Краеведение - солнечный зайчик души. Идея протеста не вызывает? Тогда Вы - наш человек. Заглядывайте на огонёк. Всегда вам рады. Краевед-краеведу - друг, товарищ и брат.

воскресенье, 25 февраля 2018 г.

Три тарана Алексея Хлобыстова

Источник фото
Таран - особый вид боя, и всегда он граничит с подвигом. Лётчики идут на него, когда все остальные средства борьбы с врагом исчерпаны. Они сознательно подвергают себя смертельной опасности и часто гибнут вместе с врагом. Но бывают и счастливые случайности, когда лётчику удаётся уцелеть.

Герой Советского Союза Алексей Хлобыстов выбирал такой путь трижды. И трижды выходил из поединка победителем, оставаясь в живых! В истории авиации Хлобыстов стал одним из двух советских лётчиков, совершивших три тарана.

Когда его спрашивали, почему он пошел на таран, да и не один раз, лётчик обычно говорил: "Они же летели, чтоб бомбить Мурманск. Надо было остановить во что бы то ни стало. А как? Считаю, что нашёл правильное решение. И первый раз, и второй, и третий. А что остался жив - значит, повезло".

23 февраля 2018 года исполнилось 100 лет со дня рождения Героя.



"На бочке срезался"



Алексей Степанович Хлобыстов родился 23 февраля 1918 года в Рязанской губернии. Село называлось немного странно - Второе Захарово. Отец Алёши, Степан Федорович, уехал из дома на заработки в Питер - работал на Путиловском заводе. Когда началась гражданская война, он ушёл на фронт.

Умерла мать. Алёша и его старшая сестра Дуся остались одни. В деревне уже оплакали Хлобыстова-старшего, считая, что погиб на войне. Слухи о смерти Степана Федоровича, к счастью, не подтвердились: в 1922 году, тяжело раненный, но живой красноармеец Хлобыстов вернулся в домой.

Учитель Алексея, Иван Алексеевич Морозов, любил рассказывать о своем ученике: «В школу Алексей пошел с восьми лет. Подвижный, с блестящими голубыми глазами, с копной непокорных каштановых кудрей — таким он мне запомнился. Учился Алёша хорошо, и тройки были для него весьма неприятной редкостью. С детства Алёшу тянуло в синее небо. Любил парнишка запускать бумажных змеев, рисовать аэропланы, читать про летчиков — эта профессия в наши годы была окружена ореолом романтики».

В тот год, когда Алексей Хлобыстов окончил семилетнюю школу, умер отец. В Москве жила старшая сестра, Евдокия Степановна, и единственная дорога вела в столицу.

Источник фото

Он поступил на завод учеником электромонтера, освоил специальность, начал помогать сестре. Здесь, на заводе, стал комсомольцем. Был он общительным, дружелюбным, легко сходился с людьми, любил песни, шутки, и неудивительно, что на очередном отчётно-выборном комсомольском собрании избрали его комсоргом.

Источник фото

С комсомольской путевкой Алексей отправился в Ухтомский аэроклуб, был принят, отлично окончил его, а после аэроклуба (шёл 1939 год) его направили в Качинскую Краснознаменную авиационную школу.

Мечта о небе стала реальностью. Учился он настойчиво, трудолюбиво, потому что решил: если уж быть летчиком, то настоящим. В выпускном аттестате Хлобыстова отмечалось: «Среди товарищей пользуется большим авторитетом. Хороший общественник. Энергичен, требователен к себе. По лётной подготовке имеет следующие показатели: взлет — отлично, набор — отлично, развороты — отлично, посадка — отлично, боевые развороты — отлично, бочки — хорошо, иммельман — хорошо, осмотрительность — отлично. Целесообразно использовать летчиком-истребителем в строевой части».

О такой аттестации только мечтать можно, а Хлобыстов был недоволен.

— На бочке срезался, будь ты неладна, — сокрушался он в кругу товарищей. — Иммельман, согласен, труднее мне давался, но и он получался в полетах, и не раз получался. Досадно.


