Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

четверг, 18 августа 2016 г.

Они настоящие!, или Летняя школа e-learning-2016 глазами новичка

Моё первое впечатление на "Летней школе e-learning-2016" можно выразить словами из новогодней рекламы "M&M's": "Они настоящие!". Люди, которых до этого я видела только на аватарках в "Фейсбуке", о которых много слышала, - практически "легенды электронного обучения" - вот они! Доброжелательные, улыбчивые... Нестрашные :)))


Потрясающая творческая атмосфера, замечательное общение на мастер-классах и после, необычные идеи и креативные проекты... Всё это "Международная летняя школа e-learning-2016"! Четыре дня пролетели совершенно незаметно.  Некоторые впечатления от Школьной жизни решила перенести на бумагу, то есть на монитор...



День первый. Весёлое безумие, или Разрыв шаблонов



Стартовала Школа мастер-классом Натальи Кузнецовой "Путь героя, или Ловушки компетентности". Нам предстояло погрузиться в мир фэнтези, перевоплотиться в "королей" и "королев", "хранителей" и "наследников" четырёх государств и, собрав древние артефакты, объединить эти государства в единое целое.


Сложновато было уйти от серьёзного настроя (Школа всё-таки, ответственное мероприятие как-никак) и включиться в игру. Глядя на озадаченную меня, Владимир Наумов сказал: "Присоединяйтесь к этому безумию! Всё равно про электронное обучение здесь не будет ни слова". И всё заверте...

Всей командой (мы представляли королевство Воды) мы изобрели "вечный двигатель", он же - "вечный клапан", сконструировали капсулы для "огненного дайвинга", нарисовали проект бездонной лейки... Венцом креатива стало создание суперсредства, приём которого визуализирует творческие образы из подсознания писателя и сразу переносит их на ПК, где и сохраняет. Это гениальное изобретение мы продвинули на рынок и заключили выгодную сделку, продав царству Воздуха.

Пересказывать мастер-класс - занятие неблагодарное. Здесь, как говорится, "смотреть надо". Посмотреть было на что! Особенно впечатлил эпизод строительства "Моста дружбы" из подручных материалов. Мы со Светланой Павловой, например, сконструировали канатную дорогу на ручной тяге из... шнурков от бейджиков.

В итоге получилась интересная игра: мы учились переворачивать знакомое "с ног на голову", совмещать несовместимое и "рвать шаблоны".

У Полярной Совы заработала "мысль библиотечная". Игра по группам с артефактами и фэнтези-ходами - это же настоящая находка! Альтернатива викторинам и "угадайкам". Попробуем!


День второй. Через тернии - к звёздам!



Белорусский день в Школе открыла Виктория Пилипцевич  мастер-классом "Как не растерять заинтересованных в обучении?".

Четыре команды от лица школы, вуза, учреждения дополнительного образования и корпорации составляли списки заинтересованных в обучении лиц и "недоброжелателей", а потом в ходе "мозгового штурма" придумывали, как не отпугнуть первых и привлечь на свою сторону вторых.

На мастер-классе было нескучно

Наша команда выступала от лица вуза. Списки  заинтересованных в обучении у нас получились внушительными, начиная Министерством образования и заканчивая родителями студентов. В итоге обсуждения пришли к выводу, что самый лучший вуз - это вуз автономный!

Итоги мозгового штурма

Следующий мастер-класс - "Управление данными в учебной среде" от Елены Локтевой и Сергея Запорожченко - был напрямую связан с проектированием LMS (Learning Management System), системы управления обучением. Признаться, что за зверь LMS, Полярная Сова знала весьма приблизительно: что-то читала, что-то слышала.. Поэтому мастер-класс проходила, что называется, "методом погружения". Поначалу подрастерялась: сущности, атрибуты, связи между сущностями, потоки данных... Голова крУгом:)  Спасибо команде (Константин Бугайчук, Наталья Кузнецова, Юрий Майский, Александр Кузнецов) за помощь и подсказки.

Разобралась и с потоками данных, и с сущностями. Даже диаграмму нарисовала. "Сущность-связь" называется. Диаграмма, конечно, не безупречна (пара ошибок там все-таки есть). Но не ошибается тот, кто ничего не делает. А я очень старалась... :)


В заключение дня Сергей Запорожченко рассказал о форматах Scorm и TinCan, их принципах работы в деле сбора данных об учебной среде, объяснил, в чём их "плюсы" и "минусы".


Второй день оказался для меня самым насыщенным и сложным, а мастер-классы были, что называется, "на вырост". Но, думаю, попытка "глубокого погружения" в e-learning состоялась!



День третий. Кому мелких пакостей?, или Дизайн - дело серьёзное



В третий день мастер-класс "Мобильное обучение и микрообучение" проводил Александр Шумилин. МК начался шуткой: "Мобильное обучение - это обучение с помощью мобильного телефона. А микрообучение - это когда телефон маленький".


Шутки шутками, а мобильное обучение последние несколько лет - самый тренд. Два года назад мне посчастливилось участвовать в проекте по мобильному обучению библиотекарей под руководством Елены Николаевны Ястребцевой и стать одним из авторов блога "23 дела с мобильным".

Поэтому на мастер-классе Полярной Сове было интересно и нескучно. Александр - потрясающий рассказчик, и мастер-класс прошёл на одном дыхании. Сначала мы обсудили "фишки" мобильного обучения, его достоинства и недостатки, а потом в командах проектировали мобильные обучающие курсы.

