Роста, Петушинка, Нагорное, Лыжная база, Озерки... Всё это названия мурманских микрорайонов, в прошлом - отдельных посёлков вокруг нашего города.
Почему покрытые брезентом дома в Росте называли "Ситцевым посёлком"? Где в Мурманске находится самый длинный жилой дом России? Что такое "варница", давшая название Варничному посёлку? Обо всём этом узнаем, прогулявшись по улицам нашего города.
В довоенном "Географическом словаре Кольского полуострова" читаем: "Роста - селение Мурманского горсовета. На восточном берегу Кольского залива, у устья реки Росты, в 7 километрах к северу от Мурманска. Возникло в 1920 году. По переписи 1926 года - 18 человек".
В 1920 году в Росте было всего 6 домов. Бурное строительство началось здесь в 30-е годы: на строительство крупнейшего в СССР судоремонтного завода Главсевморпути прибыло около 20 тысяч человек. Поначалу они жили в палатках, а затем расселились по баракам и домам. По воспоминаниям старожилов, возле домов часто охотились на куропаток, а то и на песцов.
Барак в поселке строили за 5 суток. Дощатые, обтянутые снаружи брезентом, эти длинные приземистые строения разделялись на две секции с отдельными входами. В каждую секцию, отгораживаясь друг от друга занавесками, вселялось по нескольку семей. В народе это место называли Ситцевым посёлком. Ситцевый посёлок располагался на месте современного спорткомплекса "Авангард".
В 1937 году к Росте протянули железнодорожную ветку. Теперь в Мурманск можно стало ездить на электричке. Тогда же начали прокладывать и шоссейную дорогу.
Мало кто помнит, что вода в реке Роста была чистой, в ней водились кумжа и форель. На реке построили лодочную станцию, а в теплое время здесь загорались и купались.
3 октября 1998 года в Росте установили памятный знак с надписью: "Первостроителям судоремонтного завода "Севморпуть" и поселка Роста".
Петушинка - район от Кольского залива до Жилстроя. Возник как поселок в 1917 году, активно строился в 20-х. Жили здесь рабочие лесопильного завода тарного комбината, судоремонтники верфи и строители треста "Главмурманрыбпром".
Неудобств здесь было немало. Поначалу в поселке не было ни одной водоразборной колонки, и надо было ждать, когда воду подвезут на автомашине и продадут (ведро - две копейки). Магазинов в поселке тоже не было.
Почему Петушинку так назвали?
Поселок Петушинка получил свое название от мыса Петушихин. Тот стал так называться в середине 16 - начале 17 веков, возможно, потому, что в то время в этих местах в изобилии водились куропатки. Весной над заливом раздавалась их звонкое пение - это куропатки (их называли петухами) токовали.
В 1937 году поселок Петушинка переименовали: он стал называться Пригородным.
Интересно, что дом возводился в 1984 году, чтобы сохранить в памяти мурманчан тип застройки, характерный для Мурманска 20-30-х годов. Это почти точная копия знаменитого дома, построенного в 20-х годах на улице Ленинградской, который в годы войны называли "Синий платочек". Здесь перед уходом на фронт прощались фронтовики. В скромной обстановке (тумбочка, патефон, пластинка с песней "Синий платочек" К.Шульженко) бойцы присаживались к столу, вели прощальные беседы, поднимали чарку "на посошок" и слушали полюбившуюся песню.
Почему покрытые брезентом дома в Росте называли "Ситцевым посёлком"? Где в Мурманске находится самый длинный жилой дом России? Что такое "варница", давшая название Варничному посёлку? Обо всём этом узнаем, прогулявшись по улицам нашего города.
Брезентовые дома в Ситцевом посёлке
В довоенном "Географическом словаре Кольского полуострова" читаем: "Роста - селение Мурманского горсовета. На восточном берегу Кольского залива, у устья реки Росты, в 7 километрах к северу от Мурманска. Возникло в 1920 году. По переписи 1926 года - 18 человек".
