воскресенье, 30 декабря 2018 г.

Кое-что о библиоквестах

Квест - (англ. quest) — один из основных жанров компьютерных игр, интерактивная история с главным героем, которым управляет игрок. Самое важное в игре - квесте  - это "обследование мира" и решение разных головоломок и задач в ходе этого обследования.

Сегодня квесты перестали быть деталью компьютерных игр. Их проводят в реальности по определенным правилам и сценарию организации, специализирующиеся на квестах, библиотечные, образовательные, культурные учреждения.

Квест в реальности — это развлекательная игра для команды из нескольких человек, как правило, в специально подготовленном помещении (квест-рум). Для прохождения квеста придется применить логику, ловкость, координацию, показать умение работать в команде.


Квесты разные нужны, квесты разные важны...


Каких только жанров нет сейчас в квест-индустрии!


1. Эскейп-рум, или "Как выбраться из комнаты".
Команда заперта в помещении. Используя многочисленные подсказки и вспомогательные средства (которые ещё нужно найти), участники должны за ограниченное время выбраться наружу. Обычно на это дается всего один час. такие библиоквесты с успехом проводят в "БиблиоНочь", запирая игроков в читальном зале или книгохранении.

2. Квест в реальности (живой квест). В отличие от классического эскейпа, здесь необязательно искать выход. Игроки могут спасать вселенную или защищать кольцо всевластия от посягательств темных сил. Выполняя задания, игроки проживают ситуацию максимально близко к сценарию. Это самый распространенный тип квестов. Можно проводить и в библиотеке, и в городе. Любимый сценарий - детективная история, поиск артефактов и сокровищ.

3. Квест-перформанс. Этот жанр подразумевает присутствие в комнате актеров, которые могут направлять игровой процесс в ту или иную сторону. Они могут помогать, или наоборот, мешать выполнять задания. Отличная идея для детских библиотек. Путешествуя по залам библиотеки, маленькие читатели встречают разных сказочных персонажей, которые дают задания и загадывают загадки.

4. Экшн - игра, или Спортивный квест. В этом жанре всевозможные полосы препятствий, погони, силовые задачи сочетается с необходимостью мгновенно решать логические задачи. Хороший вариант для квеста на открытом воздухе, например, в летнем читальном зале.

5. Морфеус-квест. Игра происходит в воображении. Всем игрокам завязывают глаза и не развязывают до конца квеста. Здесь, также как и в перформансе, присутствуют актеры и ведущий, которые помогают глубже вжиться в ситуацию. музыкальное или звуковое сопровождение помогают воссоздать атмосферу загадочности и таинственности.


А что в библиотеке?



Библиотечный квест – это игра для нескольких человек,  как правило, основанная на одном или нескольких художественных произведениях, имеющая сценарий, маршрут и определенные правила. Нередко библиотеками проводятся краеведческие квесты, где каждая остановка в маршруте соответствует памятному месту, достопримечательности города или населенного пункта. Такая игра в интересной форме по-новому рассказывает о городе и о краеведческой литературе.

А теперь немного теории.

Цель библиотечного квеста - продвижение книги и чтения креативными средствами.

Методика организации и проведения квеста в библиотеке:

1. Выбор идеи/темы квеста.
2. Разработка концепции игры, легенды.
3. Составление сценария, заданий
4. Определяется состав участников и сотрудников (инициативной группы), ответственных за маршруты.
5. Составляется общая карта игры, проводится окончательная редакция
6. Рекламирование квеста (устная реклама, листовки, афиша, индивидуальные приглашения, размещение объявления на сайте, в социальных сетях)
7. Внутреннее оформление помещения библиотеки в соответствии с выбранной темой.
8.  Проведение игры.

Библиоквест может проходить в форме театрализации, экскурсии, маршрута (в этом случае составляется маршрутный лист или карта) или объединять все названные варианты. Сюжет квеста (легенда) объединяет задания, героев, оформление. Итогом игры может быть составление карты, пазла, фразы, накопление баллов или артефактов.

