Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

суббота, 23 апреля 2016 г.

Николай Блинов (сын). Кодла Ибры Косого

Скоро наше отношение к Мишкиному зна¬комству с Милочкой резко изменилось.
Однажды утром я, как обычно, зашел за Мишкой по дороге в школу. Гляжу, а у него огромный фиолетовый фингал под глазом и губа разбита. На все мои вопросы Мишка отмалчи¬вался, только сопел распухшим носом. Когда мы уже стали подниматься по лестнице в гору, он наконец поведал мне всю историю.
Оказывается, он вчера опять ходил с Милоч¬кой в «Родину» смотреть заграничный фильм «Индийская гробница». Больше того, выясни¬лось, что ему уже несколько раз передавали добрые люди предупреждение Ибры Косого, чтобы Мишка не подходил к Милочке, потому что он сам, Ибра Косой, избрал ее дамой своего сердца. Мне давно было известно Мишкино уп¬рямство, поэтому я легко представил, что было дальше.



После кино Мишка, как и подобает благо¬родному рыцарю, проводил Милочку до подъез¬да, а когда повернулся, чтобы идти домой, его ждала вся кодла Ибры Косого. Они его били, а Ибра молча стоял рядом, смотрел и улыбался.
Ибра давно уже перестал ходить в рваном ватнике и подшитых валенках с галошами. Росту ему добавилось немного, но над губой выросли черные усики. У него водились де¬нежки. Одевался он теперь изысканно, носил черный флотский бушлат, из-под которого вы¬глядывала тельняшка, и морскую фуражку с крабом. Он с трудом доучился в четырнадца¬той школе до шестого класса, а теперь и совсем школу бросил. Нигде не работал, промышлял спекуляцией и мелким гешефтом. Вокруг него постоянно вилась огромная ватага пацанов по¬младше. Всю эту ораву называли «кодлой», а всех ее участников по отдельности «кирюхами» от слова «кореш», то есть друг.
«Кирюхи» нагоняли страх на всех школь¬ников города от первого класса до шестого. Отбирали завтраки и копейки, а то и шапки с рукавицами. Делалось это просто.
Идет себе ученик в школу, ничего не подо¬зревая. Тут подходит к нему сопливый грязный малыш и говорит жалобно:
— Цекни бубапа!
Что значит «Дай хлебца!»
Если человек, почуяв недоброе, отвечает: «По четвергам не подаю» или «Сам бы ел, да денег мало!», к нему оборачиваются два слу¬чайных прохожих и говорят:
— Нехорошо маленького обижать.
Они хватают его сумку, вытряхивают учеб¬ники и тетрадки, отбирают завтрак, обшари¬вают карманы, да еще и по шее дают, чтобы не рыпался.
Если ученик добрый и ничего не знает о порядках, он лезет в свою сумку, чтобы оделить несчастного попрошайку кусочком. И тут все равно события повторяются, как и в первом случае. Только два случайных прохожих говорят:
— Жадный, да? Такой маленький кусочек бубана голодному даешь?
Нас с Мишкой кодла не трогала ни разу. Во-первых, потому, что мы были из Между¬рейсового, где жил Ибра, во-вторых, мы с Миш¬кой всегда ходили вдвоем, пока он с Милкой не связался, а на двоих они старались не напа¬дать, и в-третьих, Мишка к шестому классу здорово вымахал, он был уже выше всех в классе.
Была еще одна причина, по которой мы не боялись кодлы. Мы с Мишкой уже давно вое- питывали свой характер, закалялись и наращи¬вали мускулы — готовились в комсомол. Пос¬ледние три месяца регулярно два раза в неде¬лю ходили по вечерам в спортивную секцию недавно отстроенного заново Дворца культуры имени Кирова, занимались самозащитой без оружия, сокращенно самбо. И уже знали не¬сколько приемчиков — будь здоров!
Так что мы теперь с любым из кодлы могли потягаться, если один на один. Особенно Миш¬ка, у меня руки были коротковаты.
После уроков я, несмотря на протесты Миш¬ки, объявил внеочередной сбор отряда. Все уже знали, что случилось. На повестке дня стоял один вопрос: месть за нашего командира.
Я выступил с речью, смысл которой за¬ключался в том, что пора положить конец бес¬чинствам кодлы. В груди у меня билось отваж¬ное сердце д'Артаньяна, а в голове шелестели страницы любимых книг.
Отряд встретил мои гневные слова бурны¬ми криками одобрения.
— Солидарность! — звучало в стенах наше¬го класса. — К оружию, граждане! Да здрав¬ствует справедливость!
