Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

среда, 22 марта 2017 г.

Александр Шабалин. Охотник без промаха

Александр Шабалин. Дважды Герой Советского Союза. Человек-легенда. Его называли "хозяином моря", "охотником без промаха", "самым хитроумным катерником", "везунчиком". Отчаянно смелый командир торпедного катера. Даже изрешеченный пулями и осколками, катер Александра Осиповича Шабалина всегда возвращался на базу.


Какой юнга не мечтает стать капитаном?



Он родился 4 ноября 1914 года в деревне Юдмозеро Онежского района Архангельской области. В крестьянской семье было четверо детей. Саша Шабалин ничем не отличался от деревенских мальчишек: учился в школе, помогал родителям по хозяйству...

Источник фото

Онега издавна славилась опытными мореходами, поморы из других мест добродушно подшучивали: "Онежане - те же норвежане".  Для крестьянского парня другой дороги и не было - только в море. Саша оканчивал 7-й класс, когда в отпуск приехал из Мурманска его дядя по матери, потомственный помор, Фёдор Валявкин. Он был замечательным рассказчиком, говорил о своей работе, о промысловых судах, о северных морях.  "Заразил" племянника морем. После отъезда дяди Саша твердо сказал родителям, что хочет стать матросом.


Онежский район Архангельской области. Источник фото

В 1931 году, окончив семилетку, Александр Шабалин приезжает в Мурманск. Время бурного развития рыбной отрасли.

Фёдор Сергеевич Валявкин устроил племянника на рыболовный траулер "Краб" юнгой. Пришлось и палубу драить, и рыбу шкерить, присматриваться к работе рыбаков, изучать рыбацкие премудрости и секреты.

РТ-5 "Краб"
Вскоре Александр был зачислен в команду матросом. Отлично нёс вахты, стал одним из лучших шкерщиков, начал осваивать рулевое дело. Там и до должности тралмейстера на траулере "Сом" недалеко.

РТ-52 "Сом"

Но какой юнга не мечтает стать капитаном? И Александр поступает в Мурманское мореходное училище на штурманские курсы. Зачисление в мореходку прошло без проблем. Он, как успевший поплавать на судах тралфлота, оказался самым подходящим кандидатом в курсанты. Учился легко: помогал опыт работы на траулере. Выпускные экзамены А.О. Шабалин сдал блестяще и 27 августа 1935 года получил диплом штурмана.

Мемориальная доска в Мурманском морском рыбопромышленном колледже им. И.И. Месяцева

В октябре 1936 года после выпуска Александра призвали на Военно-морской флот. Служить он попал на Балтику - сначала в Кронштадт,  в электромеханическую школу. Потом его направляют в учебно-испытательный дивизион торпедных катеров. Здесь он освоил свой первый торпедный катер. В числе нескольких краснофлотцев А.О. Шабалин оказался в учебном подразделении, готовившем катерных боцманов. Курс обучения прошёл досрочно и сдал все экзамены на "отлично". Боцман Шабалин умел управлять катером, руководить торпедными стрельбами, выполнять учебные и боевые задачи.

Великая Отечественная война застала его на Балтике. В августе 1941 года младшего лейтенанта Шабалина назначают командиром торпедного катера Северного флота ТКА-12.


Зачем на торпедном катере... кирпичи?



Маленькие деревянные торпедные катера серии Д-3 в начале войны вообще не рассматривались как серьезные боевые машины.

Корпуса этих катеров длиной 21 метр водоизмещением чуть более 30 тонн изготавливались из дерева. Отсюда и их обозначение - Д. Днище было трехслойным, а борта и палуба - двухслойными, из лиственницы и сосны.  При небольших повреждениях сосна набухала и затягивала пробоины и отверстия. Обшивку укрепляли медными гвоздями. В качестве балласта использовались... печные кирпичи.

Торпедный катер Д-3. Источник фото

Корпус разделялся на пять водонепроницаемых отсеков: в первом располагался форпик (крайний носовой отсек), во втором — четырёхместный кубрик, ещё были камбуз, помещение для котла и радиокаюта.

