникало». Это был сорок третий год. До конца той страшной войны было еще далеко, но уже тогда жители Мурманска верили в Победу. Они не могли не верить! 

Когда закончилась война, пленные немцы «построили первый после войны жилой массив – малоэтажку. Туда, из переполненного Междурейсового, как из родового гнезда, стали переселяться семьи рыбаков. Казалось, это очень далеко, за пределами города. Помню, мама, когда получали ордер заплакала: «Все люди в городе живут, а ты меня аж за тюрьму, за самолетную свалку везешь!» - выговаривала она отцу». 
А в новой квартире семейства Блиновых «на кухонном окне резцом было выведено по-немецки: «Счастливой жизни!» Пауль Майер, 1946 год».

Какая она, счастливая жизнь? На эту тему можно рассуждать бесконечно, но мне кажется, что счастье всегда рядом, намного ближе, чем мы думаем.

Я точно могу сказать, что свое счастье я обрела в Мурманске. Новые друзья в морском колледже, первый выход в море на барке «Седов», морская практика на спасательном буксире «Микула»… Когда-то давно я загадала желание - стать мурманчанкой. Теперь я мурманчанка. И это – счастье.

Люблю Мурманск. Он герой одного из моих стихотворений:

Почти край света под низким небом,
Где рельсы меняются на фарватер.
А мое сердце - как шар со снегом,
В котором город любимый спрятан.

Теплее солнце и ярче краски,
И даже дышится по-другому,
И хочется истово верить в сказку,
И петь о жизни в других аккордах.

Вдали от мира, укрытый Богом,
Кусочек суши в глубинах карты.
Таких городов на Земле немного,
Хотя и кажется-миллиарды.

Толкаются робко в заливе льдины,
Холодные волны бегут на сушу.
Здесь, посреди ледяной пустыни,
Живут и дышат цветные души.

В горячем сердце метут метели,
Смешно снежинки стучатся в стекла,
И, как в невидимой колыбели,
Он засыпает - родной и теплый.

Чтоб с новым утром зарёю алой
Коснуться солнцем пустынных улиц…
Чтоб уместить тебя, сердца мало.
Но ты всегда в нём, любимый Мурманск!


Понравилась работа?


Результаты

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...