В этом году декабрь как никогда богат на "ледокольно-арктические" даты.
3 декабря - День атомного ледокольного флота. 5 декабря исполнилось 60 лет со дня со дня спуска на воду первого в мире атомохода "Ленин". 40 лет назад, 28 декабря 1977 года, был поднят Государственный флаг на атомном ледоколе "Сибирь".
По-моему, хороший повод поговорить об истории освоения арктических просторов. Не зря же Мурманск носит неофициальное звание "столица Арктики".
На почётное звание столицы Арктики, кроме Мурманска, претендовал ещё один город - Архангельск. Каждый из населённых пунктов – город-порт. У Мурманска есть выход в Баренцево море, а у Архангельска – в Белое. Но у Мурманска более выигрышное географическое положение.
Баренцево море зимой не покрывается льдом, в отличие от Белого. Поэтому порт Мурманска может принимать суда круглый год. Средняя глубина Баренцева моря - 222 метра, Белого моря - только 67 метров. В мурманский порт могут заходить суда с разной осадкой.
Ещё Мурманск принято называть воротами в Арктику. А вы знали, что название "Арктика" произошло от слова «арктос» - «медведица»? И это не потому, что по арктическим льдам бродят белые медведи. Просто прямо над Северным полюсом (центр Арктики) находится Полярная звезда - самая яркая из созвездия Малой Медведицы.
Кольский залив давно привлекал полярных путешественников. В 1912 году отсюда в Арктику отправилась парусно-моторная шхуна «Геркулес» Владимира Русанова. Он хотел найти морской путь с запада на восток вокруг Новой Земли.
В музее Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург) хранится знаменитый столб с надписью «Геркулес 1913», найденный на островах у западного побережья Таймыра. Всё, что осталось от этой трагической экспедиции.
Один из переулков Мурманска назван именем полярного исследователя Русанова.
Мурманская улица Седова названа в честь руководителя первой русской экспедиции к Северному полюсу. В 1912 году флотский офицер и полярный исследователь Георгий Седов отправился на шхуне «Святой Фока» покорять Северный полюс.
3 декабря - День атомного ледокольного флота. 5 декабря исполнилось 60 лет со дня со дня спуска на воду первого в мире атомохода "Ленин". 40 лет назад, 28 декабря 1977 года, был поднят Государственный флаг на атомном ледоколе "Сибирь".
По-моему, хороший повод поговорить об истории освоения арктических просторов. Не зря же Мурманск носит неофициальное звание "столица Арктики".
Арктика - значит "медведица"?
На почётное звание столицы Арктики, кроме Мурманска, претендовал ещё один город - Архангельск. Каждый из населённых пунктов – город-порт. У Мурманска есть выход в Баренцево море, а у Архангельска – в Белое. Но у Мурманска более выигрышное географическое положение.
![]() |
Баренцево море. Источник фото |
Баренцево море зимой не покрывается льдом, в отличие от Белого. Поэтому порт Мурманска может принимать суда круглый год. Средняя глубина Баренцева моря - 222 метра, Белого моря - только 67 метров. В мурманский порт могут заходить суда с разной осадкой.
![]() |
Мурманский порт. Источник фото |
Ещё Мурманск принято называть воротами в Арктику. А вы знали, что название "Арктика" произошло от слова «арктос» - «медведица»? И это не потому, что по арктическим льдам бродят белые медведи. Просто прямо над Северным полюсом (центр Арктики) находится Полярная звезда - самая яркая из созвездия Малой Медведицы.
![]() |
Источник фото |
Первые арктические экспедиции
Кольский залив давно привлекал полярных путешественников. В 1912 году отсюда в Арктику отправилась парусно-моторная шхуна «Геркулес» Владимира Русанова. Он хотел найти морской путь с запада на восток вокруг Новой Земли.
![]() |
Судно "Геркулес" во льдах. Источник фото |
В музее Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург) хранится знаменитый столб с надписью «Геркулес 1913», найденный на островах у западного побережья Таймыра. Всё, что осталось от этой трагической экспедиции.
Мурманская улица Седова названа в честь руководителя первой русской экспедиции к Северному полюсу. В 1912 году флотский офицер и полярный исследователь Георгий Седов отправился на шхуне «Святой Фока» покорять Северный полюс.
![]() |
Источник фото |
Увы, экспедиция тоже закончилась неудачей: Седов без достаточного оборудования отправился в путь к Северному полюсу на трех санях с двумя матросами, оставив шхуну в бухте Тихой, и погиб на 19-й день пути.
