Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

вторник, 14 июня 2016 г.

100 фактов о Мурманске. Часть 3

Мурманск строился "террасами", то есть ярусами.

На первой мурманской террасе находятся морской порт и железная дорога. Второй ярус - это исторический центр города: площадь Пять Углов, проспект Ленина и пересекающие его улицы. Третья терраса - район улицы Полярные Зори. На самом высоком "этаже" города - четвертой террасе -  удобно расположился Восточный микрорайон. 

Отправимся в исторический центр Мурманска? По дороге заглянем на Театральный бульвар и в Пионерский переулок, пройдемся по улицам Академика Книповича,  Дзержинского, Карла Маркса и Карла Либкнехта.

Попутно  узнаем, почему Мурманск не сразу стал столицей Кольского Заполярья, какой необычный морской артефакт выставлен на всеобщее обозрение в центре города и чем знамениты мурманские троллейбусы.

Как Мурманск областным центром стал 


Удивительно, но статус административного центра Мурманской области наш город получил не сразу. а через 22 года после своего основания. Как это было?

24 июня 1899 года поселение Александровск (будущий Полярный) получило статус города. Тогда же он стал центром Александровского уезда Архангельской губернии - будущей Мурманской области. До этого (с 1708 года) столица уезда находилась в Коле, а уезд назывался Кольским.

Весной 1920 года состоялся уездный съезд Советов, постановивший перенести столицу края из Александровска в Мурманск. Это историческое заседание проходило в небольшом деревянном доме на пересечении улицы Самойловой и Пионерского переулка.

Улица Самойловой. 1950-е годы. Фото Л.А. Белозёровой
Источник фото

В 1930-х годах исторический дом снесли, а на его месте поставили новый, каменный (ул. Самойловой, 3). В 50-х годах там находился универмаг, в 80-х - букинистический магазин. Сейчас - центр красоты и здоровья "Планета SPA".


О событии, происходившем здесь 96 лет назад, напоминает небольшая мемориальная доска.


13 июня 1921 года Александровский уезд Архангельской губернии  преобразован в Мурманскую губернию с центром в городе Мурманске.

1 августа 1927 года Мурманская губерния   преобразована в Мурманский округ и включена в состав Ленинградской области.

И только в 1938 году из Мурманского округа и Кандалакшского района Карельской АССР была образована Мурманская область с административным центром в Мурманске.


 От Рыбацкого переулка до Театрального бульвара 


31 августа 1970 года Рыбацкий переулок в Мурманске получил новое имя - Театральный бульвар. Единственный бульвар в городе! 

В начале 20-х годов переулок назвали Рыбацким из-за того, что  в его двухэтажных домах жили портовики. Возле домов были уложены деревянные мостки, а за ними начиналась горбатая грунтовая дорога с глубокими колеями, выходившая на улицу Шмидта. 

Благоустройство Театрального бульвара. Конец 60-х годов.
Источник фото

В конце 60-х годов двухэтажки снесли и построили современные дома.
В благоустройстве Театрального бульвара активное участие принимали курсанты морского училища им. И. И. Месяцева: сажали рябины, березы, кусты сирени, вскапывали клумбы. 

Театральный бульвар. 80-е годы
Источник фото


Первый Больничный городок 


Первая больница появилась в Мурманске в 1916 году. Она находилась в двух рубленых одноэтажных домах Верхнепортового посёлка (район нынешней железнодорожной поликлиники).
В одном доме находились приёмный покой и аптека, а в другом - больничные палаты и операционная.

На этом месте находилась первая городская больница. 1933 год.
Источник фото

А первый Больничный городок в 20-х годах находился в районе от нынешнего Театрального бульвара до улицы Книповича. До середины 30-х годов здесь размещались хирургическое и родильное отделение. Позже построили еще два отделения - инфекционное и детское, которые находились в одноэтажных деревянных домах.

Театральный бульвар. 1960-е годы. Источник фото

Сегодня в клубе танцы!


В списке улиц Мурманска улица Дзержинского появилась в 1925 году. До 1977 года она называлась Милицейской. Улица пересекает вторую террасу города, соединяя улицы Шмидта и Коммуны.

В 20-30-х годах в районе улицы Дзержинского находились казармы, пекарня и столовая для военного гарнизона.

Перед войной главной достопримечательностью улицы был  клуб ОГПУ - клуб  особого государственного политического управления СССР. В нём выступали приезжавшие в Заполярье А.М. Горький и О.Ю. Шмидт. Мурманчане ходили сюда на концерты и танцевальные вечера.