Задания могут быть разноплановыми, в зависимости от объединяющей игру легенды:


• интеллектуальные (знание текста определенного произведения, разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса, детективной задачи, шифра);
• ориентировочные (найти подсказку, выход, маршрут на карте, место в книге);
• технические (собрать что-либо, например, макет, письмо, пазл);
• спортивные (допрыгнуть до чего-либо, попасть в цель, пройти сквозь «охранные лучи», не задев их);
• творческие (составить коллаж, нарисовать книжную обложку, сочинить стихотворение).

За успешное прохождение каждого этапа команда получает ключ к разгадке: ключевое слово, артефакт, фрагмент пазла, возможно начисление баллов.


Мобильные технологии - в помощь квесту



Большую помощь при проведении квестов могут оказать мобильные устройства (смартфоны и планшеты). Некоторые задания для квеста можно представить в виде командных викторин. Хорошо для этого подойдут сервисы для создания мобильных викторин с функцией командной игры. Вот некоторые из них.

Kahoot – сервис для создания викторин с выбором правильного ответа на мобильных устройствах. Можно также создать игру с заданием расположить элементы в определенном порядке; обсуждение и голосование. На одну команду нужно всего одно мобильное устройство.

Как это работает?
  • Создаем опрос (тест) с возможностью добавления фото и видео; определяем, какой из ответов верный, назначаем очки за правильный ответ, определяем количество времени на обдумывание. Далее сохраняем игру и получаем номер виртуальной комнаты (его генерирует сервис).
  • Демонстрируем задание через проектор на экран в классе.
  • Команды заходят с мобильных устройств в виртуальную комнату и присоединяются к игре. На экране их мобильных устройств отображаются варианты ответов. Идет обратный отчет времени.
  • На общем экране после ответа на вопрос выводится рейтинг команд, которым за правильное выполнение задания и быстроту присваивается определенное количество баллов.


На сайте сервиса собраны игры и викторины по разным темам и предметам. Можно не только демонстрировать викторины, созданные в своём аккаунте, но и воспользоваться материалами других пользователей сервиса.

Инструкция по работе в сервисе здесь.

Quizizz – простой сервис для создания мобильных опросов. Библиотекарь создает тест или викторину на своём компьютере, а участники могут отвечать на вопросы со своих мобильных устройств. Очки начисляются за правильные ответы. Участники могут присоединиться к викторине, перейдя по ссылке и введя код игры. У каждой команды должен быть один смартфон.


Все команды получают одинаковые задания, но каждая из них на своём мобильном устройстве увидит случайную последовательность вопросов и будет работать с тестом в своем темпе. На дисплее участника появляется весь вопрос с изображением, которое при желании можно увеличить, и символы ответов.

Если игра идет онлайн, можно вывести на экран рейтинг участников игры. С октября 2016 года сервис русифицирован.

Поиграть можно здесь. Код игры: 907747. Игра доступна до 12 января 2019 года.

Socrative - онлайн-сервис для создания опросов и викторин. Есть возможность командного проведения игры. Участники отвечают на вопросы тестов на своих ноутбуках, планшетах или смартфонах, перейдя на сайт, введя свои имена и код виртуальной комнаты. Каждая команда работает в своём темпе, отвечая на вопросы теста.

Система позволяет отслеживать в реальном времени, сколько человек уже закончило работу и сколько дано правильных ответов. В викторину можно добавить три типа вопросов:
- вопрос с выбором правильного ответа;
- вопрос “Правда или ложь?”;
- вопрос, требующий короткого ответа.