В 1920 году в Росте было всего 6 домов. Бурное строительство началось здесь в 30-е годы: на строительство крупнейшего в СССР судоремонтного завода Главсевморпути прибыло около 20 тысяч человек. Поначалу они жили в палатках, а затем расселились по баракам и домам. По воспоминаниям старожилов, возле домов часто охотились на куропаток, а то и на песцов.
![]() |
Строительство судоремонтного завода. 1937 год. Источник фото |
Барак в поселке строили за 5 суток. Дощатые, обтянутые снаружи брезентом, эти длинные приземистые строения разделялись на две секции с отдельными входами. В каждую секцию, отгораживаясь друг от друга занавесками, вселялось по нескольку семей. В народе это место называли Ситцевым посёлком. Ситцевый посёлок располагался на месте современного спорткомплекса "Авангард".
![]() |
Посёлок Роста. 1938 год. Источник фото |
В 1937 году к Росте протянули железнодорожную ветку. Теперь в Мурманск можно стало ездить на электричке. Тогда же начали прокладывать и шоссейную дорогу.
Мало кто помнит, что вода в реке Роста была чистой, в ней водились кумжа и форель. На реке построили лодочную станцию, а в теплое время здесь загорались и купались.
3 октября 1998 года в Росте установили памятный знак с надписью: "Первостроителям судоремонтного завода "Севморпуть" и поселка Роста".
![]() |
Памятный знак "Первостроителям судоремонтного завода "Севморпуть" и поселка Роста". Источник фото |
Почему Петушинку назвали Петушинкой?
Петушинка - район от Кольского залива до Жилстроя. Возник как поселок в 1917 году, активно строился в 20-х. Жили здесь рабочие лесопильного завода тарного комбината, судоремонтники верфи и строители треста "Главмурманрыбпром".
![]() |
Петушинка. 1930-е годы |
Неудобств здесь было немало. Поначалу в поселке не было ни одной водоразборной колонки, и надо было ждать, когда воду подвезут на автомашине и продадут (ведро - две копейки). Магазинов в поселке тоже не было.
Почему Петушинку так назвали?
Поселок Петушинка получил свое название от мыса Петушихин. Тот стал так называться в середине 16 - начале 17 веков, возможно, потому, что в то время в этих местах в изобилии водились куропатки. Весной над заливом раздавалась их звонкое пение - это куропатки (их называли петухами) токовали.
В 1937 году поселок Петушинка переименовали: он стал называться Пригородным.
![]() |
Петушинка. 1975 год. Источник фото |
![]() |
Петушинка. 1975 год. Источник фото |
Музей-ледокол
5 мая 2009 года первый в мире атомный ледокол "Ленин" встал на вечную стоянку около морского вокзала в Мурманске. И стал музеем.
Проект атомохода разрабатывался в Ленинграде в 50-х годах. В его создании участвовали более 500 предприятий и организаций со всей страны. Атомоход был построен в рекордно короткие сроки – всего три года и три месяца.
На него водили экскурсии, ещё когда он строился. Среди гостей был главный строитель-конструктор ледоколов из США. Он задавал много вопросов. Ведь при постройке «Ленина» использовали новые технологии, многие из них под «грифом секретности». Вернувшись в Америку, конструктор заявил, что атомоход долго не проплавает. «Ленин» же ходил в море 30 лет, на пять лет больше, чем изначально предполагалось.
3 декабря 1959 года атомоход был принят в эксплуатацию. Эту дату считают Днем рождения атомного ледокольного флота.
![]() |
1960-е годы. Источник фото |
В 1989 году атомоход «Ленин» совершил свой последний рейс в Арктику. Всего за 30 лет работы он прошел 654 400 миль (560 600 из них — во льдах) – это тридцать кругосветок по экватору. Провел 3740 судов.
Памятник погибшим мурманским портовикам устанавливали дважды
Обелиск погибшим портовикам стал первым памятником героям тыла в нашем городе.
