Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

среда, 16 ноября 2016 г.

История длиной в 75 лет

Круги по воде


"Санинструктор Мария на Улице смерти".  Так пять лет назад я рассказывала в блоге о судьбе бабушки, Марии Крутиковой, санинструктора роты автоматчиков 3-го Украинского фронта, встретившей Победу в Австрии в мае 1945-го.

Сержант медицинской службы Мария Крутикова

В том посте были отрывки из бабушкиного дневника. Вот одно из воспоминаний: "В октябре 1944 года шли бои в Белграде, в Югославии. Помню, там была Улица смерти, как ее называли. Ее сильно обстреливали немецкие снайперы. На этой улице находились раненые, которым нужна была помощь.

Наш полк уже пошел вперед, а я задержалась. И тогда какой-то командир увидел меня и попросил помочь раненому, оказавшемуся на Улице смерти. Он не мог мне приказать, а просто попросил. И я согласилась. Передо мной пробраться к раненому пытались три человека, но никто не вернулся.

Я побежала.  Пробегу чуть-чуть, присяду за укрытие и пошепчу: "Царица небесная, пожалей меня и помилуй!" (эти слова часто повторяла моя верующая мама). А потом снова бежала. Так добралась до раненого, оказала ему помощь и вытащила его".

***
Не ожидала, что пост вызовет столько откликов. Комментарии писали даже потомки однополчан моей бабушки! Спрашивали, не упоминала ли она в своих мемуарах об их предках, интересовались адресом полевой почты. Круги по воде...


В начальной школе. Маруся Крутикова в первом ряду, вторая слева.
Ленинград, 1930 г.

В 2013 году я снова перелистала страницы бабушкиного дневника и рассказала об истории семьи Крутиковых. До войны они жили в Ленинграде, на самой окраине города, точный адрес: Александровская ферма,  д. 62, кв. 1. Мой прадед, Николай Архипович, работал старшим мастером на Кировском заводе.

Школьные годы. Маруся Крутикова (слева) на Александровской ферме с лучшей подругой Ниной Воробьёвой. Ленинград, 1933 г.

Прабабушка, Ирина Григорьевна, занималась домашним хозяйством. В семье было пятеро детей: три дочери - Анна, Мария (моя бабушка), Нина и два старших сына, Федор (умер до войны от тифа) и Василий.

Старшеклассница Маруся Крутикова (в первом ряду вторая слева) с подружками.
Ленинград, 1936 г.

Началась война. Старшие дочери, Анна и Мария, эвакуировались вместе с заводами, на которых работали. Василий ушёл на фронт и пропал без вести в сентябре 1941 года.

В Ленинграде остались его мама, отец и младшая сестренка Нина, старшеклассница. Николай Архипович умер в первую блокадную зиму. А его семья эвакуировалась из блокированного Ленинграда весной 1942 года - в Ижевск.

"Машина времени" - семейный альбом


Неожиданное письмо


После войны мама и сестры пытались узнать о судьбе Василия, посылали запросы в разные инстанции, но ответ всегда был один: "Пропал без вести".

В сентябре этого года мне пришло неожиданное письмо "ВКонтакте":
"Здравствуйте! Посмотрите, возможно Ваш родственник найден поисковиками.
Данные из медальона:
Фамилия: КРУТИКОВ
Имя: ВАСИЛИЙ
Отчество: НИКОЛАЕВИЧ
Год рождения: 1909
Воинское звание: КРАСНОАРМЕЕЦ
Уроженец: Ярославская обл, Даниловский р-н. дер. Займище
Адрес семьи: г. Ленинград, Володарский р-н, Александровская ферма, 2 линия, д. 62 кв.1".

Кто бы мог подумать, что пост в блоге будет иметь такое продолжение! Спасибо Юлии Арефьевой, которая нашла меня в Сети и рассказала о находке поискового отряда "Искра". Оказалось,  22 сентября этого года поисковики нашли под Гатчиной останки моего двоюродного деда, Василия Николаевича Крутикова. Через 75 лет после его гибели!

Я снова открыла бабушкин дневник. Пожелтевшие страницы... Всего несколько строк о старшем брате... "Вася был очень симпатичным, нравился девушкам. Часто ходил на свидания, за что мама его ругала, а он только посмеивался. Работал на авиационном заводе. Любил нас, младших сестрёнок, баловал - давал иногда деньги. Я их копила, а затем ездила в центр, на Невский проспект, и тратила на сладости. Помню, какие вкусные были "петушки на палочке".

Мария (слева) и Василий Крутиковы. Ленинград, 1940 год

Сейчас в Петербурге живёт младшая сестра Василия, Нина Николаевна Большакова (Крутикова). Ей уже 91 год.


Война не закончена, пока не похоронен последний солдат



Деревня Пижма под Гатчиной. Поисковики отряда "Искра" на местах боев нашли поврежденный солдатский котелок и крышку от него с надписью "КРУТИКОВ", а немного позднее в раскопе появилась черная капсула - солдатский медальон...



Говорят, среди солдат Великой Отечественной носить смертный медальон было плохой приметой. Наверное, Василий в приметы не верил. Командир отряда "Искра" Андрей Клементьев рассказал, что медальон отлично сохранился благодаря почве. Наверно, Василия засыпало в окопе при артобстреле или бомбежке.

Звоним тетушке Нине в Петербург. Она долго не могла поверить в то, что найдены останки брата, а потом заплакала от счастья. Было решено похоронить Василия Николаевича на воинском кладбище в Гатчине, в той земле, которую он защищал.


А дальше - настоящая мистика! 7 и 8 ноября мне две ночи подряд снилась бабушка. Приходила ко мне во сне и молчала. А я всё мучилась и не могла понять, что она хочет мне сказать.

На следующий день "ВКонтакте" я получила сообщение от Юлии Арефьевой: "10 ноября 2016 года в 11.30 на братском воинском захоронении деревни Пижма Кобринского сельского поселения Гатчинского муниципального района состоится торжественно-траурная церемония захоронения останков воина Красной Армии, Крутикова Василия Николаевича, 1909 года рождения, найденного поисковым отрядом «Искра» на территории деревни Пижма".


И теперь всё стало на свои места! Я поняла: бабушка хотела сказать мне об этом. А возможно, благодарила за то, что помним. Ведь если бы не тот пост в блоге, мы бы никогда не узнали о судьбе её старшего брата.

Красноармейца Василия Николаевича Крутикова похоронили с воинскими почестями. На траурной церемонии присутствовали Нина Николаевна Большакова (Крутикова) и её сын Михаил.



В прошлом году мы отмечали 70 лет Великой Победы. Говорят, война не закончена, пока не похоронен последний солдат. Низкий поклон ребятам из поискового отряда "Искра"! Особая благодарность Юлии Арефьевой, с которой мы знакомы только виртуально, - за то, что помогла узнать о военной судьбе моего двоюродного деда.  

3 комментария:

  1. Марина спасибо . Я искренне рада за Вашу семью . До сих пор , перечитывая статью ,на глазах не вольно появляются слезы .

    ОтветитьУдалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...