Хотите сыграть? Чтобы присоединиться к викторине, нужно:
1. Зайти на сайт: https://b.socrative.com/login/student/
2. Ввести код игры: ML220L8P, нажать «Join Room»
3. Внести своё имя в список участников, нажать «Done»


QR-коды и квесты


В помощь участникам квестов пригодятся подсказки. Они могут быть:
– на страницах книги, по которой проводится игра;
– на полке определенного книжного стеллажа;
– на специально подготовленной выставке;
– в каталоге, карточном или электронном;
– в специально сделанных файлах/презентациях на компьютере;
– в интернете;
– помощь библиотекаря (дополнительные вопросы, загадки и т. д.);
– на листках с QR-кодами (QR-код — графическая картинка, в которой закодирован небольшой информационный фрагмент, распознаваемый современным мобильным устройством);


QR-код («быстрый отклик») был разработан в 1994 году для сохранения большого объема информации на небольшой площади поверхности. Это графическая картинка, легко распознаваемая мобильным устройством, оснащенным фотокамерой со специальным установленным программным обеспечением, в котором может быть закодирован информационный фрагмент, например, ссылка на сайт с более подробной информацией.

Вот несколько идей, как можно использовать QR-коды в библиотеке.

Можно разместить указатели в виде QR-кодов, открывающие информацию о конкретном писателе или литературном событии, о наиболее читаемых авторах и комментарии самих читателей.

Можно размещать QR-коды в любом месте библиотеки для бесплатного скачивания на  мобильные устройства книг или отрывков из них.

Можно оживить библиотечные инсталляции (например, использовать QR-коды со ссылками на видеоролики на Youtube с фрагментами выступлений авторов произведений, мнениями читателей, экранизациями).

Можно размещать QR-коды со ссылками на веб-сайт библиотеки или видеоролик о ней на стеллажах, на окнах или даже... на полу.

А еще можно провести с подростками-читателями библиотеки детективную игру с QR-кодами.

Как создать QR-код? В Сети достаточно большое количество сайтов, которые позволяют это сделать: можно создать строгий черно-белый, можно более легкомысленный – цветной, обычный или динамический (можно редактировать при изменении информации). Принцип создания кода простой:

1. Задайте, что именно вы хотите «зашить» в QR-код: URL, текст, телефонный номер или SMS. От данного выбора зависит что программа-сканнер вашего телефона будет делать с полученной информацией после сканирования: открывать браузер, звонить или открывать программу редактирования SMS-сообщений.
2. Введите данные.
3. Сгенерируйте код нужного размера и цвета.

Вот несколько сайтов для генерации QR-кодов:


Чтобы распознавать коды, необходимо установить на смартфон одну из программ для считывания кодов. Далее открываем программу, наводим камеру телефона на код. Камера смартфона будет сканировать QR-код, а программа распознает код и выполнит зашитое в коде действие.

Примеры программ:

Пример квеста с использованием QR-кодов – «Детективное расследование о кладе Стеньки Разина», представленное на портале «ВикиСибириаДа». Цель игры - найти в Волгограде место, где зарыты сокровища Стеньки Разина. 

Сценарий игры:
- Из предложенных трех опергрупп "следователей" выбрать для себя одну и присоединиться к ней.
- Прочитать "показания" первых трех свидетелей (исторических и ныне живущих), предложенных группе в виде QR-кода.
- Выбрать свое направление для поиска и следовать к выбранному объекту, используя Google-карту "Детективное расследование" и отмечая по пути в Twitter свое передвижение (указывая улицы, памятники, интересные архитектурные строения, ярких людей, происходящие на улицах Волгограда события) с хэштэгом #klad.
- "Дойти" по Google-карте до выбранного группой места и найти там плакат с QR-кодом, который укажет результат поисков. Если группа ошиблась в выбранном направлении, то необходимо "заслушать" новые свидетельские показания второй группы "свидетелей" и проследовать к следующему выбранному объекту.
- Найти указанное место "клада", зарытого ранее Стенькой Разиным в черте г.Царицын (ныне - г.Волгоград).