Первый ледокол в России построили в конце ХIХ века и назвали «Ермак». Неофициально - "дедушка ледокольного флота".
«Ермак» участвовал в арктических экспедициях под руководством адмирала Степана Макарова. Он первым предложил использовать ледоколы для навигации в Арктике.
Кстати, именно Макаров в 1895 году придумал знаменитую семафорную азбуку. Русская семафорная азбука состоит из 29 букв. Каждой букве соответствует определенное положение рук сигнальщика с флажками.
Цвет флажков в тёмное время суток – желтый или белый, а в светлое время суток — красный или чёрный. При отсутствии флажков моряки семафорят бескозырками.
«Ермак» участвовал в полярных экспедициях и освобождал из ледового плена корабли на Балтике. В 1938 году ледокол участвовал в эвакуации полярников со станции «Северный полюс-1».
Была идея сохранить ледокол как корабль-памятник. Молодежь города собрала столько металлолома, что по весу он был равен «Ермаку». Но это не помогло: ледокол пустили на переплавку. Сохранился только якорь «Ермака» - он находится на торце здания Мурманского областного краеведческого музея.
![]() |
Древко флага, который Г.Седов хотел установить на Северном полюсе |
Дедушка ледокольного флота
Первый ледокол в России построили в конце ХIХ века и назвали «Ермак». Неофициально - "дедушка ледокольного флота".
![]() |
Макет ледокола "Ермак" |
«Ермак» участвовал в арктических экспедициях под руководством адмирала Степана Макарова. Он первым предложил использовать ледоколы для навигации в Арктике.
![]() |
Источник фото |
Кстати, именно Макаров в 1895 году придумал знаменитую семафорную азбуку. Русская семафорная азбука состоит из 29 букв. Каждой букве соответствует определенное положение рук сигнальщика с флажками.
Цвет флажков в тёмное время суток – желтый или белый, а в светлое время суток — красный или чёрный. При отсутствии флажков моряки семафорят бескозырками.
«Ермак» участвовал в полярных экспедициях и освобождал из ледового плена корабли на Балтике. В 1938 году ледокол участвовал в эвакуации полярников со станции «Северный полюс-1».
![]() |
Источник фото |
Была идея сохранить ледокол как корабль-памятник. Молодежь города собрала столько металлолома, что по весу он был равен «Ермаку». Но это не помогло: ледокол пустили на переплавку. Сохранился только якорь «Ермака» - он находится на торце здания Мурманского областного краеведческого музея.
![]() |
Источник фото |
Штурвал и магнитный компас "Ермака" можно увидеть в музее Арктики и Антарктики в Петербурге.
В 20 веке появились новые профессии. Тех, кто изучал Арктику, называли полярниками. А помогали им полярные летчики и моряки-ледокольщики. Полярники были героями страны, очень многие мечтали работать в Арктике. На перекрестке улиц Челюскинцев и Володарского в Мурманске сейчас находится монумент «Покорителям Арктики», поставленный в честь первых арктических исследователей.
В 30-е годы XX века началось освоение Севморпути. Северный морской путь - самое короткое расстояние между Европой и Азией через Арктику. Длина Севморпути от Мурманска до Владивостока в два раза короче, чем тот же путь в обход. Выгода перевозок по Северному морскому пути очевидна, если бы… не толстый лед, который мешает навигации в Арктике.
Как судам бороться со льдом на море? В прошлом предлагали несколько вариантов: разбивать лёд огромными паровыми молотами, резать лёд гигантскими пилами, разрушать его заостренными корпусами специальных судов-ледорезов. В итоге остановились на таком варианте: ледокол наползает на лёд и продавливает его своим весом. А если попадается более толстый лед, ледокол отходит назад, разгоняется и с ходу прорубает каналы во льдах.
А если и этот способ не срабатывает? Для этого внутри корпуса ледокола есть система балластных цистерн для раскачки застрявшего ледокола. Креновая система перекачивала воду из цистерн с одного борта на другой, ледокол при этом наклонялся влево и вправо.
Цистерны дифферентной системы перекачивали воду с носа на корму и обратно. Ледокол при этом то поднимал, то опускал нос. В итоге ледокол «ворочается», будто медведь в берлоге. Ледовое поле дробится под тяжестью ледокола, и он идёт вперёд. Современные ледоколы так пробивают лед толщиной более двух метров.
