Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

четверг, 16 июня 2016 г.

Платон Белан. Прошлое города, в котором я родился

 Конкурс эссе "Город с морским характером"
Номинация "Мурманская сага"

 Платон Белан (Мурманский политехнический лицей) 
 Прошлое города, в котором я родился 
Эссе по очерку Б.Н. Блинова "Мой Мурманск"

Мне было интересно читать этот очерк, потому что много узнал о прошлом города, в котором я родился. С точки зрения Бориса Блинова,   у нашего города  уникальная судьба, и  сравнение Мурманска с другими городами - занятие бесперспективное. Из очерка «Мой Мурманск»  я узнал, каким образом наш город рос и развивался, каким был его облик  в довоенное время.

Война закалила характер города.  Прифронтовой Мурманск  стал ремонтной базой Северного флота «освоил производство оружия и боеприпасов, шил одежду для фронта, оснащал пушками тральщики».  Меня восхищает мужество мурманчан, которые «под взрывами бомб, голодные и полураздетые, делали всё возможное, чтобы отстоять город» и помочь фронту. Число жителей сократилось вдвое, но для раненых бойцов в госпиталях города мурманчане сдали десять тонн крови. 

Они помогали не только городу, но и всей стране. Рыбаки, рискуя жизнью, выходили на промысел в Баренцево море, ловили рыбу под бомбами немецкой авиации и обстрелами вражеских кораблей, снабжали ею всю страну. Мурманчане, «голодая сами, отправили в осажденный Ленинград три состава с рыбой».

У каждого города есть свой характер. Автор очерка назвал основные черты мурманского характера: широкий взгляд на мир, молчаливое мужество, открытая доброжелательность, работоспособность, верность дружбе и семье. Я полностью согласен с автором, только добавил бы к чертам мурманского характера  великодушие, щедрость и гостеприимство.

В тексте очерка есть интересная фраза: «Город был объявлен всесоюзной стройкой».  Строительство и деятельность судоремонтного завода номер тридцать пять «Севморпуть» и поселка судоремонтников  Роста для меня очень важная тема: моя семья была связана с историей этого завода.

На строительство тридцать пятого завода в Мурманск приезжали из разных городов.  Здесь переплетались судьбы людей, строивших  и развивавших завод, и история нашего города. 
На этом заводе работала практически вся моя семья. Вячеслав Николаевич  Генералов, мой дедушка, приехал в Мурманск из деревни Кушниково Вожегодского района Вологодской области в 1954 году  поступать в среднее мореходное училище. Вспоминает, что  конкурс в тот год  был большой - 21 человек на место!   Дедушку не приняли из-за показаний окулиста: оказалось,  у него плохое зрение. Денег на обратную дорогу у него не было, пришлось устроиться работать на рыбный комбинат, где его поразило огромное количество  разных пород рыбы.

В Мурманске пятидесятых годов  деду запомнились улицы Ленина и Сталина, по его мнению, только они представляли собой город.  Он вспоминет, что любил  смотреть на маленькие домики Больничного городка с сопок,   издалека они напоминали скворечники.

После срочной службы в Мурманске  Вячеслав Николаевич Генералов устроился на СРЗ № 35 в корпусный цех. И проработал на нём 36 лет! Сейчас дедушка на пенсии. Он председатель Совета ветеранов завода.  Занимается историей СРЗ № 35 и посёлка судоремонтников Роста. Дедушка собрал огромный материал,  и с его помощью ему удалось раскрыть многие страницы истории завода и Росты. 

В 1979 году на заводе с моим дедушкой произошел интересный случай. Парадокс. Директор завода на одном из еженедельных совещаний сказал: "Хочу вас всех предостеречь от грубых нарушений, подобных тем, которые допустил начальник первого цеха Генералов. Вот в одной руке у меня приказ о строгом выговоре  Генералову. Но я его вынужден аннулировать, так как в другой руке у меня за этот же его проступок Почетная Грамота Мурманского городского комитета КПСС и исполкома городского Совета народных депутатов за активное участие в строительстве и большой личный вклад в обеспечение своевременного ввода в эксплуатацию комбикормового завода Мурманского комбината хлебопродуктов. Не пойду же я против ГК КПСС и Горисполкома! А вот перед Главком мне предстоят серьезные объяснения".

 В 1980 году на флот в состав первой флотилии атомных подводных лодок был притранспортирован только что построенный в Югославии большой плавучий док ПД-81. Он был в буквальном смысле разломлен на две части. Перед заводом была поставлена задача: на плаву  выполнить восстановительные работы по стыковке аварийного дока с заменой дефектных участков обшивки с набором и систем по всему периметру плавучего сооружения. С этой нелегкой задачей завод успешно справился, при этом его сотрудники (стоит отдать им честь) совершили колоссальную работу.

Интересный факт: завод принимал участие в освоении космоса. В первой половине шестидесятых годов прошлого века заводу было дано задание: изготовить и установить специальное устройство на плавсредство для спасения спускаемого аппарата с космонавтами на случай приводнения их при возвращении с орбиты на землю или в аварийной ситуации. Был изготовлен макет спускаемого аппарата, проведены первые испытания, в ходе которых удалось выяснить все недочеты и устранить их. Дальнейшая судьба проекта неизвестна.

 Судоремонтный завод «Севморпуть»  сыграл немаловажную роль в истории города – он стал одним из градообразующих предприятий Мурманска. Без Росты, которая стала северной частью города, Мурманск не был бы таким  большим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...