Экипаж 8-10 человек, а устройство палубы позволяло передвигаться по ней во время похода и перевозить десантную группу. Скорость хода зависела от двигателей. Отечественные давали возможность развивать до 30 узлов, а импортные "паккарды", поставлявшиеся в СССР в годы войны по ленд-лизу, - до 37 узлов.

Главное оружие Д-3 - два торпедных аппарата бортового сбрасывания, в которых размещались две 533-миллиметровые торпеды. Боевой заряд каждой составлял 320 килограммов тротила, скорость движения - 50 узлов, а максимальная дальность поражения цели - около 20 кабельтовых (примерно четыре километра).

Торпедный катер Д-3. Источник фото

Дополнительное вооружение Д-3 состояло из двух 12,7-миллиметровых пулеметов ДШК (Дегтярёв-Шпагин крупнокалиберный). В середине войны, когда поставки союзников в СССР увеличились, на катерах для защиты от вражеской авиации установили более мощное стрелковое оружие: 20-миллиметровую автоматическую пушку "эрликон" и спаренный пулемет "кольт-браунинг" калибром 12,7 миллиметра. Кроме того, катера могли нести 8 глубинных бомб и оснащались аппаратурой для установки дымовой завесы.

Установка дымовой завесы. Источник фото

К началу Великой Отечественной войны в составе Северного флота находилось всего два торпедных катера Д-3. В августе из Ленинграда по железной дороге срочно доставили еще пять. Всего на Кольском Севере сражалось 15 торпедных катеров: три погибли в боях, остальные прослужили до самого конца Великой Отечественной.

В годы войны катерников  называли "смертниками". Легкие деревянные корпуса катеров легко пробивали снаряды. Для успеха торпедной атаки надо было на максимальной скорости подойти к вражескому судну на минимальное расстояние, как тогда говорили, на пистолетный выстрел. От экипажа требовались железные нервы, терпение и, конечно, боевое мастерство.


"Охотник без промаха"



В свой первый боевой поход А.О. Шабалин отправился в августе 1941 года. 12 сентября вступил в бой.

Два торпедных катера Северного флота - ТКА-11 под командованием капитан-лейтенанта Г. К. Светлова и ТКА-12, который вел младший лейтенант А. О. Шабалин, вышли из базы Пумманки (становище Земляное), чтобы перехватить вражеский конвой, следовавший из Киркенеса в Петсамо.

Торпедный катер ТКА-11 в море. Источник фото

Шабалин перед походом предложил атаковать вражеский конвой со стороны берега, когда все внимание немецких моряков обращено в открытое море. Маскируясь шумом ветра и волн, скрывавшими гул работающих моторов, катера почти вплотную приблизились к скалистому побережью.

Обнаружили конвой из транспорта и четырех кораблей охранения в 22 часа 05 минут. На самом малом ходу ТКА-11 и ТКА-12 скрытно приблизились к каравану, затем, развив максимальную скорость, произвели торпедные залпы. Шабалин атаковал транспорт, а Светлов - сторожевой корабль. К сожалению, как оказалось, цели поразить не удалось, хотя сами катерники считали, что добились победы. В темноте ночи они приняли разрывы торпед за попадания и на полном ходу под огнем вражеского эскорта стремительно оторвались от неприятеля. Оба наших катера благополучно возвратились на базу.

6 октября 1941 года в районе острова Стуре-Эккерёй катерники-североморцы обнаружили вражеский конвой из двух транспортов и двух сторожевых кораблей. А.О. Шабалин подошёл близко к транспортам, воспользовавшись темнотой, и выпустил торпеды. Один транспорт пошёл ко дну.

Катер А.О. Шабалина атакует вражеский конвой. Источник фото

15 сентября 1942 года на базу торпедных катеров Пумманки был совершен массированный налет вражеской авиации. А.О. Шабалин, умело маневрируя, спас корабль от немецких бомб.

В 1943 году звено А.О. Шабалина несколько раз встречалось с вражескими конвоями. 18 апреля наша разведка обнаружила в районе Петсамо конвой из двух транспортов и восьми сторожевиков. Отвлекая весь огонь охранения на себя, Шабалин дал возможность другому катеру подойти на короткую дистанцию и потопить два транспорта.