Лучшим ледоколом в довоенное время был «Красин».
Он искал пропавшие экспедиции, осваивал неизвестные районы Арктики и освобождал корабли изо льдов, был проводником полярных конвоев союзников в годы второй мировой войны. В 1928 году экипаж ледокола «Красин» спас около Шпицбергена аэронавтов с разбившегося дирижабля «Италия».
В 1934 году «Красин» пришел на помощь пароходу «Челюскин», который совершал переход из Ленинграда во Владивосток с экспедицией Шмидта на борту. Когда судно застряло во льдах, получив повреждение корпуса, на помощь пришел ледокол.
«Челюскин» преследовали неудачи. Льды пробили подводную часть судна, оно затонуло в Беринговом проливе. А 104 участника экспедиции 2 месяца находились на льдине. Был создан большой лагерь, который назвали в честь начальника экспедиции «Лагерем Шмидта».
Челюскинцев спасли полярные летчики: 13 апреля 1934 года все челюскинцы, включая даже ездовых собак, были вывезены самолетами из лагеря Шмидта на материк.
А улицу Моряков в Мурманске после этого переименовали в улицу Челюскинцев - в честь отважных полярников.
Освоение Арктики прервала Великая Отечественная война. В годы моряки ледоколов и транспортных судов были отправлены на выполнение боевых заданий. Летом ледоколы обеспечивали проводку судов с военными грузами по Северному морскому пути. Зимой были проводниками арктических конвоев союзников. Памятник участникам полярных конвоев находится в сквере около кинотеатра «Родина».
В годы Великой Отечественной войны мурманский порт стал базой для морских конвоев. Проблемами разгрузки полярных конвоев в Торговом порту занимался Иван Дмитриевич Папанин – уполномоченный Государственного комитета обороны. До войны он руководил экспедицией на первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс – 1» и был полярником с мировым именем.
В военном Мурманске он был известным человеком. А после войны стал Почетным гражданином нашего города. В его честь названа улица и установлен памятник.
В послевоенные годы Мурманск снова становится центром полярных перевозок. Морское пароходство получает новые суда, в том числе атомные ледоколы. В 1959 году построен первый в мире атомный ледокол «Ленин». Его преимущества: долгий срок эксплуатации и сверхмалый расход топлива. Это увеличило сроки навигации. Сейчас ледоколы работают в Арктике круглый год.
Первую арктическую навигацию «Ленин» совершил в 1960 году. Он был проводником судов по Северному морскому пути. Атомный ледокол «Ленин» – самый первый ледокол с ядерным реактором. В качестве топлива использовался уран.
На сегодняшний день в России построено 9 атомоходов и один атомный лихтеровоз. Атомоходы – штучный товар. Их построено меньше, чем космических кораблей.
У каждого атомохода свои рекорды. Ледокол «Арктика» первым из атомоходов достиг Северного полюса в 1977 году, 40 лет назад.
Ледокол «Сибирь» весной 1978 года впервые осуществил круглогодичную навигацию на линии Мурманск — Дудинка.
Ледокол «Россия» в 1990 году впервые совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс. В 2007 году атомоход участвовал в высокоширотной экспедиции "Арктика-2007", в ходе которой впервые в истории люди достигли дна в точке географического Северного полюса.
У ледокола «Советский Союз» тоже есть достижения. В марте 2002 года впервые энергетическая установка ледокола была использована для электроснабжения береговых объектов.
Стилизованное изображение акульей пасти на носу ледокола "Ямал" появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза. Но было оставлено по многочисленным просьбам туристов.
Атомоход «50 лет Победы» в 2014 году доставил Олимпийский огонь на Северный полюс.
Атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» построены специально для мелких вод и могут использоваться в устьях рек. Их отличительная черта — уменьшенная осадка.
Атомный лихтеровоз «Севморпуть» предназначен для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы.
Сейчас в Арктике работают «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». Восстановлен лихтеровоз "Севморпуть", планируется к восстановлению «Советский Союз». Все российские атомные ледоколы имеют «прописку» в Мурманске. Наш город - столица единственного в мире атомного ледокольного флота.
Сегодня каждый может совершить экскурсию по атомоходу. Самым первый атомный ледокол "Ленин" стоит на вечной стоянке около морского вокзала в Мурманске. Он стал музеем.
Проект первого атомного ледокола разрабатывался в Ленинграде в 50-х годах. В его создании участвовали более 500 предприятий и организаций со всей страны. Атомоход был построен в рекордно короткие сроки – всего три года и три месяца.