Потом начались прения. Обсуждалась стра¬тегия и тактика борьбы. Мы долго размышля¬ли, как поступить.
— Да чего там думать? — горячился Леха Чиж. — Поймать каждого поодиночке и отдуба¬сить, чтобы мама не узнала!
— Это не по-пионерски! — возразил Тошка-Картошка, сверкая круглыми очками. — Не честно, если все на одного.
— А они Мишку честно? — закричал Ваня Тихий.
— С волками жить — по-волчьи выть. Не зря поговорка, — сказал я.— Надо применить военную хитрость.
— Это неправильно, ребята, — сказал Миш¬ка. — Это неправильно будет, если по-волчьи...
— Так что де ты с Иблой один на один хо¬чешь? — спросил Дёпа.
— Да, — решительно сказал Мишка.
— Ну ты даешь! — удивился Дёпа. — Да он тебя лазделает, как бог челепаху.
— Подавится, — сказал Мишка.
— Значит, стык! Ура! — закричал Ваня Тихий.
— А Ибра с тобой и не станет один на один, — возразил рассудительный Тошка. — Они только всей кодлой. Ибра никогда один на один не выходит.
 — Не так страшен черт, как его малютки, — сказал Лexa.
— Вот что! — решил Тошка. — Надо Ибру выманить. Изолировать от коллектива.
— Это я беру на себя, — сказал я твердо.
— Как же ты это сделаешь? — спросил Мишка.
— А это уж мое дело! — ответил я.
Я не стал говорить Мишке про задуманную мной хитрость, потому что при его повышенной любви к честности он мог и не согласиться.
Договорились, что дуэль состоится в семь часов вечера в овраге у Комсомольского сада. Туда я должен был к этому времени привести Ибру Косого.
На этом внеочередной сбор отряда был за¬кончен.
В половине седьмого я сунул в карман но¬вый кусок хозяйственного мыла из тех грех, что вчера принесла из пятнадцатого магазина мама, и отправился в подвал, где было бомбо¬убежище. Кодла была там. Курили и играли в карты на большом перевернутом ящике, сидя на ящиках поменьше. Несколько минут я стоял в проеме двери, привыкая к полумраку. Ибра сидел спиной к двери на колченогом стуле с от¬ломанной спинкой и сдавал колоду.
— Гляди-ка, кто пожаловал! — закричал Сенька Труба. — Сыгранем, Гриша, по ма¬ленькой?
— Цыц! — сказал Ибра и перестал метать. Он повернул голову и посмотрел на меня дол¬гим взглядом. — Заходи, раз пришел.
Я спустился на три ступеньки. Сердце у меня екнуло.
— Да не, — сказал я.— Некогда. Ибра, дело есть. Только по секрету. Выйдем на минутку.
— Да ты спускайся, спускайся, — продол¬жал Ибра. — Садись, поговорим. В ногах прав¬ды нет.
Очень мне не хотелось спускаться, но ничего другого не оставалось. Я спустился и подошел на два шага.
— Так дело, говоришь? — задумчиво сказал Ибра. — Важное, говоришь?
— Да тут один мужик интересовался...— начал я. — Только это секрет.
Я выразительно поглядел на кирюх, кото¬рые перестали играть и все уставились прямо на меня.
— Секрет, говоришь? — все тянул Ибра. — Ну-ка, Сенька, закрой на всякий пожарный. А то дует что-то.
Он поднялся со своего стула и повернул¬ся ко мне.
Сенька, перепрыгивая через две ступеньки, бросился к двери. Она закрылась с тяжелым металлическим лязгом. Стало еще темней. Пыльная лампочка, забранная металлической решеткой, едва горела вполнакала. Черные тени шевелились по углам.
— Так, — сказал Ибра с расстановкой. — Сейчас мы будем тебя бить. Ты кого хотел об¬мануть, сявка? — закричал он визгливо. — Ибру хотел обмануть? Видали, кирюхи, фрайера?
Кирюхи вокруг ящика громко захрюкали.
— Я, значит, выйду с тобой, а там весь ваш отряд и умник твой Мишка? Так, что ли?
Я молчал. Это был такой удар, от которого трудно оправиться! Я понял, что нас подло пре¬дали! Кто-то из своих, из тех, кто был сегодня на внеочередном сборе отряда!
— Да я все про вас знаю, деточки-пионерчики. Тоже мне, заговорщики! — издевался Ибра. — Мы тебя сейчас немножко поучим. А ты потом ползи отсюда. Выползешь и скажешь сво¬ему корешу, что я драться с ним один на один не буду, пачкаться неохота. Мы вас всех пооди¬ночке переловим. Так оно спокойней. Пере¬дашь?
Я молчал. Я совсем не знал, что делать. По¬хоже, что дела мои были плохи, хуже некуда!
— Ну скажи что-нибудь! — продолжал Иб¬ра. — Или от страха язык проглотил?
Я молчал.
— Ладно, гаси, Труба, свет! — скомандовал он наконец.