Аудиквесты от izi.travel



С помощью мобильных устройств читатели библиотеки могут поучаствовать в квесте, созданном на платформе izi.travel. Она позволяет мастерить интерактивные туры и виртуальные экскурсии с функцией «Квест», есть ещё одноименное приложение для мобильных устройств, позволяющее загружать туры и квесты на мобильное устройство и проходить их в любое время и без подключения к сети Интернет.

Аудиогиды izi.travel используют технологию GPS, которая автоматически определяет положение слушателя или объект, которым он интересуется, и воспроизводит необходимый фрагмент. Обычно квест состоит из нескольких аудиофрагментов. Фрагменты привязываются к схеме (карте) осматриваемой местности. Работа на платформе бесплатна, можно создавать любое количество экскурсий и квестов, есть возможность приглашать по электронной почте других авторов для совместной работы.

Участники будут путешествовать по маршруту с аудиогидом, установленным на смартфоны. При подходе к определенному месту аудиогид дает задание – вопрос викторины. Если получен верный ответ, открывается следующая точка на карте, к которой участники будут двигаться. Весь квест разделен на сегменты (этапы прохождения тура). Изначально в мобильном приложении все сегменты, кроме стартового, скрыты от пользователя. По мере выполнения заданий - ответов на вопросы или нахождения скрытых точек - участнику будут открываться очередные сегменты квеста и начисляться баллы. И так до финальной точки. Пройдя весь квест, пользователь получит на мобильном устройстве статистические данные о прохождении.

Для создания квеста надо определить сегменты и наполнить их содержанием. Каждая точка квеста задается на карте. Определяется ее триггер-зона, в которой будет запускаться аудиоистория, связанная с этой точкой на карте и рассказывающая о достопримечательностях и памятных местах, которые участники видят вокруг.


Аудиофрагменты и текстовые блоки  привязываются к точке на карте. Также в аудиогид можно добавить фотографии достопримечательностей города или небольшое видео.

Редактор аудиоквеста

Мессенджеры и квесты



Еще один вариант создания живого квеста – использование мессенджеров (Whatsapp, Viber). Ключевые возможности мессенджеров, которые можно задействовать в игре:
• работать в группах
• отправлять и получать мгновенные сообщения
• отправлять изображения
• отправлять видео
• отправлять аудио
• отправлять документы (до 100 МБ)

Например, можно предложить командам поучаствовать в краеведческом квесте в виде путешествия с остановками. В качестве остановки выбирается какое-либо учреждение или здание. И задание, которое выполняется командами на этой остановке, тематическое. Например, на остановке «Банк» – задание на тему «Деньги», на остановке «Школа» – онлайн-викторина по школьным предметам. Возле памятника героям Великой Отечественной войны участники могут записать видеодекламацию стихотворений. Возле детского сада можно создать и отправить аудиозапись детской песенки.

Команды на протяжении всего маршрута координируются через так называемый «Центр». Рядом с командами - «Навигаторы», которые корректируют траектории участников. Для участия в игре достаточно одного мобильного устройства на команду, на которое заранее установлено приложение-мессенджер. Представитель «Центра» остаётся в помещении и координирует перемещение команд – присылает задания, принимает фотоотчёты с места, ответы на викторины...

Каждый пункт назначения зашифрован в QR-коде или отправляется по Whatsapp. На каждой остановке команда должна сфотографироваться и прислать фото. За каждое выполненное задание на этапе команда получает баллы. В случае затруднения команде предлагаются подсказки. За подсказку снимается один балл, за неверный ответ – 2 балла.

Квест может быть не только поисковым, но и познавательным: в процессе перемещения по маршруту «Навигаторы» могут знакомить их с историей города и городскими легендами.

Каким образом закончить занятие? Например, в каждой точке участники получают фрагмент QR-кода. И после прохождения всех этапов им предстоит сложить этот код и расшифровать его. В этом коде зашифрован текст-подсказка, координаты конечной точки или местонахождения клада.


