![]() |
Владимир Тендряков. Источник фото |
В декабре 2013 года исполняется 90 лет со дня рождения Владимира Тендрякова. К юбилею Вологодская областная юношеская библиотека, которая носит его имя, проводит конкурс творческих работ "Владимир Тендряков сегодня" и межрегиональную научно-практическую конференцию «Владимир Тендряков в XXI веке».
Один из рассказов писателя называется необычно для военной прозы - "Донна Анна". Вот его прочтение студентом Сант-Петербургского электротехнического университета, нашим читателем Демидом Рабчевским.
Один из рассказов писателя называется необычно для военной прозы - "Донна Анна". Вот его прочтение студентом Сант-Петербургского электротехнического университета, нашим читателем Демидом Рабчевским.
***
Рассказ Владимира Тендрякова "Донна Анна" вызывает странные мысли, и несмотря на кажущуюся простоту (а может, именно благодаря ей), заставляет задуматься и примерить на себя происходящее.
Кто главный
герой? По-моему, это не рассказчик – младший сержант Володька Тенков, а его
приятель - младший лейтенант Ярослав Галчевский. Они познакомились «по пути на
фронт в эшелоне».
Ярик Галчевский
- своеобразный "газетный человек", «кипятящийся без нужды». Все, что он знал о жизни, почерпнул из прочитанных книг и газет, из революционных
и военных фильмов. Его сознание и мировоззрение
было отштамповано агитками, пропагандистскими фильмами вроде "Если завтра
война" и «Мы из Кронштадта», громкими газетными заголовками.
Он фанатично
любит Блока - апологета революции. При
этом «испепеляюще» ненавидит Есенина. «Мещанин! Люмпен! Кабацкая душа! Быть
нытиком во время революции!».
Естественно,
Галчевский плохо представлял, что такое действительный героизм, что такое
реальные человеческие взаимоотношения, и видел все это как бы на фоне очередной
киноленты или же в тексте очередной газетной статьи.
Именно поэтому он так
запросто расстрелял своего командира роты лейтенанта Мохнатова, веря, что лишь
решительный удар может исправить положение, а Мохнатов - просто трусит. «Вы
подлый трус! Вы шкурник! Вы изменник Родины, Мохнатов!» - сказал он человеку,
который вопреки приказам свыше не начинал наступление на птицеферму: «Никак
невозможно… Убийство будет, наступление – нет. У своих же окопов ляжем».
Человеку
свойственно матричное мышление, каким бы культурным он ни был. Один из его
признаков - вписывание себя в исторический контекст, глядя на себя со стороны,
попытка перемножить свою жизнь на уже заготовленную матрицу, подставив в нужные
функции нужные значения, и получить очередной, еще более запутанный штамп -
план дальнейших своих действий. Если разрушить хотя бы один элемент матрицы -
произведение не получится и человек потеряется.
Именно это и
случилось в конце концов с Галчевским, который, подняв роту в бой, осознал, что
война - не перемещение бессмертных бумажных человечков по поверхности стола. «…приближался
младший лейтенант Галчевский, нес с собой огонь». «Всех на смерть, а сам – жив!».
В бессмысленной атаке на птицеферму погибло больше ста человек.
Ярик лихорадочно
пытался откреститься от всего, что составляло его прежнее мировидение - в
частности, от того же фильма "Если завтра война». «И вдруг закричал
рыдающе, тем же голосом, каким звал роту в атаку: «Убейте меня! Убейте его!..
Кто ставил «Если завтра война!».
Заканчивается
рассказ сценой расстрела Ярослава Галчевского как врага Родины. «И заплескался в лунной степи его звенящий
голос: «Я не враг. Мне врали! Я верил!».
Закономерный
вопрос: «Все герои рассказа – люди одного поколения, росли в одинаковых
условиях и в силу относительного отсутствия культурного разнообразия видели
одни и те же фильмы, получали одно и те же наставления. Почему же ровесники
Галчевского - и Мохнатов, и Тенков – ведут себя на войне по-другому? Почему лейтенант
Мохнатов не ведет роту в атаку, слепо выполняя приказ командования? Почему
Тенков не обвиняет его в трусости и предательстве?
Возможно, Галчевский,
фанатично веря в газетные лозунги тех лет, не смог так скоро и безболезненно с
ними расстаться, столкнувшись с реальной жизнью на войне. Возможно, Мохнатов и
Тенков были умнее по способности трезво оценивать ситуацию, в которой оказались
в военное время.
А что будет с моим поколением, если "завтра война"? Сотни нынешних газетно-мониторных солдатиков двинутся, взяв в руки оружие, на таких же газетно-мониторных солдатиков врага? И когда они потерпят крах матрицы, призмы, через которую видят окружающий мир сейчас? Об этом стоит задуматься....
Иллюстрации к рассказу и макет обложки Демида Рабчевского
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.
Заранее спасибо!
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.