На него водили экскурсии, ещё когда он строился. Среди гостей был главный строитель-конструктор ледоколов из США. Он задавал много вопросов. Ведь при постройке «Ленина» использовали новые технологии, многие из них под «грифом секретности». Вернувшись в Америку, конструктор сказал, что атомоход долго не проплавает. «Ленин» же ходил в море 30 лет, на пять лет больше, чем изначально предполагалось.
3 декабря 1959 года атомоход был принят в эксплуатацию. Эту дату считают Днем рождения атомного ледокольного флота.
Изнутри ледокол отделан различными породами дерева: карельская береза, клен, орех и ясень. Для того времени это было настоящее чудо техники со всеми удобствами для экипажа: кинозал, спортивный зал с тренажерами, баня, бассейн. Кстати, средний возраст моряков первого экипажа «Ленина» - 25 лет.
Возглавил экипаж опытный арктический капитан Павел Пономарёв. Одна из улиц Мурманска носит его имя.
Вторым капитаном «Ленина» 40 лет был Борис Макарович Соколов.
А связь с большой землей в рейсах обеспечивал начальник радиостанции атомохода Виталий Семенович Маслов, моряк и известный мурманский писатель.
В разные годы ледокол «Ленин» посещали известные люди: президент Кубы Фидель Кастро, космонавт Юрий Гагарин, композитор Александра Пахмутова.
В 1989 году атомоход «Ленин» совершил свой последний рейс в Арктику. Всего за 30 лет работы он прошел 654 400 миль (560 600 из них — во льдах) – это тридцать кругосветок по экватору. Провел 3740 судов. 5 мая 2009 года ледокол поставлен на вечную стоянку около морского вокзала в Мурманске и стал плавучим музеем.
5 ноября 2013 года на Балтийском заводе заложили первый атомный ледокол нового поколения - двухосадочный. Возможность изменения осадки позволяет ему работать как в море, так и в северных реках. Атомоход "Арктика" спущен на воду 16 июня 2016 года, он стал первым в проекте 22220.
Самый большой атомоход способен без проблем преодолевать льды толщиной 3 метра! В свою первую навигацию по Северному морскому пути "Арктика" должна отправиться в первой половине 2019 года.
А 22 сентября 2017 года в Петербурге со стапелей сошёл ещё один атомоход - "Сибирь". Он был заложен на Балтийском заводе 26 мая 2015 года. После спуска на воду достройка ледокола продолжится. Планируется, что корабль будет полностью готов осенью 2020 года.
Еще один корабль проекта 22220 - "Урал" - пока находится на стапелях.
Пилить или колоть?
В 20 веке появились новые профессии. Тех, кто изучал Арктику, называли полярниками. А помогали им полярные летчики и моряки-ледокольщики. Полярники были героями страны, очень многие мечтали работать в Арктике. На перекрестке улиц Челюскинцев и Володарского в Мурманске сейчас находится монумент «Покорителям Арктики», поставленный в честь первых арктических исследователей.
![]() |
Источник фото |
В 30-е годы XX века началось освоение Севморпути. Северный морской путь - самое короткое расстояние между Европой и Азией через Арктику. Длина Севморпути от Мурманска до Владивостока в два раза короче, чем тот же путь в обход. Выгода перевозок по Северному морскому пути очевидна, если бы… не толстый лед, который мешает навигации в Арктике.
![]() |
Источник фото |
Как судам бороться со льдом на море? В прошлом предлагали несколько вариантов: разбивать лёд огромными паровыми молотами, резать лёд гигантскими пилами, разрушать его заостренными корпусами специальных судов-ледорезов. В итоге остановились на таком варианте: ледокол наползает на лёд и продавливает его своим весом. А если попадается более толстый лед, ледокол отходит назад, разгоняется и с ходу прорубает каналы во льдах.
![]() |
Источник фото |
А если и этот способ не срабатывает? Для этого внутри корпуса ледокола есть система балластных цистерн для раскачки застрявшего ледокола. Креновая система перекачивала воду из цистерн с одного борта на другой, ледокол при этом наклонялся влево и вправо.
Цистерны дифферентной системы перекачивали воду с носа на корму и обратно. Ледокол при этом то поднимал, то опускал нос. В итоге ледокол «ворочается», будто медведь в берлоге. Ледовое поле дробится под тяжестью ледокола, и он идёт вперёд. Современные ледоколы так пробивают лед толщиной более двух метров.