Пулеметчик торпедного катера Северного флота типа Д-3 ТКА-11 краснофлотец М.А. Тревогов у кормового 12,7-мм пулемета ДШК. Источник фото

В июне 1943 года А.О. Шабалин потопил вражеский мотобот, а в сентябре и ноябре - два транспорта. 22 декабря 1943 года катер А.О. Шабалина потопил два сторожевых корабля. Как это было?

Самолёт-разведчик обнаружил в тот день конвой из трех транспортов под охраной эсминца, шести сторожевых кораблей, четырех тральщиков и десяти сторожевых катеров, шедших в норвежский порт Вардё.

В море вышли ТКА-22, ТКА-14, ТКА-201, позднее к ним присоединились ТКА-12 и ТКА-13, на борту которого находился командир отряда А.О. Шабалин.

Первыми обнаружили конвой сигнальщики ТК-22, которым командовал лейтенант Ю. Русаченко. Вместе с ТКА-14 под командованием лейтенанта Е.Дмитриева "двадцать второй" устремился к противнику. Увлёкшись погоней за ТКА-22, немцы не заметили остальные катера. ТКА-12 под командованием старшего лейтенанта Г. Паламарчука прорвался к немецкому эсминцу и произвёл торпедный залп. ТКА-201 под командованием лейтенанта А.Холодного в это время атаковал транспорт. Победную точку в атаке поставил А.О. Шабалин. Когда противник уже не ожидал атаки, ТКА-13 потопил два сторожевых катера.

Вспоминая тот бой, капитан 1 ранга Г. Паламарчук рассказывал: "Надо сказать, что погода была дрянь. Штормило. В какой-то момент мы даже потеряли друг друга. Но когда дело дошло до драки, тут уж мы показали, что можем бить врага не числом, а уменьем. Конечно, и нам досталось. Драка есть драка. Но то, что мы переиграли в мастерстве немцев, это точно".

Боцман советского торпедного катера краснофлотец С.П. Огурцов рисует отметку о победе. Источник фото


Воевал не по правилам



Источник фото
К 1944 году на борту катера под командованием А.О. Шабалина было уже 7 звездочек - каждая означала потопленный немецкий корабль. Вот строки из наградного листа: "... за потопление подводной лодки, четырех транспортов и двух сторожевых кораблей противника, за сбитый в неравном бою самолет, за неоднократные минные постановки, за высадку и съемку диверсионных и разведгрупп, за спасение личного состава и проявленные при этом героизм, храбрость и отвагу присвоить капитан-лейтенанту Шабалину звание Героя Советского Союза". 22 февраля 1944 года Александру Шабалину была вручена Золотая Звезда Героя.

На вручении корреспондент спросил Александра Осиповича:
- Думали Вы, что станете героем?
- Нет, никогда, - ответил Шабалин. - Думал, что только необыкновенные люди могут стать героями. А, оказывается, не так. По-моему, самое главное в любом деле - добросовестность и знание своего дела до последних мелочей. А в нашем военном деле нельзя думать о смерти. Надо твёрдо верить, что врага победишь. А если погибнешь, то тогда о смерти уже думать не придется".

Фото Е.А. Халдея. Источник фото
Бывший радист ТКА-13 И. Ярошенко так рассказывал о своём командире: "Александр Осипович не был похож на Илью Муромца. Он был среднего роста. С виду неторопливый, почти флегматичный человек. При высадке разведгрупп Шабалин был спокоен и хладнокровен. Однако он преображался, как только наступал момент выхода в торпедную атаку. Это был уже другой человек. С ним не боялись ходить в море. И не потому, что он был везунчиком. Просто Шабалин хорошо знал море, любил катера и, что очень важно, при скоротечном бое он был быстрым исполнителем. За душевность, человечность его любили в бригаде, по-простецки называя Сашей".

Шабалин воевал не по правилам. Когда, казалось бы, надо было выходить из боя, он бросал катер на транспорты и атаковал их; зажатый несколькими вражескими кораблями, вдруг брал курс на береговые батареи и оказывался в "мёртвой", недоступной для огня зоне; искусным маневрированием ускользал от в открытом море от бомбардировок немецких самолётов.

