Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

пятница, 15 декабря 2017 г.

Мурманск - столица Арктики

В этом году декабрь как никогда богат на "ледокольно-арктические" даты.

3 декабря - День атомного ледокольного флота. 5 декабря исполнилось 60 лет со дня со дня спуска на воду первого в мире атомохода "Ленин". 40 лет назад, 28 декабря 1977 года, был поднят Государственный флаг на атомном ледоколе "Сибирь".

По-моему, хороший повод поговорить об истории освоения арктических просторов. Не зря же Мурманск носит неофициальное звание "столица Арктики".

Арктика - значит "медведица"?


На почётное звание столицы Арктики, кроме Мурманска, претендовал ещё один город - Архангельск. Каждый из населённых пунктов – город-порт. У Мурманска есть выход в Баренцево море, а у Архангельска – в Белое. Но у Мурманска более выигрышное географическое положение.

Баренцево море. Источник фото

Баренцево море зимой не покрывается льдом, в отличие от Белого. Поэтому порт Мурманска может принимать суда круглый год. Средняя глубина Баренцева моря - 222 метра, Белого моря - только 67 метров. В мурманский порт могут заходить суда с разной осадкой.

Мурманский порт. Источник фото

Ещё Мурманск принято называть воротами в Арктику. А вы знали, что название "Арктика" произошло от слова «арктос» - «медведица»? И это не потому, что по арктическим льдам бродят белые медведи. Просто прямо над Северным полюсом (центр Арктики) находится Полярная звезда - самая яркая из созвездия Малой Медведицы.

Источник фото

Первые арктические экспедиции


Кольский залив давно привлекал полярных путешественников. В 1912 году отсюда в Арктику отправилась парусно-моторная шхуна «Геркулес» Владимира Русанова. Он хотел найти морской путь с запада на восток вокруг Новой Земли.

Судно "Геркулес" во льдах. Источник фото

В музее Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург) хранится знаменитый столб с надписью «Геркулес 1913», найденный на островах у западного побережья Таймыра. Всё, что осталось от этой трагической экспедиции.


Один из переулков Мурманска назван именем полярного исследователя Русанова.

Мурманская улица Седова названа в честь руководителя первой русской экспедиции к Северному полюсу. В 1912 году флотский офицер и полярный исследователь Георгий Седов отправился на шхуне «Святой Фока» покорять Северный полюс.

Источник фото
Увы, экспедиция тоже закончилась неудачей: Седов без достаточного оборудования отправился в путь к Северному полюсу на трех санях с двумя матросами, оставив шхуну в бухте Тихой, и погиб на 19-й день пути.

Древко флага, который Г.Седов хотел установить на Северном полюсе

Дедушка ледокольного флота


Первый  ледокол в России построили в конце ХIХ века и назвали «Ермак». Неофициально - "дедушка ледокольного флота".

Макет ледокола "Ермак"

«Ермак» участвовал в арктических экспедициях под руководством адмирала Степана Макарова. Он первым предложил использовать ледоколы для навигации в Арктике.

Источник фото

Кстати, именно Макаров в 1895 году придумал знаменитую семафорную азбуку. Русская семафорная азбука состоит из 29 букв. Каждой букве соответствует определенное положение рук сигнальщика с флажками.


Цвет флажков в тёмное время суток – желтый или белый, а в светлое время суток — красный или чёрный. При отсутствии флажков моряки семафорят бескозырками.

«Ермак» участвовал в полярных экспедициях и освобождал из ледового плена корабли на Балтике. В 1938 году ледокол участвовал в эвакуации полярников со станции «Северный полюс-1».

Источник фото

Была идея сохранить ледокол как корабль-памятник. Молодежь города собрала столько металлолома, что по весу он был равен «Ермаку». Но это не помогло: ледокол пустили на переплавку. Сохранился только якорь «Ермака» - он находится на торце здания Мурманского областного краеведческого музея.

Источник фото
Штурвал и магнитный компас "Ермака" можно увидеть в музее Арктики и Антарктики в Петербурге.



Пилить или колоть?


В 20 веке появились новые профессии. Тех, кто изучал Арктику, называли полярниками. А помогали им полярные летчики и моряки-ледокольщики.  Полярники были героями страны, очень многие мечтали работать в Арктике. На перекрестке улиц Челюскинцев и Володарского в Мурманске сейчас находится монумент «Покорителям Арктики», поставленный в честь первых арктических исследователей.

Источник фото

В 30-е годы XX века началось освоение Севморпути. Северный морской путь -  самое короткое расстояние между Европой и Азией через Арктику. Длина Севморпути от Мурманска до Владивостока в два раза короче, чем тот же путь в обход. Выгода перевозок по Северному морскому пути очевидна, если бы…  не толстый лед, который мешает навигации в Арктике.