Открыт он был вскоре после окончания войны, 2 июля 1945 года, в день 30-летия Мурманского торгового порта. Перед управлением порта тогда установили шестиметровый четырехгранный обелиск с надписью: "Портовикам, погибшим от вражеских бомбардировок порта в период Великой Отечественной войны". На мемориальной доске были перечислены имена 83 погибших.
6 ноября 1967 года на площади у морского вокзала в честь подвига портовиков открыли новый монумент. Одиннадцатиметровая стела выполнена по проекту скульптора Г.А. Глухих и архитектора А.Ф. Антонова.
![]() |
Сквер у морского вокзала. Памятник погибшим портовикам. 1970-е годы. Источник фото |
Роль Мурманского порта в военные годы была огромной. Несмотря на постоянные налеты вражеской авиации, порт ни на день не прерывал работу. Сюда непрерывным потоком шли союзнические конвои. За 1941 - 1945 годы портовики разгрузили свыше 300 транспортов, переработали более 2 миллионов тонн грузов.
Самый длинный жилой дом России находится в Мурманске
Кольский проспект - самая длинная улица города. Первое название - Кольское шоссе, в проспект улица переименована в октябре 1974 года. Первоначально шоссе застраивалось двухэтажными восьмиквартирными домами из деревянного бруса. Первые каменные новостройки появились здесь только в середине 70-х годов.
![]() |
Кольский проспект. 1979 год. Источник фото |
![]() |
Кольский проспект. 1980 - 1985 годы. Источник фото |
![]() |
Кольский проспект. 1988 - 1991 годы. Источник фото |
На проспекте много примечательных зданий. Одно из них - деревянный терем недалеко от остановки "Улица Капитана Пономарёва" - двухэтажный дом с башенкой и резными деталями фасада. В тереме размещалось областное управление лесного хозяйства, а называли его "Дом леса".
![]() |
Дом леса. 1985 - 1988 годы. Источник фото |
Интересно, что дом возводился в 1984 году, чтобы сохранить в памяти мурманчан тип застройки, характерный для Мурманска 20-30-х годов. Это почти точная копия знаменитого дома, построенного в 20-х годах на улице Ленинградской, который в годы войны называли "Синий платочек". Здесь перед уходом на фронт прощались фронтовики. В скромной обстановке (тумбочка, патефон, пластинка с песней "Синий платочек" К.Шульженко) бойцы присаживались к столу, вели прощальные беседы, поднимали чарку "на посошок" и слушали полюбившуюся песню.
![]() |
Кольский проспект. 1990 - 1992 годы. На дальнем плане в центре - Дом леса. Источник фото |
На Кольском проспекте находится самый длинный жилой дом в России. Его длина 1488 метров. Он один составляет целый микрорайон - 305. Начинается на пересечении Кольского проспекта и улицы Беринга, а дальше извивающейся лентой располагается вдоль Кольского шоссе. Спроектировала это уникальное здание архитектор Александра Расторгуева. Форма дома была выбрана неслучайно: она позволяет обеспечивать надежную ветрозащиту.
По данным "Википедии", мурманский дом находится на 12 месте в списке самых длинных сооружений в мире.
Почему микрорайон Варничный так называется?
Микрорайон Варничный обязан своим названием сопке, на склонах которой и разместился, сопка - ручью, огибающему её, а ручей - мысу на берегу Кольского залива.
Почему мыс Варничный?
Название мыса происходит от слова «варница» (выварка соли из морской воды). В 1575 году Яков и Григорий Аникиевичи Строгановы поставили здесь солеварню. В 1579 Семен Аникиевич Строганов «с племянники» передал «на помин души» своего родителя Печенгскому монастырю все солеварные заведения, в том числе и эту. К середине XVII века солеварение было прекращено.
В 1925–1927 на месте варницы была построена тралбаза Мурманского промыслового флота, позднее эта территория закрепилась за Мурманским морским рыбным портом.