Боевое крещение


Источник фото
Началась война. С врагом лейтенанту Хлобыстову пришлось встретиться на Карельском перешейке, куда к этому времени перевели его часть. Алексей патрулировал в прифронтовой зоне.

Погода стояла ясная, солнечная, видимость, как говорят бывалые летчики, — "миллион на миллион". Вдруг он неожиданно увидел немного в стороне и ниже одинокий «юнкерс». Фашист неторопливо и уверенно, даже, пожалуй, нагловато шел над нашими позициями, высматривая цель.

Невесть откуда взявшийся «юнкерс» привел Хлобыстова в замешательство: он не ожидал столкнуться с врагом один на один. «Самоуверенно идет. Привык, видно, к безнаказанности», — подумал Алексей, а сам уже оценил отличную позицию для атаки, вспомнил слова инструктора: «Доворот, газ, сближение, прицел — очередь!»

Он довернул, рванул сектор газа до упора, бросил машину вперед и вниз и одновременно ударил длинной прицельной очередью. «Юнкерс» вздрогнул, качнулся, задымил и тут же завалился в штопор. Видимо, Алексей наповал убил пилота.

Вернувшись на аэродром, он посадил самолет, но пережитое волнение было так велико, что товарищи, поздравив его с боевым крещением, всё же решили отправить «именинника» в медсанбат: вид у него был откровенно больной.

— Грипп, что ли? — недоуменно спросил врач, посматривая на градусник: температура под тридцать девять.

Но это был «грипп» психологический. Уже на следующий день Алексей как ни в чем не бывало дежурил в самолёте и ждал команды на взлёт.

К сожалению, первый сбитый самолет упал за пределами контролируемой советскими войсками территории и не был официально зачтён молодому пилоту.

Советская система подсчета сбитых вражеских самолетов была самой строгой в мире. Воздушная победа должна была быть обязательно подтверждена, например, обнаружением остатков сбитого самолета или наблюдателями с земли. Но спустя неделю Алексею Степановичу всё-таки удалось записать на свой счёт сбитый самолет, на этот раз официально.


"Юнкерс" на советском аэродроме


Источник фото
Во время проверки мотора, когда испытания уже были завершены и самолёт Хлобыстова шёл на посадку, молодой лейтенант заметил два "юнкерса", готовых атаковать наши позиции.

Несмотря на их численное превосходство, лётчик пошел в атаку, и вскоре первый немецкий самолёт, загоревшись, упал в Ладожское озеро. Второму самолету, хоть и подбитому, удалось скрыться. За проявленные мужество и героизм младший лейтенант Алексей Степанович Хлобыстов был удостоен ордена Красного Знамени.

11 июля 1941 года в газете "Известия" вышла статья о 22-летнем герое. Она называлась «Подвиги сталинских соколов».

Запомнилась Алексею ещё одна встреча с «юнкерсом». На этот раз он не горячился, действовал осмотрительно. Но вдруг мелькнула озорная мысль: «А не попробовать ли посадить этого храбреца на наш аэродром? Добить я его всегда успею».

Гитлеровец уклонялся от боя, но Хлобыстов начал коротко постреливать для острастки. Наконец немецкий ас понял намерения советского летчика. Поразмышляв, что выбрать — смерть или плен, — он предпочёл последнее и повёл самолет на посадку.


"Внешность у меня подходящая - девушки засматриваются"



Источник фото
Рос счёт сбитым самолетам. И хотя воевал Хлобыстов недолго, его уже считали опытным воздушным бойцом. Хвалили его действия на разборах боевых вылетов, журналисты стали проявлять к нему интерес.

А он всё никак не мог забыть маленького конфуза на экзамене в училище. Возвращаясь как-то после утомительного и безрезультатного патрулирования, он, прежде чем зайти на посадку, вдруг, сам того не ожидая, крутнул несколько сложнейших фигур высшего пилотажа на виду у всех. Знай, мол, наших.

С изумлением наблюдал командир эскадрильи капитан Поздняков за непонятными манёврами своего друга-подчинённого.