Его атаки всегда были отчаянно дерзкими и хорошо продуманными. Успех своих атак катерник Шабалин объяснял просто: «Я никогда не пользовался раз и навсегда установленным приемом торпедной атаки. Это был бы шаблон, против которого легко найти противодействие. Я старался каждую атаку строить по-новому, а для этого надо хорошо знать противника: где и какие у него огневые средства, как располагаются его силы".

Его излюбленный прием - атаковать противника от его же собственного берега. Смысл в том, что экипаж любого корабля, идущего вдоль своего побережья, ожидает нападения со стороны моря. А Шабалин наоборот атаковал от берега, откуда его меньше всего ждали. Это приносило успех, А.О. Шабалин стал грозой немцев на Баренцевом море.

Торпедные катера в походе. Источник фото



















Не раз случалось так, что в ночном бою торпедный катер выпускал все свои торпеды и, потопив или повредив суда противника, уходил не в открытое море, а к неприятельскому берегу, прячась в тени высоких скал. На время катер даже глушил свои двигатели, для того чтобы не обнаружить свое местоположение не только шумом, но и пеной от работающих гребных винтов. Так, с выключенными двигателями катер и его экипаж, затаившись, ждали, пока немцам надоест заниматься его поисками, и лишь затем спокойно уходили домой на базу.

Торпедный катер на базе в Полярном. Источник фото


Катер-невидимка



Торпедные катера не только патрулировали Баренцево море и атаковали вражеские конвои. Катерники участвовали в высадке десанта и разведчиков.

Однажды штабу Северного флота необходимо было выяснить, какие силы противника сосредоточены в Босфиорде. Предполагалось, что А.О. Шабалин высадит для этого группу разведчиков в Маккурсанфиорде, откуда они пешком двинутся дальше.

Однако при подходе к намеченному месту катер обнаружили. Казалось бы, нужно возвращаться назад. Но А.О. Шабалин принимает другое решение: не удалась высадка Маккурсанфиорде, так почему бы не высадиться в самом Босфиорде, куда часто заходят немецкие катера.

- Попробуем проскочить под их марку, - предложил он командиру разведчиков Виктору Леонову.

Дважды Герой Советского Союза Виктор Леонов. Фото Е.А. Халдея

И катер вновь пошёл к вражескому берегу, направился в залив. С берегового наблюдательного поста замигал прожектор, запрашивая позывные.

- Не отвечать! - приказал А.О. Шабалин, продолжая вести катер дальше.

Помигав прожектором и не получив ответа, немецкие сигнальщики успокоились. Решили, что возвращается из дозора один из немецких экипажей.

Пройдя две-три мили вглубь фиорда, ТКА-12 подошёл к берегу и высадил разведчиков. Они ушли добывать "языка", а А.О. Шабалин остался ждать их  около скал. Спустя  время с разведчиками и "языком" на борту ТКА-12 нерассекреченным вернулся на базу.

Торпедный катер на базе в Полярном. Источник фото

В "коридоре смерти"



Вторую Золотую Звезду легендарный катерник получил после успешной высадки десанта в порт Лиинахамари в октябре 44-го.

Никелевые разработки в районе Петсамо были важным источником сырья для немецкой военной промышленности. Морские ворота к никелевой руде, порт Лиинахамари, немцы превратили в неприступную крепость. Три года они укрепляли этот район и сделали вход в порт практически невозможным.

Узкий вход в залив Петсамовуоно с  высокими гранитными берегами североморцы называли "коридором смерти". По обе стороны залива на скалах - немецкие батареи. Вся акватория простреливалась, всюду посты наблюдения. Даже в порту между причалами были оборудованы железобетонные доты, державшие под прицелом подходы к берегу. Особенно опасной была батарея 150-миллиметровых орудий на острове Крестовый, простреливавшая насквозь весь залив.

Командующий Северным флотом Арсений Григорьевич Головко решил высадить ночью в Лиинахамари морской десант для захвата батареи на острове Крестовый.

К вечеру 12 октября 1944 года все десантники заняли места на катерах. Едва стемнело, вышли в море два первых катера - под управлением капитан-лейтенанта А.О. Шабалина и старшего лейтенанта Е.Успенского. Это была группа прорыва. Через семь минут вышла следующая группа катеров, а ещё через семь минут - третья.

