Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

суббота, 25 июня 2016 г.

Павел Писарев. Курс на Норд, или Морская душа Андрея Малыгина

Конкурс эссе "Город с морским характером"
Номинация "В фарватере памяти"

 Павел Писарев (Кадетская школа) 
 Курс на Норд, или Морская душа Андрея Малыгина
Эссе по повести Н.Н. Блинова "Люди под палубой"

Почему меня не оставила равнодушным книга «Люди под палубой»? 

Во-первых, её автор, Николай Блинов, жил в довоенном Мурманске и был очевидцем и участником событий, о которых рассказал в повести. Поэтому в книге мастерски переплетаются художественный вымысел и свидетельства мурманчанина из иного времени, иного Мурманска. Это делает повесть вдвойне интереснее. 

Во-вторых, эта книга вызвала у меня необычные чувства:  придуманные автором герои ходят по знакомым мне улицам (Самойловой, Коминтерна), площади  Пять Углов, смотрят спектакль в Доме культуры имени С.М. Кирова, провожают и встречают друзей на железнодорожном вокзале, уходят в рейс в Баренцево море из мурманского порта. 

В-третьих, меня заинтересовала судьба главного героя. В повести рассказывается о судьбах судовых механиков, выпускников Архангельского морского техникума 1930-го года. Но именно жизнь Андрея Малыгина привлекает внимание, поражает трудностью испытаний, которые не сломали его, а сделали сильней, закалили характер. Судьба Малыгина объединяет героев повести, людей, как и он, «курс на норд». 


Андрея Малыгина можно назвать «морской душой». А как же иначе? Он выбрал свою судьбу, окончив морской техникум и получив профессию судового механика. Про себя и своих друзей он говорил: «Море – везде море. Нам жить и работать под палубой». 

Но он «мореход» не только по профессии, но и по образу мысли. Дома, слушая добрый голос мамы и чувствуя тепло от печки, Андрей думает: «Как от котла. И тишина, будто «стоп» машине дали, и из вентилятора над головой не дует».  
В отпуске в Архангельске он получает письмо от друга, Мишки Чурсина, узнает последние новости и думает: «Настоящая жизнь там, на берегу холодного залива, в море Баренца, без него спешит – торопится. А он здесь, в стороне, и ему тревожно и обидно, что без него. Пора, пора. Курс на норд, в дальний порт…».  

В рейсе шум волн за бортом судна, плеск морской воды, тонкий посвист ветра над головой Андрей сравнивал с музыкой: «Но музыка - только звучание, а здесь осязаем морской ветер, пахнет рыбьей свежестью и блестят шкерочные ножи». 

В первые два года после окончания техникума Андрея перебрасывали с судна на судно. Его мореходная книжка пестрела названиями судов. «Летун поневоле», - говорил о себе Андрей.  Но, с другой стороны, сталкиваясь с разными случаями неполадок и устраняя их, главный герой повести превратился в хорошего специалиста, который видит машину насквозь.

Случай на пароходе «Мудьюг» раскрывает характер Андрея. Во-первых, он всегда был рядом с кочегарами и машинистами, принимал личное участие в ремонте судна. «Ребята, видя, что механик «уродуется» вместе с ними, работали сноровисто». Во-вторых, Андрей – хороший организатор и умеет работать в команде, это позволило быстро закончить ремонт. 

В-третьих, главный герой всегда был справедлив и строг, если это касалось работы:
- Механик, будь человеком. Ты же свой, моряк! 
- Какие вы, к чертовой бабушке, моряки!  На чужой шкуре в море вылезаете! 
- Исправлюсь! Пар на марке будет! Сашка очухается. Не надо замены. 
- На шесть-то топок? Один? 
Но, когда кочегар Семён схватил лопату и метнулся к котлам, чтобы одному стоять вахту без напарника, Андрей послал машиниста помочь кочегару, а сам занялся механизмами. 

В-четвертых, судовой механик Малыгин всегда ценил чужую жизнь. Когда на тральщике «Форель» случается авария и для её устранения кому-то нужно пойти в огневую камеру, где «языки пламени терялись в клубах пара», Андрей решает: «Я сам в огневую камеру полезу». В это время кочегар предлагает: «Может, лучше мне?». Второй механик Вакула говорит: «У нас третьего механика нет. Котел, значит, на мне. Я и полезу». Андрей отказывается от их помощи, думая про себя: «Опасно, нельзя людей посылать, самому нужно».  

Андрей устраняет аварию и получает сильный ожог лица. Повязку с лица сняли только через месяц. Он поднялся с кровати, подошел к окну и отдернул занавеску: «то, что увидел в черном стекле, было невыносимо страшным. Он закрыл глаза. Ощупью добрался до койки, упал на нее, а в глаза ему продолжало смотреть ужасное, вздутое, перекошенное лицо».  Несмотря на это, Андрей не остается один: с ним рядом его друзья и любимая девушка Рая. Их не отталкивает изменившаяся после аварии внешность Андрея, а притягивают его внутренние качества: верность дружбе и умение любить, целеустремленность, мудрость. 

Жизнь, связанная с морем, работа в машинном отделении и смерть на промысле в первый военный год… Последние часы жизни Андрея Малыгина прошли на промысле в Баренцевом море, полном немецких подводных лодок и кораблей: «море плескалось снаружи, что-то приговаривало через тонкий стальной борт. Как раньше. Но где-то в глубине сознания, приглушенная силой волн, таилась тревога». 

Автор наделяет рыболовецкий тральщик человеческими качествами. Корабль «как и люди, выполняет привычную свою работу, скрывая тревожное ожидание удара». Он друг моряков, их дом, их работа, их мир, их жизнь и последний приют. «Когда роковой удар настиг их, никто не видел. Тральщик, разрубленный торпедой от палубы до киля, бессильно падал в черную глубину… Качнувшись, прилег на разорванный борт… Застыл в неподвижной морской глубине». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...