Источник фото

Как судам бороться со льдом на море?  В прошлом предлагали несколько вариантов: разбивать лёд огромными паровыми молотами, резать лёд гигантскими пилами, разрушать его заостренными корпусами специальных судов-ледорезов. В итоге остановились на таком варианте:  ледокол наползает на лёд и продавливает его своим весом. А если попадается более толстый лед, ледокол отходит назад, разгоняется и с ходу прорубает каналы во льдах.

Источник фото

А если и этот способ не срабатывает? Для этого внутри корпуса ледокола есть система балластных цистерн для раскачки застрявшего ледокола. Креновая система перекачивала воду из цистерн с одного борта на другой, ледокол при этом наклонялся влево и вправо.

Цистерны дифферентной системы перекачивали воду с носа на корму и обратно. Ледокол при этом то поднимал, то опускал нос. В итоге ледокол «ворочается», будто медведь в берлоге. Ледовое поле дробится под тяжестью ледокола, и  он идёт вперёд. Современные ледоколы так пробивают лед толщиной более двух метров.


"Красин" и челюскинцы


Лучшим ледоколом в довоенное время был «Красин».

Ледокол "Красин". Источник фото

Он искал пропавшие экспедиции, осваивал неизвестные районы Арктики и освобождал корабли изо льдов, был проводником полярных конвоев союзников в годы второй мировой войны. В 1928 году экипаж ледокола «Красин» спас около Шпицбергена аэронавтов с разбившегося дирижабля «Италия».

Спасение ледоколом "Красин" итальянской экспедиции на дирижабле "Италия". Диорама

В 1934 году «Красин» пришел на помощь пароходу «Челюскин», который совершал переход из Ленинграда во Владивосток с экспедицией Шмидта на борту. Когда судно застряло во льдах, получив повреждение корпуса, на помощь пришел ледокол.

Пароход "Челюскин" во льдах. Источник фото

«Челюскин» преследовали неудачи.  Льды пробили подводную часть судна, оно затонуло в Беринговом проливе. А 104 участника экспедиции 2 месяца находились на льдине. Был создан большой лагерь, который назвали в честь начальника экспедиции «Лагерем Шмидта».

Источник фото

Челюскинцев спасли полярные летчики: 13 апреля 1934 года все челюскинцы, включая даже ездовых собак, были вывезены самолетами из лагеря Шмидта на материк.

Источник фото

А улицу Моряков в Мурманске после этого переименовали в улицу Челюскинцев - в честь отважных полярников.


В годы войны


Освоение Арктики прервала Великая Отечественная война. В годы моряки ледоколов и транспортных судов были отправлены на выполнение боевых заданий. Летом ледоколы обеспечивали проводку судов с военными грузами по Северному морскому пути. Зимой были проводниками арктических конвоев союзников. Памятник участникам полярных конвоев находится в сквере около кинотеатра «Родина».

Источник фото

В годы Великой Отечественной войны мурманский порт стал базой для морских конвоев.  Проблемами разгрузки полярных конвоев в Торговом порту занимался Иван Дмитриевич Папанин – уполномоченный Государственного комитета обороны. До войны он руководил экспедицией на первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс – 1» и был полярником с мировым именем.

Макет палатки И.Д. Папанина на дрейфующей станции "Северный полюс-1"

В военном Мурманске он был известным человеком. А после войны стал Почетным гражданином нашего города. В его честь названа улица и установлен памятник.

Источник фото

Ледокольная "семья"


В послевоенные годы Мурманск снова становится центром полярных перевозок. Морское пароходство получает новые суда, в том числе атомные ледоколы. В 1959 году построен первый в мире атомный ледокол «Ленин». Его преимущества:  долгий срок эксплуатации и сверхмалый расход топлива. Это увеличило сроки навигации. Сейчас ледоколы работают в Арктике круглый год.

Источник фото

Первую арктическую навигацию «Ленин» совершил в 1960 году. Он был проводником судов по Северному морскому пути. Атомный ледокол «Ленин» – самый первый ледокол с ядерным реактором. В качестве топлива использовался уран.

На сегодняшний день в России построено 9 атомоходов и один атомный лихтеровоз. Атомоходы – штучный товар. Их построено меньше, чем космических кораблей.

У каждого атомохода свои рекорды. Ледокол «Арктика» первым из атомоходов достиг Северного полюса в 1977 году, 40 лет назад.

Источник фото

Ледокол «Сибирь» весной 1978 года впервые осуществил круглогодичную навигацию на линии Мурманск — Дудинка.

Источник фото

Ледокол «Россия» в 1990 году впервые совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс. В 2007 году атомоход участвовал в высокоширотной экспедиции "Арктика-2007", в ходе которой впервые в истории люди достигли дна в точке географического Северного полюса.