"Красин" и челюскинцы
Лучшим ледоколом в довоенное время был «Красин».
![]() |
Ледокол "Красин". Источник фото |
Он искал пропавшие экспедиции, осваивал неизвестные районы Арктики и освобождал корабли изо льдов, был проводником полярных конвоев союзников в годы второй мировой войны. В 1928 году экипаж ледокола «Красин» спас около Шпицбергена аэронавтов с разбившегося дирижабля «Италия».
![]() |
Спасение ледоколом "Красин" итальянской экспедиции на дирижабле "Италия". Диорама |
В 1934 году «Красин» пришел на помощь пароходу «Челюскин», который совершал переход из Ленинграда во Владивосток с экспедицией Шмидта на борту. Когда судно застряло во льдах, получив повреждение корпуса, на помощь пришел ледокол.
![]() |
Пароход "Челюскин" во льдах. Источник фото |
«Челюскин» преследовали неудачи. Льды пробили подводную часть судна, оно затонуло в Беринговом проливе. А 104 участника экспедиции 2 месяца находились на льдине. Был создан большой лагерь, который назвали в честь начальника экспедиции «Лагерем Шмидта».
![]() |
Источник фото |
Челюскинцев спасли полярные летчики: 13 апреля 1934 года все челюскинцы, включая даже ездовых собак, были вывезены самолетами из лагеря Шмидта на материк.
![]() |
Источник фото |
А улицу Моряков в Мурманске после этого переименовали в улицу Челюскинцев - в честь отважных полярников.
В годы войны
Освоение Арктики прервала Великая Отечественная война. В годы моряки ледоколов и транспортных судов были отправлены на выполнение боевых заданий. Летом ледоколы обеспечивали проводку судов с военными грузами по Северному морскому пути. Зимой были проводниками арктических конвоев союзников. Памятник участникам полярных конвоев находится в сквере около кинотеатра «Родина».
![]() |
Источник фото |
В годы Великой Отечественной войны мурманский порт стал базой для морских конвоев. Проблемами разгрузки полярных конвоев в Торговом порту занимался Иван Дмитриевич Папанин – уполномоченный Государственного комитета обороны. До войны он руководил экспедицией на первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс – 1» и был полярником с мировым именем.
![]() |
Макет палатки И.Д. Папанина на дрейфующей станции "Северный полюс-1" |
В военном Мурманске он был известным человеком. А после войны стал Почетным гражданином нашего города. В его честь названа улица и установлен памятник.
![]() |
Источник фото |
Ледокольная "семья"
В послевоенные годы Мурманск снова становится центром полярных перевозок. Морское пароходство получает новые суда, в том числе атомные ледоколы. В 1959 году построен первый в мире атомный ледокол «Ленин». Его преимущества: долгий срок эксплуатации и сверхмалый расход топлива. Это увеличило сроки навигации. Сейчас ледоколы работают в Арктике круглый год.
![]() |
Источник фото |
Первую арктическую навигацию «Ленин» совершил в 1960 году. Он был проводником судов по Северному морскому пути. Атомный ледокол «Ленин» – самый первый ледокол с ядерным реактором. В качестве топлива использовался уран.
На сегодняшний день в России построено 9 атомоходов и один атомный лихтеровоз. Атомоходы – штучный товар. Их построено меньше, чем космических кораблей.
У каждого атомохода свои рекорды. Ледокол «Арктика» первым из атомоходов достиг Северного полюса в 1977 году, 40 лет назад.
![]() |
Источник фото |
Ледокол «Сибирь» весной 1978 года впервые осуществил круглогодичную навигацию на линии Мурманск — Дудинка.
![]() |
Источник фото |
Ледокол «Россия» в 1990 году впервые совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс. В 2007 году атомоход участвовал в высокоширотной экспедиции "Арктика-2007", в ходе которой впервые в истории люди достигли дна в точке географического Северного полюса.
![]() |
Источник фото |
У ледокола «Советский Союз» тоже есть достижения. В марте 2002 года впервые энергетическая установка ледокола была использована для электроснабжения береговых объектов.
![]() |
Источник фото |
Стилизованное изображение акульей пасти на носу ледокола "Ямал" появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза. Но было оставлено по многочисленным просьбам туристов.
![]() |
Источник фото |
Атомоход «50 лет Победы» в 2014 году доставил Олимпийский огонь на Северный полюс.