![]() |
Микрорайон Варничный. 1960-е годы. Источник фото |
Застройка микрорайона шла с вершины Варничной сопки. Здесь на высоте 140 метров над уровнем моря в 1956 году началось строительство радиотелевизионного передающего комплекса. Строительство велось очень быстро. Уже в 1957 на сопке Варничной появились телевышка (185 метров) и телецентр, совмещенный со службами радиовещания. 6 ноября телецентр начала работу. В эфир вышли кинофильм "Здесь жил Ленин" и праздничный концерт. В ноябре 1967 года телецентр "подключился" к Москве.
![]() |
Микрорайон Варничный. Источник фото |
От Лыжной базы до Озерков
До Великой Отечественной войны южная граница Мурманска находилась рядом с нынешней улице Капитана Пономарёва. На правой стороне Кольского шоссе (будущий Кольский проспект) стояло оригинальное здание Лыжной базы, а рядом - огромный валун. Его считали крайним "верстовым столбом". Возле него в дни лыжных соревнований устраивали своеобразный "стартовый городок". В здании Лыжной базы всем желающим напрокат выдавали лыжи.
В мае 1937 года недалеко от Лыжной базы построили 25 жилых деревянных домов (посёлок "Мурманрыбы").
![]() |
Здание Лыжной базы на Кольском проспекте. 1970-е годы. Источник фото |
![]() |
Стартовый городок на Лыжной базе. 1960 год. Источник фото |
В мае 1937 года недалеко от Лыжной базы построили 25 жилых деревянных домов (посёлок "Мурманрыбы").
Территорию между Лыжной базой и Ледовым озером застраивали уже после войны. Здесь сооружали сборно-щитовые дома - длинные, приземистые, одноэтажные, С общим для многочисленных комнат коридором. Так возник новый посёлок. Поскольку жили здесь в основном строители, посёлок так и назвали - "Строитель". В 60-х годах на месте бараков посёлка появились каменные пяти- и девятиэтажки, посёлок переименовали в микрорайон Озерки.
Преобразование Долины Уюта началось в середине 70-х годов. В спортивном городке возвели трехэтажное (с пятиэтажной башней) здание судейско-информационного центра, устроили трибуны для зрителей. Появились два трамплина, стрельбище для биатлонистов.
Ежегодно в марте - начале апреля Долина Уюта становится центром проведения Праздника Севера - традиционных соревнований по зимним видам спорта. Первый Праздник Севера прошёл в Мурманске 30 марта 1934 года. Подробнее об истории праздника здесь.
![]() |
Долина Уюта. 1975 год. Источник фото |
Откуда пошло название "Долина Уюта"?
![]() |
Долина Уюта. 1985-1988 годы. Источник фото |
Скорее всего, такое название дали сами мурманчане - любители лыж. Долина удобна для стартов, защищена от ветра. Придуманное кем-то название было подхвачено журналистами, попало в печать, а потом и в разговорную речь.
Жители Нагорного на работу в Мурманск ездили... на поезде
До войны мурманский район Нагорное входил в черту Кольского района. Это поселение возникло в первой половине 20-х годов прошлого века возле карбасной мастерской на берегу Кольского залива. Основателями его были переселенцы-колонисты, привлеченные для работы на Крайнем Севере Мурманским промышленно-транспортным и колонизационным комбинатом.
Место для заселения выбрали неслучайно: внизу проходил железнодорожный путь (связь с Мурманском), рядом протекал ручей Глубокий (обеспечение водой). Посёлок первоначально назвали Глубокий Ручей. Позже долгое время (до 1937 года) было в ходу название Арнольдовка - по имени председателя правления колонизационного комбината А.М. Арнольдова. Когда его арестовали как "врага народа", посёлок переименовали в Нагорное.
Колонисты сами строили жилье. Материалами служили доски, горбыль, опилки. О прокладке улиц никто не заботился: бараки, бревенчатые срубы и дощато-засыпные дома ставились в беспорядке по всему косогору. Отапливались дома дровами, воду брали из ручья и колодцев. Владельцы частных домов разбивали огороды и выращивали овощи.
В посёлке действовали шпалорезное производство, небольшой лесозавод, бондарные мастерские. Утром и вечером от Мурманского вокзала в Нагорное ходил поезд из трех вагончиков.