Здание было разрушено 21 августа 1941 года фугасной бомбой. Сейчас на его месте находится объединённая техническая школа ДОСААФ (ныне - Российская оборонная спортивно-техническая организация - РОСТО).

Улица Милицейская (Дзержинского). 1960-1965 гг.  Источник фото


Морской артефакт в центре города 


Улица Книповича в Мурманске до 1962 года называлась Кольской. Нынешнее название было ей дано в честь известного ученого, исследователя Северного Ледовитого океана, зоолога и океанографа Николая Михайловича Книповича.

Здесь находится Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО), носящий имя учёного.

В музее ПИНРО можно узнать об истории рыбного промысла в северных морях, увидеть коллекции рыб, морских млекопитающих и панораму птичьего базара. Технические разделы музея - экспонаты промышленного рыболовства, модели судов и подводных аппаратов.

В музее ПИНРО.  Источник фото

Один из самых интересных экспонатов можно увидеть, даже не заходя в музей: он расположен перед зданием института под открытым небом. Это фрагмент нижней челюсти синего кита. Кость была доставлена в ПИНРО из северной Атлантики промысловым судном в конце 70-х годов 20 века.

Источник фото

Стадион на месте оврага 


В 50-х годах на месте Центрального стадиона профсоюзов находился большой овраг, на дне которого протекал ручей, собиравший талые и дождевые воды со всех близлежащих сопок. 

Овраг на месте будущего стадиона. 1950 год.  Источник фото

В тёплое время года на склонах оврага любили собираться "бывшие интеллигентные люди", не ушедшие в море матросы и другие товарищи. Пустые бутылки, консервные банки, грязную бумагу они сбрасывали в ручей, в результате он превратился в грязную речушку с неблагозвучным названием Воняловка. 

1950-е годы. Начало строительства стадиона

Через овраг от Ленинградской улицы на улицу Челюскинцев шла дорога (точнее, тропа) с перекинутыми мостками. 

Место это было решено благоустроить - построить на месте оврага стадион и Дворец спорта. Два зала будущего Дворца спорта построили к 1959 году, а в следующем году открыли стадион на 15 600 мест с футбольным полем 104 на 68 метров. Изначально стадион назывался "Труд", с 1983 года - "Спартак", а с 1999 года - Центральный стадион профсоюзов.

Среди горожан он был извечтен не только как место спортивных баталий. В 70-е годы зимой стадион превращался в каток, где по вечерам из репродукторов лилась популярная музыка, а мурманские школьники и студенты нарезали круги по льду. А летом на стадионе традиционно отмечается День рыбака. 

Стадион "Труд". 1960 год

На стадионе. 1965 год. Источник фото
Празднование Дня рыбака на стадионе. 1969 год. Источник фото

Каменные косогоры + пасущиеся олени = улица Карла Маркса 


Улица Карла Маркса появилась на карте Мурманска в 1920 году. Тогда это была тихая улица на окраине города с одноэтажными деревянными домами. 
Улица К.Маркса. 1935 год. Источник фото

Единственная газета Мурманска - "Полярная правда" - 21 ноября 1938 года опубликовала жалобу одного из жителей улицы: "По улице К.Маркса до улицы Микояна (сейчас - Полярные Зори) провели шоссейную дорогу. И ходить здесь стало лучше. А вот повыше и до конца улицы не только проехать, но и пройти невозможно без риска поломать ноги или расшибить голову. Тротуаров здесь нет, приходится пробираться по каменным косогорам и глыбам, ухватившись руками за ветхие заборы". 

Практически вся улица была уничтожена пожарами после бомбежек в 1942 году и после войны отстроена заново.

Улица К.Маркса. Конец 50-х годов. Источник фото

В довоенное время на улице К.Маркса было несколько примечательных сооружений. На месте современной гимназии № 5 (ул. К.Маркса, 13) в предвоенные годы стояло деревянное двухэтажное здание управления "Арктикуголь". 17 мая 1942 года в него попало сразу три фугасных бомбы. 

Чуть выше по улице находился деревянный жилой дом, отгороженный забором, - Дом оленевода. Название неслучайно: до войны здесь останавливались саамы, оставляли около дома пастись оленей, а сами уходили по своим делам. Сейчас на этом месте находится "Севморнефтегеофизика" (ул. К.Маркса, 17). 

Интересный факт: мало кто знает, что после войны на улице К.Маркса, на участке от Дома культуры моряков до проспекта Ленина, было высажено 54 липы. 