![]() |
Источник фото |
Атомные ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» построены специально для мелких вод и могут использоваться в устьях рек. Их отличительная черта — уменьшенная осадка.
![]() |
Источник фото |
![]() |
Источник фото |
Атомный лихтеровоз «Севморпуть» предназначен для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы.
![]() |
Источник фото |
Сейчас в Арктике работают «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Вайгач». Восстановлен лихтеровоз "Севморпуть", планируется к восстановлению «Советский Союз». Все российские атомные ледоколы имеют «прописку» в Мурманске. Наш город - столица единственного в мире атомного ледокольного флота.
Ледокол-музей
Сегодня каждый может совершить экскурсию по атомоходу. Самым первый атомный ледокол "Ленин" стоит на вечной стоянке около морского вокзала в Мурманске. Он стал музеем.
![]() |
Источник фото |
Проект первого атомного ледокола разрабатывался в Ленинграде в 50-х годах. В его создании участвовали более 500 предприятий и организаций со всей страны. Атомоход был построен в рекордно короткие сроки – всего три года и три месяца.
![]() |
Источник фото |
![]() |
Источник фото |
На него водили экскурсии, ещё когда он строился. Среди гостей был главный строитель-конструктор ледоколов из США. Он задавал много вопросов. Ведь при постройке «Ленина» использовали новые технологии, многие из них под «грифом секретности». Вернувшись в Америку, конструктор сказал, что атомоход долго не проплавает. «Ленин» же ходил в море 30 лет, на пять лет больше, чем изначально предполагалось.
![]() |
Источник фото |
3 декабря 1959 года атомоход был принят в эксплуатацию. Эту дату считают Днем рождения атомного ледокольного флота.
Изнутри ледокол отделан различными породами дерева: карельская береза, клен, орех и ясень. Для того времени это было настоящее чудо техники со всеми удобствами для экипажа: кинозал, спортивный зал с тренажерами, баня, бассейн. Кстати, средний возраст моряков первого экипажа «Ленина» - 25 лет.
![]() |
Капитанский мостик. Источник фото |
![]() |
В каюте. Источник фото |
Возглавил экипаж опытный арктический капитан Павел Пономарёв. Одна из улиц Мурманска носит его имя.
![]() |
Павел Пономарёв. Источник фото |
Вторым капитаном «Ленина» 40 лет был Борис Макарович Соколов.
![]() |
Мемориальная доска Б.М. Соколову в Мурманске. Источник фото |
А связь с большой землей в рейсах обеспечивал начальник радиостанции атомохода Виталий Семенович Маслов, моряк и известный мурманский писатель.
![]() |
Мемориальная доска В.С. Маслову в Мурманске. Источник фото |
В разные годы ледокол «Ленин» посещали известные люди: президент Кубы Фидель Кастро, космонавт Юрий Гагарин, композитор Александра Пахмутова.
![]() |
Фидель Кастро на атомоходе "Ленин". Источник фото |
В 1989 году атомоход «Ленин» совершил свой последний рейс в Арктику. Всего за 30 лет работы он прошел 654 400 миль (560 600 из них — во льдах) – это тридцать кругосветок по экватору. Провел 3740 судов. 5 мая 2009 года ледокол поставлен на вечную стоянку около морского вокзала в Мурманске и стал плавучим музеем.
Новые "Арктика" и "Сибирь"
5 ноября 2013 года на Балтийском заводе заложили первый атомный ледокол нового поколения - двухосадочный. Возможность изменения осадки позволяет ему работать как в море, так и в северных реках. Атомоход "Арктика" спущен на воду 16 июня 2016 года, он стал первым в проекте 22220.
Самый большой атомоход способен без проблем преодолевать льды толщиной 3 метра! В свою первую навигацию по Северному морскому пути "Арктика" должна отправиться в первой половине 2019 года.
![]() |
Источник фото |
А 22 сентября 2017 года в Петербурге со стапелей сошёл ещё один атомоход - "Сибирь". Он был заложен на Балтийском заводе 26 мая 2015 года. После спуска на воду достройка ледокола продолжится. Планируется, что корабль будет полностью готов осенью 2020 года.
![]() |
Источник фото |
Еще один корабль проекта 22220 - "Урал" - пока находится на стапелях.
![]() |
Источник фото |
Полярная Сова, героические люди - покорители Арктики.
ОтветитьУдалитьВ нашем городе тоже есть улица Папанина.
Прекрасная подборка фотографий
ОтветитьУдалить