Квесты с помощью С WallaMe



С помощью мобильных приложений можно создать квест по библиотеке или учебному заведению. Для этого используем сервис дополненной реальности Walla.me

Как утверждают разработчики, с Walla.me можно делиться секретными сообщениями с другими, превращая весь мир в чистый холст. Для начала нужно скачать и установить приложение на мобильный телефон. Направьте камеру вашего телефона на глухую стену и напишите или нарисуйте сообщение на экране и поделитесь им с другими. Ни один случайный прохожий даже не узнает, что сообщение есть. Эти надписи и рисунки видны только при сканировании приложением Walla.me. Чем не отличная идея для квеста? Тестирование приложения можно увидеть здесь.



Веб-квесты



Следующим этапом развития интерактивных игровых технологий стало создание веб-квестов. Веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Главная особенность веб-квеста в том, что читатели (пользователи, участники квеста) работают со страницей в интернете, на которой размещены задания, задействуя информационные ресурсы библиотеки и других сайтов. Время прохождения квеста от 1 часа или дня (краткосрочный квест), до месяца (долгосрочный квест). Задания для веб-квеста могут быть различными: творческими или на знание определенных фактов. В библиотечной деятельности можно использовать такие формы:

1.    Пересказ или фанфикшн - любительское сочинение по мотивам литературных произведений, например продолжение известной сказки, экранизация произведений, презентация, плакат по мотивам книги.
2.    Компиляция – сопоставление информации из разных источников: составление ленты времени, литературного маршрута, эпохи.
3.    Аналитический поиск и анализ информации – например, выявление литературных памятников, незаслуженно забытых произведений через создание совместных презентаций, инфографики.
4.    Детектив, головоломка, таинственная история – поиск решения на основе сопоставления фактов.
5.    Журналистское расследование – исследование на основе разделения мнений и фактов.

И опять немножко теории.

Структура веб-квеста:
•   Вступление, где четко описаны главные роли участников (например, «Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия»), сценарий квеста.
•   Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо.  Результат должен быть четко определен (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить).
•    Список информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания.
•    Описание этапов квеста, которые должны пройти участники.
•    Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию).
•    Описание критериев оценки веб-квеста.

Чаще всего для веб-квестов выбирают сайт Google Сайты. Всё дело в простоте, быстроте и бесплатности: просто перетаскивайте элементы на экране, а оформление автоматически адаптируется к созданной структуре, можно добавить текст, изображение, видео, встраиваемые объекты (карты, презентации). Самый большой плюс – возможность совместной работы над сайтом.

Пример – квест «По следам капитана Гранта».

Почти все задания квеста здесь были оформлены с помощью сервиса LearningApps. Во-первых, это  огромный выбор различных шаблонов, с помощью которых можно создавать интересные задания (тест, кроссворд, игра в слова, пазлы), а во-вторых, этот сервис позволяет добавлять ссылку на прохождение следующего этапа или ключевое слово.

Первый этап квеста представляет собой материал, рассказывающий об авторе – Жюле Верне и произведении  – “Дети капитана Гранта”. В материале, изложенном на странице, содержатся определенные подсказки для выполнения второго задания. Кроме того, в конце страницы даются ссылки на произведение и сайты, где расположены материалы, использованные при подготовке задания. В конце страницы ребятам предлагается “ударить в рынду” и открыть задание.


Решив задание, можно получить заветное слово и ссылку на Второй этап прохождения квеста. Итог квеста – собрать все ключевые слова и отправить их организаторам с помощью Google-формы.


А теперь подробнее о создании заданий. Сервис LearningApps предназначен для создания различных игр, викторин, кроссвордов на основе шаблонов. Всего 20 шаблонов, в сервисе можно создавать викторины, сортировку картинок, заполнение пропусков, видеовикторины, кроссворды, игры со словами (Виселица), игру «Кто хочет стать миллионером», пазлы и игры на карте.