![]() |
Нагорное. 1960 - 1970-е годы. Источник фото |
В 1938 году в поселке проживало около 800 человек. Население выросло во время советско-финской войны, когда в Нагорное передислоцировали некоторые воинские части. Появились казармы, землянки, воинский клуб, библиотека, здравпункт, магазин, баня.
Войну поселок перенес без особых потерь, а после ее окончания начал разрастаться. Пик строительства пришелся на 70-80-е годы.
В честь какого Фадея назван Фадеев Ручей?
Посёлок Фадеев Ручей возник в 1931 году в связи со строительством здесь кирпичного завода. В 1935 году насчитывал 425 жителей.
Можно предположить, что в названии и ручья, и посёлка осталась память о поморе или сааме по имени Фаддей (Фадей), который облюбовал некогда эти места, чтобы ловить рыбу или пасти оленей.
С сентября 1951 года Фадеев Ручей стал частью посёлка Нагорное. Новостройки не вторгались сюда несколько десятилетий, до настоящего времени сохранились двухэтажные каменные дома, построенные сразу после войны. В 80-е годы на улице появились девятиэтажки.
![]() |
Фадеев Ручей. 1941 год |
Микрорайон Фадеев Ручей - южные ворота города.
На развилке дорог Мурманск - Кола, при въезде в Мурманск, установлен символический знак. Его авторы - архитектор В. Дегтярёв и художник В. Герасимов. Из центра кольца в небо устремлён двадцатиметровый шпиль, увенчанный кораблём-парусником, по кругу надпись: "Мурманск N 68° 58' O 33° 03'" (географические координаты города). Стела была установлена в 1978 году.
![]() |
Южный въезд в Мурманск. 1969 год. Фото Л.А. Белозёровой. Источник фото |
На развилке дорог Мурманск - Кола, при въезде в Мурманск, установлен символический знак. Его авторы - архитектор В. Дегтярёв и художник В. Герасимов. Из центра кольца в небо устремлён двадцатиметровый шпиль, увенчанный кораблём-парусником, по кругу надпись: "Мурманск N 68° 58' O 33° 03'" (географические координаты города). Стела была установлена в 1978 году.
Рядом расположена шеренга невысоких стел с макетами наград города: медали Золотая Звезда и орденов Ленина, Отечественной войны 1 степени и Трудового Красного Знамени, а также медали "За оборону Советского Заполярья".
Мост через Кольский залив - самый крупный на Кольском полуострове. Его точная проектная длина 1 километр 611 метров 65 сантиметров 5 миллиметров.
Проект моста разрабатывался в Санкт-Петербурге. Более правильно такое сложное сооружение называть мостовым переходом. Его общая протяжённость (включая путепровод через железную дорогу и эстакады на обоих берегах залива) - 2,5 километра. Всего возведено 9 опор в заливе и 14 эстакадных на берегу.
Строительство велось непросто. Дно в этом месте очень илистое, поэтому погружать опоры приходилось на большую глубину - до твердого основания: от 35 до 76 метров. Началось строительство в декабре 1992 года и закончилось 29 октября 2005 года, оно продолжалось 12 лет.
С тех пор мост через Кольский залив с гордостью носил звание самого длинного за Полярным кругом, пока в 2009 году не был построен еще более длинный мост через реку Юрибей, что на Ямале. Но надо отдать дань и Кольской переправе — она и сегодня сохраняет статус самого длинного автомобильного моста Заполярья (мост через Юрибей — железнодорожный) и одного из самых длинных в России.
11 октября 2005 года состоялась торжественная церемония открытия моста. А на следующий год, 24 июня 2006 года, возле Кольского моста состоялся первый спортивный фестиваль "Мурманская миля" ("Мурманская миля" - название дистанции, которая равняется длине этого моста (1611 метров), то есть на 2 метра больше обычной сухопутной мили). Праздник был посвящён 90-летию Мурманска. В программу вошли двухдневная парусная регата, пробег по мосту и заплыв через залив.
В 2016 году "Мурманская миля" стала частью масштабного не только спортивного, но и культурного события под названием "Гольфстрим", посвящённого 100-летию Мурманска.