Наша команда (Виктория Пилипцевич, Константин Бугайчук, Сергей Колков и я) работала над мобильным приложением "Чертёнок № 13" по производству... мелких пакостей под девизом: "Пакость должна быть быстрой!".

Наша команда
Приложение обучающее, поэтому не всё так просто. Для того, чтобы сделать хорошую качественную пакость, пользователь должен поднадсосредоточиться и вспомнить законы физики и химии, а то и освежить в памяти основы права, чтобы пакость не зашла слишком далеко.

Какие  задумки у нас были?
- Галерея "лучших пакостников".
- Форум по "обмену премудростями".
- Интерактивная карта совершённых "подвигов".
- Энциклопедия самых известных мировых пакостей.

Вы думаете, что карусель на мастер-классе - это фантастика? А вот и нет! Было дело:)  Во время "карусели" команды, по очереди переходя от одного стола к другому, давали советы, как можно улучшить проект. Нам, например, присоветывали опцию "Опереди конкурента!" и расширение целевой аудитории (пакостям все возрасты покорны?)  от школьников 10+ до офисных работников.

В итоге наш проект победил, собрав больше всего "денежных знаков". Вот такой ответ "Pokemon Go".

Мастер-класс "Редактируем дизайном" проводил Константин Бугайчук. На конкретных примерах убедил слушателей, что дизайн - дело серьезное, а в создании учебного материала (и не только) мелочей не бывает.


Не секрет,  библиотекари и учителя - сами себе дизайнеры: и буклеты верстают, и презентации мастерят, и виртуальные выставки проектируют. Всегда ли удачно? Кажется, нет...

Слайд из презентации К.Л. Бугайчука

Совершенству нет предела! На мастер-классе мы работали художественными редакторами рекламных листовок: критиковали их дизайн, предлагали свои варианты улучшения. Оказалось, в дизайне всё гениальное просто... если придерживаться четырёх принципов: группировка, выравнивание, повтор и контраст.

Один из лучших и полезных мастер-классов на Летней школе. Константин Бугайчук оказался не только отличным спикером, но и самым щедрым ведущим, поделившись коллекцией книг по типографике и дизайну (уже скачала, уже читаю), а также своими презентациями по теме, за что ему большое спасибо.



День четвёртый. Вам не нравятся электронные курсы? Вы их просто готовить не умеете!



В последний день Школы нас ждал мастер-класс от Сергея Колкова "Per aspera ad... cursus" по разработке и проектированию электронного курса. Сергей подробно рассказал, как "кирпичик за кирпичиком" можно складывать свой электронный курс, не забывая про его цель, задачи и актуальность.


В итоге у нашей команды появилась чудная заготовка будущего электронного курса "Безопасный Интернет", которую мы для наглядности тут же водрузили на стену.

Процесс водружения

Идея курса как нельзя актуальна. И для подростков, которых мы учим информационной грамотности, и для людей элегантного возраста, которые только делают первые шаги в Сети. Проектируем? Поехали!

Первым делом нужно "заманить" пользователей на курс. Придумываем видеострашилку - объясняшку об опасностях Интернета. Не удержалась и сделала уже после Школы вот такой небольшой видеоролик (не судите строго). "Объясняшек" под руками не было, так что пока силами "Киностудии Windows Live".



После мастер-класса - голосование и награждение победителей. Героями Школы стали:

Александр Шумилин (Мастер управления проектами e-learning).

Сергей Колков (Мастер разработки е-курсов).

Константин Бугайчук (Гроссмейстер Летней школы e-learning 2016).

Самые тёплые поздравления победителям!

Победители Летней Школы

За кадром



Что осталось за кадром Школьной программы? Нескучное неформальное общение, поиск черники, малины и грибов в лесу, кормление кроликов, катание на качелях, прыжки на батуте.

Открытие  удивительной игры "UNO", о существовании которой раньше я и не подозревала. Неважно, что выиграть так ни разу и не удалось. Зато поучаствовала в трех часах безудержного веселья! Вспоминаю - и до сих пор улыбаюсь.

Пока всё серьезно. До безудержного веселья оставались считанные минуты...

Ни разу не пожалела, что оказалась на Летней школе. Рада была познакомиться с командой настоящих профессионалов своего дела. И особенно приятно, что меня приняли в эту команду. У меня и доказательство есть. Вот оно.


Огромная признательность Елене Локтевой за помощь, гостеприимство и потрясающую организацию Школы.

Спасибо за чудесную компанию Константину Бугайчуку, Наталье Кузнецовой, Юрию Майскому и Ульяне Мальцевой.

Благодарю Светлану Павлову, с которой нам наконец удалось развиртуализироваться, за приятный и неожиданный подарок - книгу Дэйва Берджеса "Обучение как приключение". 


Кроме Школьных занятий, были еще два совершенно замечательных дня знакомства с достопримечательностями Минска. Но это уже совсем другая история.

Продолжение следует...

4 комментария:

  1. Полярной Совет привет от Южного Ветра! С кайфом и радостью вспомнила наши формально-неформальные классы и Мастеров. Круто было. С нетерпением жду новойо встречи

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, рада приветствовать в нашем блоге! Да, впечатления от Школы остались самые замечательные. :) Очень рада буду новой встрече.

      Удалить
  2. Что-то учиться захотелось... Замечательный репортаж!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина Вячеславовна, спасибо за добрые слова! Учиться - это всегда здорово. :)

      Удалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...