![]() |
"По
концентрации мужества на один квадратный метр полуостров Рыбачий не сравнится
ни с одним местом на карте Мурманской области", - так образно сказала журналистка ГТРК "Мурман" Елена Сивонен.
На берегу
бухты Большие Озерки на полуострове Рыбачий в годы войны располагался фронтовой
госпиталь, а сейчас на этом месте стоит
единственный в нашей области памятник фронтовой медсестре: белая фигурка девушки в военной форме со
склоненной головой.
Этот
памятник находится перед большим госпитальным кладбищем, где похоронены 2 462
защитника полуострова Рыбачий. Говорят, что среди них нет ни одного убитого в
бою, только умершие от ран в госпитале.
Медсестра из этого госпиталя – главная героиня рассказа одного из защитников Рыбачьего - Николая Фарутина.
ТАНЦЫ В ГОСПИТАЛЕВот и забыл я твои глаза и твой голос. Время подхватило всё и унесло в неведомую даль. Но руки твои, как руки матери, мне, наверное, не забыть. |
Я помню
синие жилки на них, белые длинные пальцы, когда они ловко снимали повязку или
тревожно касались раны, когда они нежно, но настойчиво заставляли успокоиться и
опуститься на подушку.
Я помню руки
твои, медсестра! Я помню и тот синий вечер, и чистое небо с яркими звездами и
северным сиянием. Помню, как звучала музыка. Это в госпитале начинались танцы.
Странное
зрелище они представляли. Раздвигались столы, на почетное место усаживался
гармонист. Вздыхали меха, и рождалась музыка. Никто не хотел выходить первым.
Но стоило какой-то паре сделать два круга, как раненые срывались с места, те,
кто, конечно, мог двигаться.
Самыми заядлыми кавалерами были раненные в руки.
Их называли «летчиками», потому что уложенная в гипс рука покоилась на
специальном устройстве и напоминала крыло самолета. Рангом ниже шли
выздоравливающие. Танцевать они могли по-настоящему. Но это были не постоянные
партнеры – завтра – послезавтра опять уходили на фронт. Туда, на войну.
Ну, за ними
шли мы, – те, кому много двигаться было запрещено.
– Ну, что, пойдем, – сказала ты и
спохватилась: – Ах да, тебе нельзя… Ничего…
Но я-то
знал, как ты хотела туда, где музыка и смех.
– А знаешь, давай, я посмотрю твою ногу, –
вдруг предложила ты.
– Ладно, посмотри.
Мы вошли в
перевязочную, ты зажгла лампу, опустила ее на пол. Я сел на стул. И ты стала
привычно разбинтовывать мою ногу. Картина открылась неприглядная. Около раны
вздулась шишка.
– Осколок выходит, – определила ты.
– Болит, спасу нет, – признался я.
– Еще больней будет, – «успокоила» ты.
И тут меня
осенило:
– А знаешь что, сестричка, давай его вырежем…
– Ты что, с ума сошёл, я же не врач.
– А что со мной будет? Завтра покажу врачу, и
дело с концом.
– Тебе с концом, а меня под суд.
– Так уж и под суд, – неуверенно возразил я.
Но нам было
по двадцать, а там, внизу в зале, как фалды фраков, в бешеном танце развевались
полы халатов. И мы не могли пойти туда, не могли окунуться в это веселье из-за
какого-то ржавого куска железа, которому именно сейчас вздумалось выходить.
– Режь! – скомандовал я. – Кто старший по
званию?
– Здесь ты раненый, а я медсестра.
– Все равно режь, там разберемся.
Видно, ты
прониклась моей уверенностью, взяла скальпель, еще какие-то блестящие штучки и
поставила кипятить. Помазала рану, достала скальпель, и вдруг вспомнила:
– Послушай, нужно же обезболивающие уколы.
– Режь, нечего медлить, потерплю!
– Ну, держись, – скомандовала ты. И резкая
боль откинула меня на спинку стула. Из раны ударил фонтан. Это выходил гной
вместе с осколком.
– Как, жив? – спросила ты, улыбаясь.
– Жив, – ответил.
– Тогда пошевели пальцами ноги.
Пошевелил.
– Работают, – обрадовалась ты. – Теперь дело
привычное.
Ты ловко
стала обрабатывать рану, а я все боялся, что не выдержу. Наконец, моток бинта
начал летать вокруг ноги. Боль постепенно утихла. Мне стало легче. Я попытался
встать, но ты удержала. А мне хотелось идти. Было радостно, что ты сделала
операцию и сейчас нежно смотришь на меня. Наконец, я поднялся. Встал и пошел. А
ты бежала следом и спрашивала: «Ну, как? Ну, как?» Мы шли на танцы. Мы
кружились и смеялись. От счастья.
На следующий
день, когда мою ногу ты разбинтовала, врач повернулась ко мне и спросила: «Ну,
как ваш осколок? Очень болит?».
– Какой осколок? – изумился я. – Анна
Сергеевна, так вы вчера его, того…
Ты низко
опустила голову и стала разглядывать рану.
– Молодые люди, – между тем, сказала врач, – я
ничего и никогда не забываю, когда что делаю.
Она долго
рассматривала рану, затем заглянула в
историю болезни и сказала: «Странно, очень странно. Почерк мой, а когда удалила
осколок, хоть режь, не помню».
– Вы очень куда-то спешили, – еще раз соврал
я.
Вот и забыл
я твои глаза и голос. Но руки твои, медсестра, как руки матери, наверное, не
забуду никогда. Руки твои и доброе нежное сердце!
Источник:
Источник:
Фарутин Н.С. Маленькие рассказы о большой войне. - Вологда, 2002
Предыдушие посты:
Краснофлотец Фарутин. На перекрёстках памяти
Песня, рождённая в море
Продолжение:
История трёх фотографий
Предыдушие посты:
Краснофлотец Фарутин. На перекрёстках памяти
Песня, рождённая в море
Продолжение:
История трёх фотографий
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.
Заранее спасибо!
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.