Для работы в сервисе необходимо его русифицировать (нажать на соответствующий флажок в верхнем правом углу) и зарегистрироваться. Далее нажимаем “Новое упражнение” и из предложенного каталога шаблонов выбираем нужный. В шаблон вписываем вопросы, пояснения к ним и варианты ответов. Интересно, что вопрос викторины или кроссворда можно представить не только в виде текста, но и с помощью изображения, аудио и видео. В разделе «Обратная связь» размещаем ключевое слово или ссылку на новый этап квеста. Они будут показаны, если задание решено верно.


Инструкция по работе в сервисе - здесь.

А вот ещё один похожий квест - «Там, на неведомых дорожках» - по сказкам.


Мини-квесты



Небольшой веб-квест можно сделать с помощью программы PowerPoint. Например, игру по творчеству Н.М. Карамзина. Задача: отвечая на вопросы викторины, собирать ключевые слова, из которых потом можно было бы собрать высказывание в уже знакомом сервисе LearningApps.




Как сделать такую игру? С помощью гиперссылок и внутренней навигации на слайдах. Гиперссылки ведут на место в документе, а точнее, на слайд, где указано, верный ответ или нет. В случае верного ответа рядом указывается и ключевое слово.

Как сделать гиперссылку? Выделяем нужный ответ, щелкаем правой клавишей мыши и в контекстном меню выбираем «гиперссылка», далее – «место в документе» и указываем номер слайда с верным-неверным ответом. С помощью гиперссылки можно настроить и навигацию «назад», чтобы вернуться и еще раз ответить на вопрос.



Квесты на плакатах



Еще вариант – использовать для квеста сервисы для создания интерактивных плакатов. Интерактивный плакат – изображение, на котором нанесены так называемые «горячие точки» (метки). При нажатии на них появляется окно с дополнительной информацией или заданиями для участников. В сервис можно загрузить карту квеста (карту сокровищ, схему маршрута). А затем размещать на этой карте метки с заданиями. Самый удачный сервис для этого - Genially.


Щелкая по меткам на карте, участники выполняют задания. К каждой метке можно прикрепить ссылку на викторину или игру из LearningApps. Если задание решено правильно, участник получит ключевое слово и щелкает по новой метке. Из собранных слов нужно составить высказывание.

Все плакаты создаются бесплатно. К меткам на карте можно добавить любой контент: тексты, видео, аудио, встроенные объекты по коду. В сервисе много шаблонов для меток по цвету, размеру, ко всем объектам на карте можно добавить анимацию.

Подробная инструкция для создания интерактивного плаката - здесь.


Анимированные квесты



Моя последняя находка - сервис Learnis – инструмент для генерации анимированных веб-квестов с сюжетом «выйди из комнаты» (Эскейп-рум).

Для создания квеста всего-то и надо, что придумать задания и оформить их в виде изображений (например, в PowerPoint сохранить как картинку). Теперь выбираем обстановку квеста (доступно 6 локаций). Загружаем задания. Получаем код и переходим к квесту.


Получилось вот что. Сложив по порядку цифры, можно получить код для открытия двери.



И в заключение - где же всё-таки брать идеи для веб-квестов? Можно заглянуть в эту копилку библиотечных веб-квестов. Возможно, нужный сценарий ждёт Вас именно там. Успехов в работе!

4 комментария:

  1. Большое спасибо, Марина. Увлеклась квестами, собираю в папку изюминки, ваша информация ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ ценная. Прячу в папку и буду внедрять. Благодарю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за добрые слова! Надеюсь, информация будет Вам полезна.

      Удалить
  2. Ответы
    1. Алла Викторовна, Вам спасибо за внимание к блогу. Здорово как у Вас получилось! С большим удовольствием прочитала. Отличная работа. :)

      Удалить

Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!

- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.

Заранее спасибо!

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...