Источник фото

У ледокола «Советский Союз»  тоже есть достижения. В марте 2002 года впервые энергетическая установка ледокола была использована для электроснабжения береговых объектов.

Источник фото

Стилизованное изображение акульей пасти на носу ледокола "Ямал" появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза. Но было оставлено по многочисленным просьбам туристов.

Источник фото

Атомоход «50 лет Победы» в 2014 году доставил Олимпийский огонь на Северный полюс.

Источник фото

Атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» построены специально для мелких вод и могут использоваться в устьях рек. Их отличительная черта — уменьшенная осадка.

Источник фото
Источник фото

Атомный лихтеровоз «Севморпуть» предназначен для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы.

Источник фото

Сейчас в Арктике работают «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». Восстановлен лихтеровоз "Севморпуть", планируется к восстановлению «Советский Союз». Все российские атомные ледоколы имеют «прописку» в  Мурманске. Наш город - столица единственного в мире атомного ледокольного флота.


Ледокол-музей



Сегодня каждый может совершить экскурсию по атомоходу. Самым первый атомный ледокол "Ленин" стоит на вечной стоянке около морского вокзала в Мурманске. Он стал музеем.

Источник фото

Проект первого атомного ледокола разрабатывался в Ленинграде в 50-х годах. В его создании участвовали более 500 предприятий и организаций со всей страны. Атомоход был построен в рекордно короткие сроки – всего три года и три месяца.

Источник фото

Источник фото

На него водили экскурсии, ещё когда он строился. Среди гостей был главный строитель-конструктор ледоколов из США. Он задавал много вопросов. Ведь при постройке «Ленина» использовали новые технологии, многие из них под «грифом секретности». Вернувшись в Америку, конструктор сказал, что атомоход долго не проплавает. «Ленин» же ходил в море 30 лет, на пять лет больше, чем изначально предполагалось.

Источник фото

3 декабря 1959 года атомоход был принят в эксплуатацию. Эту дату считают Днем рождения атомного ледокольного флота.

Изнутри ледокол отделан различными породами дерева: карельская береза, клен, орех и ясень. Для того времени это было настоящее чудо техники со всеми удобствами для экипажа: кинозал, спортивный зал с тренажерами, баня, бассейн. Кстати, средний возраст моряков первого экипажа «Ленина»  - 25 лет.

Капитанский мостик. Источник фото
В каюте. Источник фото

Возглавил экипаж опытный арктический капитан Павел Пономарёв. Одна из улиц Мурманска носит его имя.

Павел Пономарёв. Источник фото

Вторым капитаном «Ленина» 40 лет был Борис Макарович Соколов.

Мемориальная доска Б.М. Соколову в Мурманске. Источник фото

А связь с большой землей в рейсах обеспечивал начальник радиостанции атомохода Виталий Семенович Маслов, моряк и известный мурманский писатель.

Мемориальная доска В.С. Маслову в Мурманске. Источник фото

В разные годы ледокол «Ленин» посещали известные люди: президент Кубы Фидель Кастро, космонавт Юрий Гагарин, композитор Александра Пахмутова.

Фидель Кастро на атомоходе "Ленин". Источник фото

В 1989 году атомоход «Ленин» совершил свой последний рейс в Арктику. Всего за 30 лет работы он прошел 654 400 миль (560 600 из них — во льдах) – это тридцать кругосветок по экватору. Провел 3740 судов. 5 мая 2009 года ледокол поставлен на вечную стоянку около морского вокзала в Мурманске и стал плавучим музеем.


Новые "Арктика" и "Сибирь"



5 ноября 2013 года на Балтийском заводе заложили первый атомный ледокол нового поколения - двухосадочный. Возможность изменения осадки позволяет ему работать как в море, так и в северных реках. Атомоход "Арктика" спущен на воду 16 июня 2016 года, он стал первым в проекте 22220.

Самый большой атомоход способен без проблем преодолевать льды толщиной 3 метра! В свою первую навигацию по Северному морскому пути "Арктика" должна отправиться в первой половине 2019 года.

Источник фото

А 22 сентября 2017 года в Петербурге со стапелей сошёл ещё один атомоход - "Сибирь". Он был заложен на Балтийском заводе 26 мая 2015 года. После спуска на воду достройка ледокола продолжится. Планируется, что корабль будет полностью готов осенью 2020 года.

Источник фото

Еще один корабль проекта 22220 - "Урал" - пока находится на стапелях.

Источник фото


1 комментарий:

  1. Полярная Сова, героические люди - покорители Арктики.
    В нашем городе тоже есть улица Папанина.

    ОтветитьУдалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...