— В кино, я понимаю, можно подобный цирк показывать, — вскипел капитан. — Но ты, надеюсь, не в актеры собираешься?

— После победы? А почему бы и нет? Внешность у меня, говорят, подходящая, да и сам вижу — девушки засматриваются. — Хлобыстов погасил улыбку. — Извини, настроение вдруг непонятное случилось.

— Извиняю. А повторится что-либо подобное — не обижайся, спрошу с полной строгостью. В авиации не только дисциплина, но и самодисциплина — вещь первостатейная. От нее и успех боя, и жизнь твоя и других зависит.

— Ох и любишь ты читать нотации, командир.

Они крепко дружили, а если летали парой,  понимали намерения друг друга с полунамёка. В эскадрилье их в шутку называли "Алексей-первый" и "Алексей-второй".

Осенью 1941 года Алексей Степанович был ранен и направлен в госпиталь. К тому моменту на его счету было уже три документально подтвержденных сбитых немецких самолета.


Шестеро против двадцати восьми



Главный бой Алексея Хлобыстова состоялся 8 апреля 1942 года.

Шесть советских истребителей патрулировали окраины Мурманска, ведущим шёл Поздняков.

— Командир, фрицы! — услышал он в рации голос Хлобыстова.

— Вижу, — хмуро ответил Поздняков. — Будем атаковать!

Источник фото

Пятнадцать бомбардировщиков Ю-87 под прикрытием пяти «мессершмиттов» шли с намерением пробиться к порту, где собралось много кораблей — и наших, и союзников.

Небольшой отряд Позднякова шёл со стороны солнца, командир решил использовать фактор внезапности и атаковать головной «мессер» на встречном курсе, в лоб. Увеличив скорость, Поздняков передал по радио Хлобыстову:

— Смотри за молодыми, я иду в атаку.

Атака была стремительной и огонь снайперским: «мессершмитт» задымился. Советские истребители устремились к бомбардировщикам, один «юнкерс» загорелся, остальные в растерянности принялись сбрасывать бомбы на сопки, стремясь выйти из боя.

В этот момент появилось еще восемь «мессершмиттов». Почти пятикратное превосходство — 28 самолетов противника.

В очерке К. Симонова «Русское сердце» (опубликован в «Красной звезде» 21 мая 1942 года) подробно описан этот воздушный бой:

«Снизу показался двухместный «Мессершмитт-110». Используя превосходство в высоте, Хлобыстов пошел за ним... Они шли над самой опушкой леса, впереди была сопка. И именно в ту секунду, когда привычное желание при виде горы впереди взять ручку на себя и вывести самолет вверх охватило его, — именно в эту секунду он решил таранить. Пойти вверх — значило выпустить немца».


Источник фото

Здесь все решали доли секунды, и Хлобыстов использовал время с завидным хладнокровием: догнав немца и определив расстояние практически до сантиметра, Алексей точно и резко ударил правым крылом по хвосту с чёрным крестом и рванул ручку на себя. «Мессер» врезался в сопку.

С подходом восьми «мессершмиттов» положение советской шестёрки стало критическим. Легко можно было предугадать следующие ходы противника: «мессеры» постараются рассечь группу или, наоборот, возьмут в огненное кольцо, а бомбардировщики ринутся к намеченной цели — к Мурманску.  Поздняков принял решение.

Капитан развернулся и повёл самолет в прямую атаку на головной «мессершмитт»: важно было лишить вражескую группировку командира и посеять панику. Возможно, немецкий ас даже не успел толком сообразить, что произошло: истребители сошлись на предельных скоростях, врезались друг в друга и рухнули на землю.

Воспользовавшись замешательством немцев, Хлобыстов передал по радио: «Принимаю команду на себя! Иду в атаку, прикрывайте мне хвост».

Самолет рванулся вперёд, навстречу двум немецким истребителям. Надо обладать особым мужеством, чтобы на бешеной скорости идти в лобовую атаку против двух самолётов врага. Алексей прикинул оставшееся расстояние, крепче вжался в кресло: «Если не отвернут — таран...».

