
В конце 1942 года французские добровольцы – 14 летчиков и 58 авиационных механиков – прибыли в Советский Союз.


На вооружение эскадрильи были даны лучшие самолеты-истребители советского производства: истребители Як-1, позднее Як-9 и Як-3.

Боевое содружество французских и советских авиаторов постоянное общение и совместные бои сблизили их и крепко сдружили. П. Пуйяд, ставший впоследствии командиром "Нормандии", писал: "Нам кажется, что мы не на чужбине, а у себя во Франции продолжаем борьбу, начатую в сентябре 1939 года".



Военно-воздушная база
юг Франции носит имя капитана Мориса де Сейна.
Памятник пилоту Нормандии-Неман капитану Морису де Сейну и его бормеханику старшине Владимиру Белозубу на авиабазе НАТО "Капитан де Сейн".
Надпись на постаменте:
«Капитан Морис де Сейн родился 7 августа 1914 г.
Лётчик-истребитель авиационного полка "Нормандия-Неман".
Старший лейтенант ВВС Франции.
Родился 7 Августа 1914 года в Париже.
Был единственным сына маркиза да Сейна.
В 1936 г. поступил в летную школу, которую закончил с отличием в августе 1937 г.
В 1936 г. поступил в летную школу, которую закончил с отличием в августе 1937 г.
С 1938 г. служил в эскадрилье истребителей "Травай" в Шартре, с которой участвовал в боях 1940 г. у Англюра, Мобежа и Дюнкерка. За два сбитых самолета противника у Дюнкерка в июне 1940 г. получил первый Военный Крест.
После капитуляции Франции до 1942 г. служил в летной школе в Тулузе, а затем в истребительной эскадрилье в Мариньяне. После расформирования эскадрильи немцами, выехал за границу, где примкнул к "Свободной Франции" генерала Де Голля.
1 января 1944 г. принял ЯК-9 в полке Нормандия-Неман, в то время участвовавшем в боях за Витебск. Принимал участие в боях над Белоруссией
Свой главный подвиг Морис совершил 15 июля 1944 года, спасая товарища.
Ещё при жизни Мориса, лётчики полка не переставали удивляться тому, какие хорошие отношения установились между щеголем - маркизом и его механиком - простым парнем из села Покровское на Днепропетровщине, добродушным, безгранично скромным богатырем. Этих парней неожиданным образом свела войны и породнила авиация.
Стройный, изящный маркиз и неуклюжий, громоздкий механик - были очень дружны. Неплохо понимали друг друга, говоря на обоих языках. Де Сейн помогал Владимиру обслуживать "Як" и, куда не мог влезть своими ручищами Белозуб, легко добирался тонкими, музыкальными, холеными пальцами де Сейн. Старший лейтенант Морис де Сейн первым из лётчиков полка стал ходатайствовать перед командованием о представлении своего техника - старшины Владимира Белозуба, к правительственной награде.
Их дружба была недолгой, вскоре они оба погибли. Это случилось при перелете полка на аэродром Микунтаны. На борту каждого "Яка", вопреки инструкции, в тесном багажном отсеке находился механик. Это диктовалось требованием сразу же начать боевую работу на новом месте. Минут через 20 после взлёта, де Сейн сообщил, что он возвращается из - за сильной утечки бензина. К моменту прилета на аэродром, пары бензина проникнув в кабину, ослепили лётчика. Нависла угроза взрыва самолёта или удушения пилота. Морис несколько раз пытался посадить машину, но ничего не получалось - он практически ничего не видел.
Командование полка приказало пилоту немедленно покинуть самолёт. Но Морис отказался его выполнить - у механика не было парашюта. Спасти свою жизнь ценой смерти лучшего друга он не мог. Теряя сознание, не видя земли, по подсказкам с земли, Морис стал сажать самолёт в очередной раз.
Во время третьей попытки посадить самолет, от паров бензина пилот потерял сознание. В 100 метрах от земли машина начала резко рыскать в стороны. Затем, накренилась и задирая нос, неуправляемая, стала падать на спину и врезалась в землю...
Силой удара Мориса де Сейна и Владимира Белозуба выбросило из самолёта. Они, раскинув руки, лежали почти рядом на обожженной траве.
После войны большая группа французских лётчиков, вместе со своими механиками ( прибывшими в Париж летом 1945 года ), посетила мать Мориса, маркизу де Сейн.
Там они увидели висящие рядом портреты Мориса и Владимира, что до глубины души взволновало их всех. "Они оба - мои сыновья", - заявила мадам де Сейн. Точно такие же портреты висят и в селе Покровское у родителей Владимира Белозуба...
Там они увидели висящие рядом портреты Мориса и Владимира, что до глубины души взволновало их всех. "Они оба - мои сыновья", - заявила мадам де Сейн. Точно такие же портреты висят и в селе Покровское у родителей Владимира Белозуба...

Останки Мориса де Сейна были захоронены на Введенском кладбище. В 1953 году останки Мориса де Сейна, в числе других похороненных на Введенском кладбище лётчиков, были перевезены на родину. Но памятное место осталось.
http://www.otvoyna.ru/statya19.htm
http://severr.livejournal.com/451691.html
http://severr.livejournal.com/160685.html
http://vvedenskoe-grave.narod.ru/vov/nn/seynes.htm Фрагмент фильма "Нормандия - Неман"
Песня в исполнении Марка Бернеса "Памяти эскадрильи "Нормандия-Неман"
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Этот пост ждёт ваших комментариев.
Не знаете, как оставить комментарий?
Тогда эта инструкция для вас!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Выберите "Имя/URL".
- Напишите своё имя, строчку URL можно оставить пустой.
- Нажмите "Продолжить" и комментируйте.
Заранее спасибо!
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.