Выключатель щелкнул. Тусклая лампочка погасла. Узкий белый луч света уперся в мое лицо. Это Ибра зажег электрический фонарик.
— Считаю до трех! — раздалось в темноте.
Я слышал, как кирюхи поднимаются с ящи¬ков и окружают нас со всех сторон. Между лопаток у меня текла холодная струйка пота. Надо было что-то срочно придумать! Мысли в голове прыгали, как кузнечики в коробке. Д'Артаньян обманул леди Винтер... Гамбусино перехитрил испанских кавалеристов... «Подвиг разведчика»... «Терпение! И щетина в ваших подвалах превратится в чистое золото!» Все не то!
— Раз! — прозвучало в грозной темноте. — Два!
Мое единственное спасение состояло в том, что предатель не знал «легенды», с которой я шел к Ибре, я ее потом придумал. Надо было на что-то решаться. Время мое истекало!
— Зажги-ка свет, Сенька! На минуточку, — сказал я небрежно, моргая от яркого луча фона¬рика. — Зажги, зажги!
Ибра не сказал «три!», но свет не зажигался.
— Мне надо Ибре что-то показать, — про¬должал я. — Захочешь, потом опять пога¬сишь...
Все молчали.
— Ладно, давай, —раздался голос Ибры.
Фонарик погас, а лампочка под потолком загорелась. Кирюхи стояли вокруг меня плот¬ным кольцом и нехорошо улыбались.
Я спокойно вынул из кармана приготов¬ленный кусок мыла и протянул Ибре.
— Держи! — сказал я.
— Ты что? Ты чего это? — испугался Ибра.
Он сначала отдернул руку, а потом осторож¬но взял у меня брусок, будто это не мыло, а ди¬намит, и стал внимательно рассматривать.
— Вообще-то ты сам смотри, — сказал я ему. — Мы не напрашиваемся. Не хочешь по секрету, давай так. Только надул тебя твой сексот. Он сам за это дело четыре красненьких предлагал. Да я не согласился. Сказал, что к тебе пойду. Ты цену знаешь... Твой сексот тебе про это небось не сказал?
Ибра молчал, подбрасывая в ладони кусок мыла.
— Значит, не сказал, — продолжал я уве¬ренно.
— Давай, лепи, — пробормотал Ибра. — Сей¬час еще не то запоешь.
Но в голосе его я почувствовал колебания. Что-то подсказало мне, что Ибра клюнул. Я решил сделать паузу, стало тихо. Кирюхи за¬шевелились и заинтересованно уставились на мыло в Ибриной ладони.
— Ну так что? — не выдержал Ибра. — На¬чал, так договаривай.
— Мужику одному знакомому деньги силь¬но нужны...— сказал я.
— Всем нужны, — подтвердил он. — Дальше давай...
— Мужик этот ящик мыла добыл, с работы вынес. Хочет продать оптом. Недорого просит. Деньги нужны позарез. Шесть красненьких все¬го. Вот я и обещал, что тебе скажу.
Снова стало тихо. Ибра, похоже, раздумы¬вал.
— А мыло где? — спросил он после па¬узы.
— К тому мужику идти надо. Здесь неда¬леко... Я покажу. Ящик-то тяжелый.
— Не верь ему, Ибра! — закричал Сенька Труба. — Врет он все!
— Нe хочешь, как хочешь, — сказал я спо¬койно. — У меня и другие покупатели най¬дутся...
— Ну вот что, — сказал наконец Ибра. — Никуда я с тобой не пойду. Если твоему мужи¬ку надо, пусть сам приходит.
— Ладно, как хочешь, — легко согласился я.- Я ему передам. Только отдай образец-то.
Ибра перебросил мне кусок мыла. Я поймал его, хоть руки у меня немножко тряслись, сунул в карман, повернулся и стал поднимать¬ся по ступенькам к двери. Сенька Труба обогнал меня и загородил дверь, растопырив руки.
— Погоди, погоди, — говорил он. — Это еще не все... Ибра, а?
— Да, ладно, выпусти его, — сказал предво¬дитель.
Сенька с сожалением покачал головой и на¬чал открывать дверь.
— Эх, — шепнул он мне, — Будь моя воля, я бы тебе... Я тебя, гада, насквозь вижу.
Он с грохотом открыл дверь, дал мне силь¬нейшего пинка под зад, и я оказался на свободе.

В овраге у Комсомольского сада меня жда¬ли Мишка, Ваня Тихий и Тошка Огородников. Они увидели, что я иду один, и лица у них вытянулись.
— Не вышло, — сказал я коротко. — В дру¬гой раз зато выйдет.
И не стал объяснять подробностей. А когда мы с Мишкой остались одни, я выложил ему все: и про свой замысел, и про встречу с Иброй, и про предательство.
— Вот видишь, на всякую нечестность всегда находится другая, — сказал Мишка ту¬манно. — Другая нечестность еще хуже той... — Ничего, разберемся, — ответил я.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...