Нервы не выдержали у них — отвернули. Вернее, сумел уйти в последнее мгновение левый, правый «мессер» тоже рванулся было в сторону, но опоздал: Алексей ударил его обрубленным крылом, и Ме-109, сделав несколько витков, врезался в вершины сосен.

Страшный удар потряс машину, но случилось невероятное: истребитель Хлобыстова не развалился, с трудом, но вышел из пике, выровнялся. В стане противника началась паника: немцы развернулись и бросились в бегство. Лётчики ждали решения Хлобыстова, и он передал по радио: «Идём на базу».

Удивляясь, что машина каким-то чудом держится в воздухе, Алексей зашёл на посадку и сумел удержать самолет.

Сохранилась фотография-документ: Алексей внимательно, видимо, продолжая недоумевать — «Неужели цел и невредим остался в такой передряге?» — рассматривает и ощупывает руками развороченное крыло своего самолета.

Источник фото

Один лётчик-истребитель, прошедший всю войну, так прокомментировал случай с Хлобыстовым:

— В наше время водить самоёет на первый взгляд было относительно легко: перед тобой ручка, двинешь ее вперёд — самолет пошёл вниз, назад, на себя — вверх, были хвостовые рули. Но пилотировать и сажать машину с сильно укороченным крылом — это задачка...

Думаю, лучше всего (и, наверное, так поступил Хлобыстов) накренить самолет на «здоровое» крыло, чтобы немного уравновесить подъемную силу под обеими плоскостями и худо-бедно дотянуть до аэродрома или пригодного для посадки «пятачка». Но, повторяю, все это дело чрезвычайной сложности. От лётчика требуется и высокий профессионализм, и хладнокровие, и мужество. И ещё, наверное, чуточку везения.

Источник фото

Корреспондент дивизионной газеты "За Родину" Александр Шевцов вспоминал: "Мы подбежали к самолёту. На крыло было страшно смотреть. Мягкий дюралюминий при ударе в концах закруглился, завился в причудливые завитки, напоминая большой диковинный цветок. Увидев нас, Алексей Хлобыстов показал на обломанную плоскость и с виноватой улыбкой сказал: "Смотри, какая розочка получилась".

Товарищи восхищались подвигом лётчика, совершившим в бою два тарана. А Хлобыстов отшучивался: "Ну что вы, товарищи, какое особое геройство... Это же моя работа, мой труд. Обычное дело. Не упускать же врага. Ну и рубанул. Одного - крылом по хвосту. А другой хотел меня сбить, да не успел, товарищи мои помешали. Он совсем рядом оказался. жалко ведь, если уйдёт. Пришлось и его рубануть. Крыло, конечно, сильно пострадало. А я, как видите, ничего".

На следующий день командир полка представил Алексея Степановича Хлобыстов к высшей воинской награде — звезде Героя Советского Союза. Об этом бое Алексей вспоминал с горечью: в сражении погиб его сослуживец и друг, Алексей Поздняков. Хлобыстов поклялся отомстить за друга.


Третий таран


Пока документы на Звезду Героя проходили по инстанциям, Хлобыстов совершил ещё один подвиг.

14 мая его звено вышло на перехват немецких бомбардировщиков. В начале боя машину Алексея Степановича атаковал истребитель прикрытия. Снаряды пробили мотор на машине старшего лейтенанта, а сам пилот получил ранение в руку и ногу. Но, несмотря на это, он не вышел из боя.

Хлобыстов, спасая товарища от атаки «мессера», направил свой горящий самолет в лобовой таран. И снова атака была удачной. Самого Хлобыстова, уже в почти бессознательном состоянии, выбросило из кабины. В последнюю секунду Алексей успел дёрнуть кольцо парашюта.

За ним приехали, чтобы отвезти в часть тело геройски погибшего товарища, и застыли в радостном изумлении:

— Дышит... Жив!..

Военный корреспондент Константин Симонов спросил у комиссара:

— А разве он не мог просто выйти из боя?