Улица К.Маркса. 1959 год. Источник фото


Плавучий музей на ледоколе мог бы появиться в Мурманске в 1963 году 


Одна из достопримечательностей улицы К.Маркса - памятник "дедушке" ледокольного флота "Ермаку": мозаичное панно на торце здания Мурманского краеведческого музея - чайка, парящая надо льдами, силуэт "Ермака", якорь ледокола на гранитном постаменте. Памятник открыли 3 ноября 1965 года (архитектор Н.П. Быстряков, художник И.Д. Дьяченко). 

Источник фото

"Ермак", первый ледокол в России, построили в конце ХIХ века. Он участвовал в полярных экспедициях и освобождал из ледового плена корабли на Балтике. В 1938 году ледокол эвакуировал полярников со станции «Северный полюс-1». Во время войны "Ермак" обеспечивал военные перевозки в Финском заливе. 

Источник фото

В начале 1960-х годов встал вопрос о судьбе ледокола. Была идея сохранить "Ермак" как корабль-памятник. Молодежь Мурманска собрала столько металлолома, что по весу он был равен «Ермаку». К сожалению, это не спасло ситуацию – в 1963 году ледокол пустили на переплавку. Сохранился только якорь «Ермака» весом три тонны. 

Источник фото

От Озерной до улицы Карла Либкнехта 


До 22 июля 1925 года улица Карла Либкнехта носила название Озёрная - из-за близости к Семёновскому и Среднему озёрам. Через неё проходил первый самотёчный водопровод в Мурманске, здесь стояли водоразборные колонки. 

В годы войны улица была полностью уничтожена. Особенно много построек пострадало 18 июня 1942 года - в день массированного налёта немецкой авиации. Улица стала сплошным пепелищем. Позже около остатков стен и печных труб появились землянки.

Мурманск.  Июль 1942 года. Район улицы К.Либкнехта.
Фото Е.А.Халдея.

После войны улица К.Либкнехта начала застраиваться одной из первых в городе. Строили вручную, на тачках подвозили кирпичи, раствор и остальные материалы.

Пересечение улицы К.Либкнехта и проспекта Ленина. 1960-е годы

По улицам города Мурманска ходят самые северные в мире троллейбусы 


11 февраля 1962 года на улицах Мурманске появился первый троллейбус. Всё начиналось с одного маршрута длиной в 9 километров - от улицы К. Либкнехта до областной больницы. За рулем головной машины был водитель Владимир Киселев.

Один из первых мурманских троллейбусов. 1960-е годы

Вся поездка по маршруту занимала 48 минут. Проезд на новом виде транспорта стоил 5 копеек. Поездки в троллейбусах в разные годы оплачивали по-разному. Изначально необходимо было приобрести билет у кондуктора.  Позднее можно было оплатить проезд в автоматических кассах прямо в троллейбусе: бросить в автомат пятачок, повернуть круглую ручку и оторвать билетик.

В 80-е годы в киосках "Союзпечати" продавали талончики, которые нужно было прокомпостировать при входе в троллейбус. Позднее и на троллейбусных остановках установили автоматы по продаже билетов.

Вид из троллейбуса. В левом верхнем углу - компостер. На дальнем плане - автомат по продаже билетов. 1980-е годы.
Источник фото

В составе троллейбусного парка в 60-е годы было всего 9 «рогатых», хотя депо, расположенное на ул. К. Либкнехта, было рассчитано на 25. Тогда «рогатые» никак не могли передвигаться без электричества. Первые троллейбусы даже не сами выходили на маршрут. Их тащили на буксире от депо до конечной, где начиналась контактная сеть. И уже там поднимали токоприемники и запускали по маршруту.

Троллейбусное депо № 1. 1970-е годы. Источник фото

В 60-х годах троллейбусы ходили из центра города на Больничный городок  и до северных кварталов. В 70-х троллейбусные линии стали двигаться в сторону юга - до улицы Героев Рыбачьего в Первомайском районе.

Мурманский троллейбус. 1970-е годы. Источник фото

В 1987 году открыли долгожданный троллейбусный маршрут по улице Полярные Зори.

Мурманский троллейбус. 1980-е годы. Источник фото

Номера рейсов 2, 3, 4, 6 и 10 знают все мурманчане. Раньше было еще 3 маршрута: № 5 - от улицы Ленинградской до Щербакова, № 7 - от Лобова до Щербакова и № 1, который ходил от Карла Либкнехта до Больничного городка. 
Открытие нового маршрута № 7. Конец 70-х годов. Источник фото

Мурманские троллейбусы считаются самыми северными в мире.

В мурманском троллейбусе. 1960-1970-е годы. Источник фото

Что ещё почитать по теме?

100 фактов о Мурманске. Часть 1
100 фактов о Мурманске. Часть 2
100 фактов о Мурманске. Часть 4
100 фактов о Мурманске. Часть 5

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...