В 2015 году областная организация Союза писателей России обратилась к губернатору области с предложением назвать мост именем адмирала Василия Чичагова. А в 2016 году на страницах газеты "Мурманский вестник" завязалась дискуссия о переименовании моста. Предложили назвать его Адмиральским, Мурманским, Арктическим... По итогам голосования на сайте "Мурманского вестника" победило название "Мурманский".
![]() |
Источник фото |
Станет ли Кольский мост Мурманским?
Мост через Кольский залив - самый крупный на Кольском полуострове. Его точная проектная длина 1 километр 611 метров 65 сантиметров 5 миллиметров.
![]() |
Источник фото |
Проект моста разрабатывался в Санкт-Петербурге. Более правильно такое сложное сооружение называть мостовым переходом. Его общая протяжённость (включая путепровод через железную дорогу и эстакады на обоих берегах залива) - 2,5 километра. Всего возведено 9 опор в заливе и 14 эстакадных на берегу.
![]() |
Источник фото |
Строительство велось непросто. Дно в этом месте очень илистое, поэтому погружать опоры приходилось на большую глубину - до твердого основания: от 35 до 76 метров. Началось строительство в декабре 1992 года и закончилось 29 октября 2005 года, оно продолжалось 12 лет.
![]() |
Источник фото |
С тех пор мост через Кольский залив с гордостью носил звание самого длинного за Полярным кругом, пока в 2009 году не был построен еще более длинный мост через реку Юрибей, что на Ямале. Но надо отдать дань и Кольской переправе — она и сегодня сохраняет статус самого длинного автомобильного моста Заполярья (мост через Юрибей — железнодорожный) и одного из самых длинных в России.
11 октября 2005 года состоялась торжественная церемония открытия моста. А на следующий год, 24 июня 2006 года, возле Кольского моста состоялся первый спортивный фестиваль "Мурманская миля" ("Мурманская миля" - название дистанции, которая равняется длине этого моста (1611 метров), то есть на 2 метра больше обычной сухопутной мили). Праздник был посвящён 90-летию Мурманска. В программу вошли двухдневная парусная регата, пробег по мосту и заплыв через залив.
![]() |
"Мурманская миля". Источник фото |
В 2016 году "Мурманская миля" стала частью масштабного не только спортивного, но и культурного события под названием "Гольфстрим", посвящённого 100-летию Мурманска.
В 2015 году областная организация Союза писателей России обратилась к губернатору области с предложением назвать мост именем адмирала Василия Чичагова. А в 2016 году на страницах газеты "Мурманский вестник" завязалась дискуссия о переименовании моста. Предложили назвать его Адмиральским, Мурманским, Арктическим... По итогам голосования на сайте "Мурманского вестника" победило название "Мурманский".
В фотоматериалах по п. Нагорный, есть несоответствия в названиях и датах. исторические факты требуют точности. Читайте книгу о Мурманске А.А.Киселёва, юбилейный буклет, посвящённый 30-летию Первомайского округа. посетите Музей истории Первомайского округа (МИПО) в гимназии №6.
ОтветитьУдалитьЖитель г. Мурманска с 1941, один из первых жителей п. Новый Нагорный - с
мая 1946 г., подготовивший и оформивший все экспонаты, научно-техническую информацию стенды и стеллажи официально зарегистрированного МИПО.
Добрый день! Спасибо за интерес к нашей публикации. При подготовке материала были использованы следующие источники:
ОтветитьУдалить1. Киселев А.А. Мурманск в истории улиц и площадей. - Мурманск, 2006. - С. 241-267.
2. Первомайский округ. - Мурманск : Радица-М, 2005.
Источники фотографий указаны в подписях под ними, датировка этих фотографий взята оттуда же (в основном, использованы материалы сайта "ЭтоРетро").
Будем благодарны, если Вы укажете, что именно не так с датами и названиями.
Роста (район особого строительства). Слышала утверждение что и название реки Роста поэтому.
ОтветитьУдалить