Источник фото

Моторы всех катеров для маскировки работали с подводным газовыхлопом. Но противник на расстоянии 20-30 кабельтовых от входа в залив обнаружил катера. Пришла в действие вся немецкая система обороны: прожектора, осветительные снаряды, интенсивный заградительный огонь береговых батарей. Катера, увеличив ход и поставив дымовые завесы, устремились вперёд.

В 22 часа 50 минут группа прорыва преодолела "коридор смерти" и ворвалась в Лиинахамари. Под сильным пулемётным и миномётным огнём катерники подошли к берегу и высадили первую группу десантников. За ними к берегу подошли катера и других групп. Вся операция заняла 45 минут. На следующий день А.О. Шабалин снова участвовал в переброске десантников.

Источник фото

После войны в мемуарах Арсений Головко напишет: "Шабалин не только показал пример при высадке десанта в Лиинахамари, но и оставался под обстрелом на рейде, направляя подходившие с моря катера других групп к местам высадки".

Источник фото

Десант, высаженный в Лиинахамари, свою задачу выполнил. Порт был освобождён, а 15 октября штурмом был взят Петсамо (Печенга).


Шабалин учился по учебникам, в которых рассказывалось… о нём самом 



После войны Александр Осипович заочно окончил Каспийское высшее военно-морское училище и академические курсы при Военно-морской академии. Причем учиться ему довелось по учебникам, в которые к тому времени уже были внесены уникальные морские торпедные атаки… Шабалина.

А.О. Шабалин в верхнем ряду слева. Источник фото

В 1955-1957 годах он командовал бригадой надводных кораблей Балтийского флота, а затем преподавал в Ленинградском военно-морском училище имени Фрунзе. В 1968-1969 годах снова служил в Заполярье заместителем начальника штаба Северного флота. В 1975-м контр-адмирал Шабалин вышел в отставку.

Фото Л. Федосеева. Источник фото
Земляки запомнили Александра Осиповича как скромного и отзывчивого человека. Александра Васильевна Половинникова рассказывала, что Шабалин часто приезжал к своим родителям в Онегу: помогал по хозяйству, работал в огороде. Добирался он из Архангельска на небольшом самолете -  "кукурузнике". Однажды, когда он летел на родину, в числе пассажиров оказалась старушка, которой обязательно нужно было доставить в Онегу... козу. А пилот упёрся: "В самолёт с козой нельзя!". Старушка была в отчаянии. Выручил её Александр Осипович - уговорил пилота сделать для козы исключение.

А. О. Шабалин всегда считал Мурманск, где начался его трудовой и боевой путь, родным городом, неоднократно бывал здесь. Поэтому неслучайно в областном центре есть улица, названная в его честь.

Стал памятником и его ТКА-12, около пятидесяти раз за время войны выполнявший в море боевые задания. В июле 45-го катер передали музею Северного флота в качестве экспоната. В течение многих лет стоял он на пьедестале в Росте перед зданием флотского Дома офицеров, а ныне украшает Североморск.

Источник фото

Умер Александр Осипович Шабалин в 1982 году. На родине Героя, в городе Онега, установлен его бюст. А.О. Шабалин - Почётный гражданин города Архангельска.

В школе № 31 Мурманска находится музей имени Александра Осиповича Шабалина.

Источник фото
***




Использованные материалы:

  • Бадьин, Ю.И. Мой адмирал / Юрий Бадьин. - Архангельск : Соломбальская типография, 2014. - 116 с.
  • Елкин, А.С. Летящие по волнам : документальная повесть о дважды Герое Советского Союза А.О. Шабалине / А.С. Елкин. -  Москва : Издательство ДОСААФ, 1975. - 114 с.
  • Кислицын, Ю.А. Катера идут в атаку : боевой путь Печенгской Краснознамённого ордена Ушакова I степени бригады торпедных катеров Северного флота в годы Великой Отечественной войны / Ю.А. Кислицын. - Мурманск : Книжное издательство, 1983. - 144 с.
  • Не просто имя - биография страны / под ред. С.К. Богатиковой. - Книга 2. - Мурманск : Книжное издательство, 1989. - 423 с.
  • Сорокажердьев В. В. Они сражались в Заполярье : Герои Советского Союза, 1939 - 1945 : боевые биографии. - Мурманск : Книжное издательство, 2007. - 304 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...