— Не знаю, — ответил писателю комиссар, — не знаю. Вот скоро выздоровеет, у него спросим. Наверное, скажет, что не мог. У него такой характер: он вообще не может видеть, когда от него уходит живой враг.

«Я вспомнил лицо Хлобыстова в кабине самолета, — заканчивает очерк "Русское сердце" К. Симонов, — непокорную копну волос без шлема, дерзкие светлые мальчишеские глаза. И я понял, что это один из тех людей, которые иногда ошибаются, иногда без нужды рискуют, но у которых есть такое сердце, какого не найдешь нигде, кроме России, — веселое и неукротимое русское сердце».

Хлобыстов пришёл в себя в госпитале. После выздоровления его отправили подлечиться и отдохнуть в санаторий Военно-Воздушных Сил.

Источник фото

Наконец наступил тот самый день: в Кремле Михаил Иванович Калинин произнес поздравительные слова и вручил ему орден Ленина и Золотую Звезду Героя Советского Союза.

Источник фото




С начала войны по 31 октября 1943 года Алексей Хлобыстов совершил 335 боевых вылетов, сбил семь вражеских самолётов лично и 24 в групповых боях.

Источник фото

В декабре 1943 года Алексей Хлобыстов и его ведомый Александр Калегаев не вернулись из полёта. Где погиб Герой Советского Союза, долгое время было неизвестно.


Дважды захороненный



В учётной карточке воинского захоронения авиаторов в поселке Мурмаши, где в годы войны располагался аэродром базирования, отмечено, что Хлобыстов похоронен в братской могиле.

Вероятно, мемориал Алексею Степановичу в Мурмашах был возведен по ошибке. Как это случилось?

Изначально имени Хлобыстова на мемориальной плите не было. В алфавитном порядке шли имена его однополчан, в том числе Героев Советского Союза Кайкова и Позднякова. Фамилия Хлобыстова появилась на добавочной, дополнительной плите внизу мемориала, которая была установлена, предположительно, в 80-90-х годах. Возможно, её появление было приурочено к какой-то круглой дате с целью увековечения памяти Героя. Официальных данных о захоронении лётчика не было.

Источник фото

В 2009 году грибники наткнулись на обломки самолета «Киттихок» (эти американские истребители использовались нашей армией во второй половине войны) неподалеку от Заозёрска, что в 100 км от Мурманска.

Источник фото


Поисковики отправились на место. Нашли несколько фрагментов с одним и тем же заводским номером - 1134. И останки лётчика. А потом несколько лет ушло на сбор всех обломков самолета и работу с архивами.

Рассказывает Владимир Чернышов, руководитель поискового отряда «Икар» из Заозёрска:

- Мы обнаружили в архиве Минобороны журнал учёта боевых потерь 20-го гвардейского истребительного полка, где служил Хлобыстов. Выяснили, что номер самолета - 1134 «Киттихок» - был закреплен за Хлобыстовым.

Источник фото

Нашли также протокол допроса пленного немецкого летчика Ганса Шмидта, где записано, что в первой декаде декабря 1943 года над линией фронта произошло столкновение двух «Киттихоков». Самолеты упали, взорвались и сгорели вместе с пилотами. Как раз в этом районе и проводили разведку Хлобыстов и его ведомый Калегаев. Кстати, обломки второго истребителя нашли тогда же - по другую сторону пролегающего неподалеку шоссе, но останки напарника героя, Александра Калегаева, отыскать не удалось.

Источник фото

70 лет спустя после гибели, в 2013 году, Хлобыстова похоронили на кладбище посёлка Мурмаши (21 км от Мурманска).

Именем Героя названы улицы в Мурманске и в Москве, морское рыболовное судно, школа в посёлке Килп-Ярв Кольского района Мурманской области. На улице его имени в Москве и на территории НИИ в Москве, где работал А. С. Хлобыстов, установлены бюсты Героя.

Мемориальная доска А.С. Хлобыстову на улице его имени в Мурманске. Источник фото

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...