Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

четверг, 23 июня 2016 г.

Владислав Тверетинов. «Море сильных не обидит, море слабых ненавидит…»

Конкурс эссе "Город с морским характером"
Номинация "В фарватере памяти"

 Владислав Тверетинов (Кадетская школа) 
 "Море сильных не обидит, море слабых ненавидит..." 
Эссе по повести Н.Н. Блинова "Люди под палубой"

Андрей Малыгин – главный герой книги Николая Блинова «Люди под палубой». Пять лет со своими друзьями, Сашкой Генераловым, Мишкой Чурсиным и Никитой Лепехиным, Андрей учился в Архангельской мореходке. «Пять лет они провели рядом за изрезанными столами учебных классов, у тисков мастерских, в кубрике учебного корабля. Теперь начинаются у каждого свои палубы и машины, свои стармехи и порты приписки».

После окончания морского техникума у судового механика Малыгина не все складывается так, как мечтал Андрей. После окончания техникума его распределили в Совторгфлот, на лесовозе «Крестьянин» он ходил в заграничные плавания. Потом его «неожиданно лишили визы, перевели в каботаж и перебрасывали с судна на судно». Он, усмехаясь, называет себя «летун поневоле», вспоминает загранку, думает: «Выпустят ли когда-нибудь в дальнее?». Он боялся «проклятых» вопросов, почему на берегу, почему не в дальнем?».

Душа его рвалась в море. Он мечтал о дальних заграничных плаваниях, вспоминает лесовоз «Крестьянин», где он, судовой механик, «сменившись с вахты, мог разглядывать норвежские фиорды или мельницы на плотинах Голландии…».  Но когда ему предлагают пойти в рейс на пассажирском пароходе «Мудьюг», он соглашается: «Чем болтаться на берегу, лучше в море».


С виду новый пароход был, «как игрушечка», но в машинном отделении перед самым отходом пришлось одновременно менять трубы и готовить машины. «Переодевшись в спецовку, Андрей работал вместе с машинистами… ребята, видя, что механик «уродуется» вместе с ними, работали сноровисто». Когда старший помощник капитана спросил у Андрея: «Насколько отход задержим? Часа через полтора управитесь?», Андрей доложил, что отход задерживать не придется, машины готовы и пар на марке.

Андрей вспоминал друзей, ждал от них писем из Мурманска. А зимой решил переехать к ним: «Андрей смотрит на залив из города. Залив кажется черным среди заснеженных сопок. Что ждет его в этом чужом городе?».  Новые места, новая работа, а главное – старые друзья и, конечно, море, без которого Андрей не может жить. Приехав в Мурманск, Андрей отыскал друзей, с которыми вместе учился в морском техникуме. Город был совсем молодым и только начинал строиться. Все друзья Андрея жили на улице Самойловой в двухкомнатной квартире – двенадцать человек. Когда все приходили с моря, приходилось спать на табуретках, на матрасах и на полу.

Андрей узнает, что в Мурманск приходят новые тральщики из Ленинграда. Людей не хватает. «Механики грамотные позарез нужны», - говорит ему инженер Василий и спрашивает: «Ты плавать хочешь или на берег?». «Плавать!» - отвечает Андрей. Он идет в рейс на рыболовецком тральщике «Форель» старшим механиком.

«Опасно, нельзя людей посылать, самому нужно», - решил Андрей, когда нужно было устранять аварию в машинном отделении, чтобы судно не потеряло ход.  Не мог старший механик Малыгин своих подчинённых в котел посылать выполнять опасное задание, а сам оставаться в стороне. Он полез в огневую камеру, устранил аварию, но паром ему сильно обожгло лицо, только глаза целы остались.

Судно вернулось в порт, врачи спасли Андрею жизнь. И через месяц он увидел свое лицо, «ужасное, вздутое, перекошенное». Потом было лечение в Ленинграде, работа сначала групповым механиком в рыболовном тресте. Но Андрей всё чаще задумывался о море: «Ну что в нём хорошего? Разрезанные вахтами дни и ночи. Котлы, машины, механизмы… Море и видишь-то не каждый день. Смотришь на него с палубы, пробегая в машину, или слышишь из машины, как его кромсает винт за кормой, так не всегда и замечаешь, какое оно, окружающее тебя сегодня, завтра и послезавтра море. Всё равно тревожит, тянет…».

Андрей уходит в море на РТ-19 «Коминтерн». Сбылась его мечта! «он спустился под палубу. Ровно и плавно работала машина… «Гру, грру, грру - ворчало море, рассекаемое лопастями винта там, снаружи, совсем рядом.  Два метра под водой, а хорошо.  Привычнее, чем на палубе. Там ветер, холод, соленые брызги. Здесь тепло, светло, по-домашнему уютно».

Когда началась Великая Отечественная война, тральщик Андрея продолжал выходить на промысел в Баренцево море через минное поле, закрывающее вход в Кольский залив. «Район промысла сократился в сто раз, но рыба нужна, и тральщики осторожно,  с прикрытыми огнями и молчащими рациями, обшаривали подводные склоны знакомых банок».

Андрей погиб в море, когда в тральщик попала торпеда немецкой подводной лодки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...